Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1403
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В этот период, несмотря на то, что социальная работа с группой признавалась профессиональным сообществом как самостоятельный вид деятельности, имеющий свои специфические методы и принципы работы с клиентом, тем не менее имелось много разногласий по поводу ее целей и функций. Одна группа исследователей считала, что групповая работа должна быть направлена на работу с людьми, имеющими проблемы в социальных отношениях. Другие своими основными задачами считали работу с “нормальными” людьми. Третьи видели главную задачу в области образования, четвертые — в области досуга.
К середине 1930-х гг. групповая работа все чаще рассматривается как социальная работа с группой, имеющая определенные системные черты: она представляла собой определенную область деятельности, рефлексировалась как специфический помогающий процесс, имела свои методы изменения ситуации клиента.
В 1950—1960-е гг. развитие социальной работы с группой было связано с отходом от концепций социального действия и переходом к концепциям лечения. Основной акцент переносится на терапевтическую работу, особенно на директивные ее формы, -— это работа в области межкультурных и межрасовых программ. Дальнейшее распространение получает групповая работа среди молодежи, развивается сотрудничество между представителями школ индивидуальной и групповой работы.
Национальной ассоциации социальной работы в 1970-е гг. удалось сформулировать основные цели социальной работы с группой:
1) корректирующие — обеспечить получение позитивного опыта в ситуациях социальных и индивидуальных дисфункций;
2) профилактические — предотвратить социальные и индивидуальные кризисы в ситуациях, в которых имеется опасность ухудшения процесса жизнедеятельности;
3) позитивного роста и развития — облегчить развитие индивидуумов в период кризисных жизненных циклов;
4) повышения индивидуальной самооценки — достигнуть большей степени самореализации через значимые межличностные отношения.
Групповое движение стало развиваться в нашей стране в 70-е гг. Почти все отечественные школы тренинга опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы групповой психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей.
Позиция социального работника
также зависит от того, какие цели и направление выбрала групповая социальная работа. Например, если группа ориентирована на достижение более общезначимых целей, которые касаются правового и гражданского контекста, то социальный работник берет на себя обязанности координатора и организует внешние связи группы с другими группами, которые также объединены на основе какого-либо признака или стремления к достижению поставленной цели. Но если цель группы – это расширение сферы самосознания, а также индивидуального опыта каждого участника за счет более интенсивного общения (например, тимбилдинг, тренинг коммуникативных навыков индивидов в группе), то в данном случае социальный работник – это лишь посредник внутри группового взаимодействия.
Стадии формирования и развития групп
Лидер и члены группы могут сталкиваться с различными проблемами на каждой стадии ее развития.
Формирование. Стадия, на которой происходит отбор членов в группу в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).
Бурление (смятение). Стадия, представляющая собой период сильного эмоционального напряжения между членами группы. Здесь возможно возникновение конфликтов, появление конфронтации между членами группы, могут создаваться группировки и коалиции, происходить изменения в составе и межличностных отношениях.
Роль формального лидера на этой стадии заключается в решении внутригрупповых конфликтов, а также в установлении исходных условий взаимодействия.
Становление норм (нормирование). Члены группы начинают конструктивно сотрудничать друг с другом, разрабатывают групповые нормы поведения и окончательно распределяют всеми признаваемые роли в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.
Выполнение работы. Эта стадия характеризуется созданием зрелой, организованной группы, члены которой эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Структура группы становится стабильной, ее члены мотивированы на выполнение общих заданий, они испытывают чувство удовлетворения от работы.
Расформирование (распад). Если задача группы выполнена, то группа может быть расформирована. Эта стадия характерна для временных групп, создаваемых в организациях для выполнения проектов или заданий в сжатые сроки.
Эффективность работы группы повышается при переходе от стадии формирования к стадии выполнения работы.
Лейман Я. выделяет следующие этапы групповой работы:
1) уточнение решаемой проблемы, более глубокое осознание объективного противоречия, порождающего данную проблему;
2) уточнение направления общей деятельности, ее планирование;
3) исследование (анализ) проблемы;
4) выработка альтернативных решений, их оценка, планирование;
5) обсуждение альтернатив с руководством, выбор оптимального варианты решения.
В основе групповой работы социального работника лежат следующие принципы:
1. Признание уникальности каждого клиента в межгрупповом взаимодействии.
2. Признание широкого разнообразия групп как видов человеческого сообщества.
3. Принятие индивида с его уникальными возможностями, способностями, слабостями и своеобразием.
4. Утверждение целенаправленных взаимодействий между членами группы и социальным работником.
5. Поддержка и предоставление полезных контактов всем членам группы.
7. Поддержка каждого члена группы, предоставление ему возможности для реализации и актуализации своих потребностей.
8. Предоставление каждому члену группы возможности участвовать в групповом процессе, решая свои индивидуальные проблемы.
9. Создание условий членам группы для получения нового опыта социальных отношений.
11. Целенаправленное использование программы работы с группой с целью достижения поставленных задач.
12. Проявление теплых и дружеских отношений со стороны социального работника ко всем членам группы.
В социологии теория поля исследует, как индивиды конструируют социальные поля и как они подвержены влиянию таких полей. Социальные поля-это среды, в которых происходит конкуренция между индивидами и группами, такие как рынки, академические дисциплины, музыкальные жанры и т. д.
Теория социального обмена - направление в социологии, представители которого рассматривают обмен различными типами деятельности как фундаментальную основу общественных отношений, на которой базируются различные структурные образования.
Центральным в теории социального обмена является анализ отношений между акторами (субъектами деятельности) в различных социальных структурах, вступающими во взаимодействие для удовлетворения своих потребностей.
Системно-ориентированные перспективы занимают важную нишу в социальной работе. В противоположность консультированию, психотерапии и другим вспомогательным профессиям, нацеленным на работу с пациентами и клиентами, в них акцентируется внимание на социальные процессы.
Термин системы обозначает наличие взаимосвязей и ресурсные особенности семей и групп, а также их эффективное функционирование.
Цель экосистемного подхода в практической социально-педагогической деятельности (социальной работе) заключается в обеспечении взаимодействия в микро-, экзо-, мезосистемах, с помощью которых человек (дети и взрослые), а также социальные институты (семья) строят свое окружение, взаимодействуют и под их влиянием изменяются и самореализуются. Одним из реальных инструментов в экосистемном подходе является экокарта (карта социального пути).
ДашаБ.
30. Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов: организация, принципы, стандарты социального обслуживания
Правовые основания системы социального обслуживания в РФ. Основные виды социального обслуживания. Система учреждений социального обслуживания, виды учреждений социального обслуживания. Характеристика основных видов услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания.
Профессиональная деятельность в системе социального обслуживания, права и обязанности социальных работников. Права и обязанности гражданина в системе социального обслуживания.
Зафиксированные в Конституции РФ права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением в нашем государстве.
В ст. 7 Конституции заложены основные принципы социального государства и развития системы социальных служб, подчеркивается, что в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Для обеспечения социального равенства каждому гражданину и отдельным категориям граждан Конституция РФ предусматривает определенные правовые льготы- преимущества, установленные законом, в виде предоставления дополнительных прав или освобождения от определенных обязанностей (охрана труда и здоровья женщины, правовая защита, материальная поддержка материнства и детства и др.).
Нормативные правовые акты, направленные непосредственно на регулирование процессов, проходящих в области социальной работы на федеральном уровне, подразделяются на следующие виды: 1) законы как акты, обладающие высшей юридической силой (Конституция РФ, кодексы, федеральные законы); 2) подзаконные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и инструкции федеральных министерств и ведомств). Подобное разграничение характерно и для уровня субъектов РФ.
Cоциальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
Cоциальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
Статья 19 ФЗ-442 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации закрепляет Формы социального обслуживания:
1. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.
2. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
3. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
+ Срочные социальные услуги. Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.