Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1402

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виды учреждений социального обслуживания зафиксированы в ГОСТ Р 52498-2005 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания.

Типы учреждений

В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:

  • - стационарные;

  • - полустационарные;

  • - нестационарные;

  • - комплексные;

  • - учреждения (отделения) социального обслуживания на дому;

  • - учреждения (отделения) срочного социального обслуживания;

  • - учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи.

Стационарное учреждение (или стационарное отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое осуществляет социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении (отделении учреждения), путем предоставления социальных услуг всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе.

Полустационарное учреждение (или отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении (или отделении учреждения).

Нестационарное учреждение (или нестационарное отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения).

Комплексное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.

Учреждение (или отделение) социального обслуживания на дому - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания.


Учреждение (или отделение) срочного социального обслуживания - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Учреждение (или отделение) срочной социально-консультационной помощи - это учреждение (или отделение учреждения), оказывающее гражданам социально-консультационную помощь, направленную на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье, обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Виды учреждений

Виды учреждений определяют в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Социальный приют для детей - специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, - специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 3 до 18 лет), и оказания содействия в их дальнейшем жизненном устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан.


Детский дом-интернат для умственно отсталых детей - государственное медико-социальное реабилитационное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания детей в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой адаптации.

Комплексный центр социального обслуживания населения - государственное комплексное учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов и содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Центр экстренной психологической помощи по телефону - государственное учреждение, предназначенное для предоставления экстренной психологической помощи различным категориям и группам населения.

Специальный дом-интернат (специальное отделение) для престарелых и инвалидов - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, из числа:

Учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий - это дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации и другие.

В ФЗ-442 от 28.12.2013 "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" закреплены следующие виды социальных услуг:

  • 1) социально-бытовые услуги.

  • 2) социально-медицинские услуги.

  • 3) социально-психологические услуги,

  • 4) социально-педагогические услуги.

  • 5) социально-трудовые услуги.

  • 6) социально-правовые услуги.

  • 7) социальные услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в т.ч. детей-инвалидов.

  • 8) срочные социальные услуги.


Профессиональная деятельность в системе социального обслуживания, права и обязанности социальных работников.

Профессиональный стандарт социального работника утвержден приказом Минтруда РФ от 18.11.2013 № 677н. Основным видом деятельности в профессиональном стандарте социального работника названо предоставление клиентам услуг социального плана.

Трудовых функций в профстандарте две:

  • 1. Работа по реализации соцуслуг и мер соцподдержки населения;

  • 2. Планирование, организация и контроль реализации соцуслуг и мер соцподдержки.

Права социальных работников:

  • 1.Вносить предложения по вопросам, относящимся к компетенции службы, по вопросам улучшения социального обслуживания населения.

  • 2. Получать любую методическую помощь со стороны заведующего отделением социального обслуживания на дому.

  • 3. На обеспечение спецодеждой, спецобувью, моющими и обезвреживающими средствами и другими средствами индивидуальной защиты.

  • 4. Обратиться в тарификационную комиссию о повышении квалификационного разряда и повышении оплаты труда.

  • 5. На условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Обязанности социальных работников:

  • 1. Осуществлять выявление пенсионеров, инвалидов, одиноких лиц, перенесших тяжелые заболевания, многодетных семей, семей одиноких матерей и других лиц, нуждающихся в обслуживании на дому.

  • 2. Выполнять социально-бытовые услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам согласно действующего перечня гарантированных и дополнительных услуг в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта РФ.

  • 3. Соблюдать правила поведения при обслуживании граждан на дому.

  • 4. Соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной от обслуживаемых граждан, никогда не использовать указанную информацию для личной выгоды либо в интересах третьих лиц.

  • 5. Оказывать содействие в поддержании контактов с родными и близкими обслуживаемого.

  • 6. Оказывать клиентам помощь в поддержании личной гигиены; иметь постоянный контакт с лечащим врачом обслуживаемого.

  • 7. Производить прием и расчет денежных средств от клиентов за оказание платных услуг с оформлением отчетности.

  • 8. Координировать работу по оказанию социальной помощи по месту жительства; участвовать в организации и проведении благотворительных мероприятий.

  • 9. Выполнять разовые поручения заведующего отделением, руководства Центром.

  • 10. Соблюдать трудовую дисциплину.

  • 11. Соблюдать правила охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности.

  • 12. Незамедлительно информировать руководство ГУ СО ЦСО обо всех чрезвычайных ситуациях, произошедших как с обслуживаемыми, так и лично с работниками.


Права и обязанности гражданина в системе социального обслуживания.

Права и обязанности получателей социальных услуг описаны в 3 главе ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Таким образом, согласно этому нормативному акту получатели социальных услуг имеют право на:

  • 1)уважительное и гуманное отношение;

  • 2)получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

  • 3)выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

  • 4)отказ от предоставления социальных услуг;

  • 5)защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • 6)участие в составлении индивидуальных программ;

  • 7)обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;

  • 8)свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

  • 9)социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

В свою очередь, получатели социальных услуг обязаны:

  • 1)предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;

  • 2)своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;

  • 3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.


Даша Пр

31. Правовое обеспечение социальной работы: цели, задачи, правовые механизмы