Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1408
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Последствия «выгорания» и для отдельного человека и для группы образуют замкнутый круг: новый человек, заменивший «сгоревшего», оказывается в «зараженной» среде и тоже «заболевает», пополняя «клуб угольков». Поэтому простая замена человека в коллективе неэффективна и все затраты связанные с ней сводит на нет.
Катя:
50. Профилактика развития синдрома эмоционального выгорания у социальных работников
Понятие профилактики СЭВ. Организация профилактики СЭВ: уровни (личностный, организационный). Методики эмоциональной саморегуляции как фактор сохранения профессионального здоровья. Понятие и виды супервизии и ее роль для профилактики СЭВ. Актуальные проблемы внедрения супервизии в практику социальной работы в РФ.
Профилактика СЭВ предполагает: информированность руководителей и участников социальных групп о признаках и сути СЭВ; понимание природы факторов риска и приобретение навыков снижения риска через выбор определенных стратегий жизни и рациональное пользование ее возможностями; овладение методами преодоления СЭВ и восстановления личностного потенциала и здоровья.
Уровни профилактики СЭВ можно разделить на личный и организационный. На личном уровне каждый сотрудник в зависимости от степени своей собственной осознанности может предпринять ряд профилактических мер, чтобы избежать появления синдрома:
1. Установление баланса между работой и личной жизнью: для сохранения здоровья — как физического, так и психического — организму необходим регулярный отдых и наличие интересов помимо работы.
2. Внедрение регулярной физической активности: тренировки и упражнения дают выход эмоциям, особенно негативным, и накопившемуся стрессу.
3. Режим сна: на сон влияет гормон мелатонин, а на его выработку влияет освещенность; так, синее свечение экранов нарушает его функционирование и приводит к нарушениям сна.
4. Организация своей работы: важно планировать свой график так, чтобы работа была распределена равномерно, а не находиться в постоянном стрессе от дедлайна к дедлайну.
5. Переключение между видами деятельности: однообразная рутинная работа не полезна для психоэмоционального состояния; нужно стараться вносить разнообразие в рабочие задачи.
6. Своевременное обращение за помощью: наверное, самый трудный шаг — это осознать и принять проблему, чтобы вовремя обратиться к специалисту. В случае развития выгорания необходимо комплексное лечение от психолога/психиатра.
Организационный уровень профилактики СЭВ:
1. Четкая постановка задачи и цели сотрудникам: планирование исключает или сводит к минимуму неопределенность, а именно неопределенность — это один из факторов риска развития СЭВ.
2. Урегулирование рабочих конфликтов: тимбилдинг, проведение тренингов с психологом и многое другое — все это способствует формированию здоровой обстановки в коллективе. Для профилактики СЭВ среди сотрудников коммуникативных профессий пользуется популярностью методика Балинтовских групп, направленная на анализирование рабочих ситуаций, которые вызвали какие-либо затруднения в работе.
3. Мотивация: повысить уровень мотивации можно с помощью системы поощрений, обучения сотрудников, включения специалистов в параллельные области, похвалы и/или обращения внимания на достижения конкретных сотрудников.
4. Проведение обучения противодействию стрессу: в настоящее время существует довольно много методик по саморегуляции: управление эмоциями, тревожными состояниями и стрессом в целом. Если научить сотрудников справляться со стрессом, это значительно снизит вероятность развития СЭВ.
Во избежание нарушений в психоэмоциональной деятельности, для сохранения психического здоровья, гармоничных отношений с собой и окружающими необходима способность к саморегуляции. Саморегуляция — это управление психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Эффекты саморегуляции: - эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); - эффект восстановления (ослабление проявлений утомления); - эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Существуют разнообразные способы саморегуляции, которые способствуют восстановлению сил, нормализуют эмоциональный фон деятельности, и усиливают мобилизацию ресурсов организма.
Способы, связанные с управлением дыхания. Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Существует медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации и частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением. Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Способы, связанные с воздействием слова - это самоприказ, самопрограммирование, самоодобрение (самопоощрение): формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Способы, связанные с использованием образов. Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Эти образы будут ресурсными.
Так же существуют естественные приемы регуляции организма: – смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий. В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта: – эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); – эффект восстановления (ослабление проявлений утомления); – эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Таким образом, владение способами саморегуляции позволяет управлять своими познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности, регулировать свое психофизическое состояние, выбирая и оптимальные для себя методики и используя их для мобилизации своих возможностей или релаксации.
Одним из эффективных методов профилактики профессионального выгорания является супервизия.
Супервизия — регулярно практикуемая форма сохранения качества профессиональной деятельности специалистов, работающих в сфере «помогающих профессий». Супервизия представляет собой профессионально-ориентированную позицию помощи, сконцентрированной на требованиях профессиональной рабочей ситуации, анализ, рефлексию и отработку этой ситуации, улучшение профессиональной компетентности, разрешение межличностных конфликтов, эмоциональную поддержку и т.д. Участие в супервизии позволяет выявить и обозначить затруднения, возникшие в работе, получить обратную связь, проанализировать причины своих затруднений, намечать стратегию и пути дальнейшей работы. Целью супервизии является увеличение целенаправленности профессиональных действий, повышение профессионального мастерства, степени удовлетворенности собственной работой и профилактика профессиональных рисков.
Типы супервизии:
• один на один – это заранее запланированная встреча с повесткой дня, чтобы обсудить и оценить конкретную работу;
• групповая супервизия – в коллективе сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу друг друга, участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался; происходит обмен опытом и знаниями.
• неформальная супервизия – незапланированная консультация с супервизором лицом к лицу или по телефону;
• кризисная супервизия – незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям работника, привел к кризисному состоянию специалиста.
Однако, в нашей стране супервизорская практика еще недостаточно развита, систематизирована. Часто проходит стихийно, дилетантски, искаженно. В лучшем случае подготовленные супервизоры есть в долгосрочных психотерапевтических программах, (гештальт-супервизоры, психоаналитические супервизоры, психодраматисты-супервизоры и т.д.).
Павлова
51. Профессия социального работника в современных условиях: сущность, факторы и особенности развития
Предпосылки становления профессии социального работника в России в конце 1980-начале 1990-х гг. Развитие профессии в 1990-2000 годы: основные этапы. Влияние социально-экономических, социально-политических и социокультурных условий на развитие профессии социального работника. Профессиональные роли социальных работников и специалистов по социальной работе.
Современный этап развития профессиональной социальной работы в России: профессиональные стандарты социального работника и специалиста по социальной работе и их роль для развития профессии.
Институционально профессия социального работника существует в России с 1991 г. Ее появление было вызвано объективной потребностью и необходимостью прогрессивного развития нашего общества.
Основной предпосылкой необходимости оформления социальной работы как профессионального вида деятельности стал переход к рыночным отношениям в обществе, вызвавший коренные изменения в повседневной жизни людей. Изменения социального контекста были связаны не только с резким снижением уровня жизни значительной части населения, особенно социально уязвимых категорий (семей с детьми, пожилых людей, инвалидов и др.), безработицей, невыплатой или несвоевременной выплатой заработной платы и т. д. Произошли смена ценностей, отказ от патернализма, от универсальной системы социального обеспечения. Резкое обострение и усложнение социально-экономических проблем обусловило необходимость создания эффективной системы социальной защиты, подготовки профессиональных социальных работников, обладающих необходимыми знаниями и умениями, способными решать эти проблемы. Как свидетельствует практика, люди часто сталкивались с такими проблемами, которые не могли решать сами. Для этого потребовалась помощь специалистов-профессионалов. В 1994 г. Постановлением Минтруда России от 12 октября № 66 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифноквалификационных характеристик по должностям работников бюджетных учреждений и организаций служб социальной защиты населения» были утверждены две должности: «социальный работник» и «специалист по социальной работе».
В соответствии с Федеральным Законом «Об основах соц. обслуживания в РФ» (1995 год) стало формироваться целая сеть новых соц. учреждений, включая комплексные центры соц. обслуживания, геронтологические центры, центры психолого-педагогич. помощи, социально-реабилитац. центры для несовершеннолетних, соц. приюты для детей и подростков, территориальные центры соц. помощи семье и детям и др.
Соц. работа, будучи частью соц. политики и важным механизмом обеспечения соц. защиты, развивается в соответствии сообщим социально-экономическим курсом, осуществляемым государством.
Ролевой репертуар социального работника