Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1400

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Право как важнейший регулятор общественных отношений. Защита прав человека как цель правового обеспечения социальной работы. Механизмы правового обеспечения. Права, свободы, обязанности гражданина РФ. Равенство прав и обязанностей граждан. Международные документы и Конституция РФ о социальных правах и свободах человека и гражданина. Государственные льготы и гарантии как механизм реализации социальной справедливости и поощрения граждан.

Социальная работа как помощь в реализации прав и свобод гражданина. Государственно-правовые основы социальной работы в современной России: актуальные проблемы, противоречия и пути их преодоления.

Даша Пр

32. Международное, федеральное и региональное законодательство, регулирующее охрану прав граждан на социальное обеспечение

Правовое регулирование общественных отношений в сфере социального обеспечения на международном уровне. Всеобщая декларация прав человека. Европейская социальная хартия. Конвенция о защите прав инвалидов. Конвенция о защите прав ребенка. Принципы соотношения международного, федерального и регионального законодательства. Значение международных нормативно-правовых актов для социального развития. Основные федеральные и региональные нормативно-правовые акты в области социальной работы. Значение правовых норм в обеспечении социальных прав граждан. Отсутствие единого кодифицированного нормативно-правового акта в сфере социального обеспечения как характерная особенность правовой системы РФ.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере социального обеспечения на международном уровне

Из ст. 15 Конституции РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами Российской Федерации в случае их противоречия. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Поэтому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации играют важную роль в правовом регулировании социального обеспечения в Российской Федерации.


Международные правовые акты, регламентирующие социальное обеспечение, можно разделить на четыре группы.

1. В первую группу входят универсальные международные правовые акты, принятые Организацией Объединенных Наций – ООН (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.). Всеобщая декларация прав человека провозгласила право каждого человека на социальное обеспечение, закрепила принципы его предоставления. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах также признается право на социальное обеспечение, гарантируется достаточный жизненный уровень. В международных актах первой группы не только закрепляется право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, но и определяется тот уровень жизни, который ему должен гарантироваться. Вместе с тем эти акты содержат перечни всех социальных рисков, защиту от наступления которых призвано гарантировать государство. ПРИМЕРЫ: Конвенция ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", Конвенция ООН "О правах ребенка", Декларация ООН "О правах инвалидов".

2. Во вторую – акты специализированных организаций (Всемирной организации здравоохранения. Международной организации труда). Акты Международной организации труда (далее – МОТ), которая уделяет значительное внимание вопросам социального обеспечения и охраны здоровья работников. Нормотворчество является важнейшей функцией этой организации. Ценность актов МОТ состоит также в том, что они закрепляют достаточно эффективный контрольный механизм, включающий в себя регулярный контроль на основе докладов правительств и контроль, базирующийся на направлении представлений и жалоб. ПРИМЕРЫ: Конвенция МОТ от 28 июня 1952 г. № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения", Конвенция МОТ от 22 июня 1962 г. № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики", Конвенция МОТ от 29 июня 1967 г. № 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца", Конвенция МОТ от 25 июня 1969 г. № 130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни".

3. В третью – акты регионального характера (заключенные в рамках Совета Европы, СНГ); Европейская социальная хартия закрепляет обязанность государств создавать или поддерживать систему социального обеспечения на достаточно удовлетворительном уровне, добиваться постепенного выведения системы социального обеспечения на более высокий уровень, принимать меры по устранению причин нездоровья.

ПРИМЕРЫ: Европейский кодекс социального обеспечения от 16 апреля 1964 г. регулирует предоставление медицинской помощи, выплат по болезни, безработице, старости, помощь в случае производственной травмы, помощи семьям – при наличии детей, помощи по беременности и родам, помощи по инвалидности, в случае смерти кормильца. В общем виде вопросы социального обеспечения регламентируются Конвенцией СНГ 1995 г. "О правах и основных свободах человека". В Конвенции закреплено право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей. 13 марта 1992 г. было заключено межправительственное Соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Соглашение урегулировало порядок назначения пенсий гражданам, приобретшим право на пенсию после распада СССР на территории одного из государств – участников Соглашения, а также порядок пенсионного обеспечения в случае переселения пенсионера из одного государства-участника в другое, исчисления трудового стажа и заработка для назначения пенсий, подтверждения трудового стажа. Соглашение определило и основные направления сотрудничества компетентных органов сторон по его реализации. Соглашение СНГ от 26 июня 1992 г. "О сотрудничестве в области охраны здоровья населения" посвящено разработке и осуществлению совместных программ по приоритетным и актуальным проблемам здравоохранения и медицинской науки; подготовке, использованию и повышению квалификации медицинских, научных и научно-педагогических кадров на основе согласованных квалификационных требований к выпускнику, специалисту; разработке и производству изделий медицинской техники, лекарственных, диагностических средств и иммунобиологических препаратов и т.д.

4. В четвертую – двусторонние международные договоры и соглашения Российской Федерации. Прежде чем перейти к анализу двусторонних соглашений Российской Федерации, следует вернуться к положениям Конвенции МОТ "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения". Конвенция содержит два принципа, на которых должны базироваться двусторонние договоры и соглашения. Одним из основных вопросов социального обеспечения, нуждающихся в регламентации, является его финансирование. Статья 7 Конвенции гласит, что по взаимному соглашению между заинтересованными государствами расходы по выплате пособий по инвалидности, старости и случаю потери кормильца либо распределяются между соответствующими членами, либо их несет тот член, на территории которого проживает получатель. Иначе говоря, такими принципами являются принцип территориальности и принцип пропорциональности.


Основная отличительная особенность соглашений, построенных по принципу территориальности, состоит в том, что они предусматривают предоставление всех видов социального обеспечения, как страховых, так и не страховых, согласно законодательству государства, на территории которого проживает гражданин. На основе данного принципа построены следующие соглашения: Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой от 24 декабря 1960 г. "О сотрудничестве в области социального обеспечения", Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 14 января 1993 г. "О трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами своих государств", Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики "О пенсионном обеспечении" от 29 июня 1999 г.

· 10 декабря 1948 года. Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозглашающую права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и другие). Провозгласила право каждого человека на социальное обеспечение, закрепила принципы его предоставления. СТАТЬЯ 22. Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

· Конвенция ООН "О правах ребенка", принятая 20 ноября 1989 г., провозгласила право каждого ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, благами социального обеспечения. Статьи 5—11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

· Среди правозащитных конвенций Совета Европы наиболее важную роль после Конвенции о защите прав человека и основных свобод играет Европейская социальная хартия (ЕСХ).
Текст ЕСХ существует в двух редакциях: первоначальной — Европейская социальная хартия от 18 октября 1961 г., и современной, усовершенствованной и дополненной — Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 г. Предмет ЕСХ, таким образом, образуют социально-экономические права наемных работников, пенсионеров и других лиц, требующие активной поддержки и финансирования со стороны государства. По этой причине текст части II ЕСХ, содержащей перечень социальных прав, составлен в виде своеобразного «меню»: государства-участники могут выборочно присоединяться к ее статьям и пунктам (параграфам) при условии соблюдения минимальных квот, указанных в части III ЕСХ.

· Конвенция ООН "О правах инвалидов" от 13 декабря 2006 г. нацелена на защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод. Конвенция закрепила принципы уважения особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества, равенства возможностей, доступности, равенства мужчин и женщин, уважения развивающихся способностей детей-инвалидов и права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.