Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1402
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды учреждений социального обслуживания зафиксированы в ГОСТ Р 52498-2005 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания.
Типы учреждений
В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:
-
- стационарные; -
- полустационарные; -
- нестационарные; -
- комплексные; -
- учреждения (отделения) социального обслуживания на дому; -
- учреждения (отделения) срочного социального обслуживания; -
- учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи.
Стационарное учреждение (или стационарное отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое осуществляет социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении (отделении учреждения), путем предоставления социальных услуг всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе.
Полустационарное учреждение (или отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении (или отделении учреждения).
Нестационарное учреждение (или нестационарное отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения).
Комплексное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.
Учреждение (или отделение) социального обслуживания на дому - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания.
Учреждение (или отделение) срочного социального обслуживания - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
Учреждение (или отделение) срочной социально-консультационной помощи - это учреждение (или отделение учреждения), оказывающее гражданам социально-консультационную помощь, направленную на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье, обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
Виды учреждений
Виды учреждений определяют в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Социальный приют для детей - специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, - специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 3 до 18 лет), и оказания содействия в их дальнейшем жизненном устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан.
Детский дом-интернат для умственно отсталых детей - государственное медико-социальное реабилитационное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания детей в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой адаптации.
Комплексный центр социального обслуживания населения - государственное комплексное учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов и содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
Центр экстренной психологической помощи по телефону - государственное учреждение, предназначенное для предоставления экстренной психологической помощи различным категориям и группам населения.
Специальный дом-интернат (специальное отделение) для престарелых и инвалидов - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, из числа:
Учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий - это дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации и другие.
В ФЗ-442 от 28.12.2013 "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" закреплены следующие виды социальных услуг:
-
1) социально-бытовые услуги. -
2) социально-медицинские услуги. -
3) социально-психологические услуги, -
4) социально-педагогические услуги. -
5) социально-трудовые услуги. -
6) социально-правовые услуги. -
7) социальные услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в т.ч. детей-инвалидов. -
8) срочные социальные услуги.
Профессиональная деятельность в системе социального обслуживания, права и обязанности социальных работников.
Профессиональный стандарт социального работника утвержден приказом Минтруда РФ от 18.11.2013 № 677н. Основным видом деятельности в профессиональном стандарте социального работника названо предоставление клиентам услуг социального плана.
Трудовых функций в профстандарте две:
-
1. Работа по реализации соцуслуг и мер соцподдержки населения; -
2. Планирование, организация и контроль реализации соцуслуг и мер соцподдержки.
Права социальных работников:
-
1.Вносить предложения по вопросам, относящимся к компетенции службы, по вопросам улучшения социального обслуживания населения. -
2. Получать любую методическую помощь со стороны заведующего отделением социального обслуживания на дому. -
3. На обеспечение спецодеждой, спецобувью, моющими и обезвреживающими средствами и другими средствами индивидуальной защиты. -
4. Обратиться в тарификационную комиссию о повышении квалификационного разряда и повышении оплаты труда. -
5. На условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Обязанности социальных работников:
-
1. Осуществлять выявление пенсионеров, инвалидов, одиноких лиц, перенесших тяжелые заболевания, многодетных семей, семей одиноких матерей и других лиц, нуждающихся в обслуживании на дому. -
2. Выполнять социально-бытовые услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам согласно действующего перечня гарантированных и дополнительных услуг в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта РФ. -
3. Соблюдать правила поведения при обслуживании граждан на дому. -
4. Соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной от обслуживаемых граждан, никогда не использовать указанную информацию для личной выгоды либо в интересах третьих лиц. -
5. Оказывать содействие в поддержании контактов с родными и близкими обслуживаемого. -
6. Оказывать клиентам помощь в поддержании личной гигиены; иметь постоянный контакт с лечащим врачом обслуживаемого. -
7. Производить прием и расчет денежных средств от клиентов за оказание платных услуг с оформлением отчетности. -
8. Координировать работу по оказанию социальной помощи по месту жительства; участвовать в организации и проведении благотворительных мероприятий. -
9. Выполнять разовые поручения заведующего отделением, руководства Центром. -
10. Соблюдать трудовую дисциплину. -
11. Соблюдать правила охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности. -
12. Незамедлительно информировать руководство ГУ СО ЦСО обо всех чрезвычайных ситуациях, произошедших как с обслуживаемыми, так и лично с работниками.
Права и обязанности гражданина в системе социального обслуживания.
Права и обязанности получателей социальных услуг описаны в 3 главе ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Таким образом, согласно этому нормативному акту получатели социальных услуг имеют право на:
-
1)уважительное и гуманное отношение; -
2)получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг; -
3)выбор поставщика или поставщиков социальных услуг; -
4)отказ от предоставления социальных услуг; -
5)защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации; -
6)участие в составлении индивидуальных программ; -
7)обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход; -
8)свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время; -
9)социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
В свою очередь, получатели социальных услуг обязаны:
-
1)предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг; -
2)своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг; -
3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.
Даша Пр
31. Правовое обеспечение социальной работы: цели, задачи, правовые механизмы