Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1401
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профессиональная роль социального работника обусловлена местом индивида в системе объективных социальных отношений и осуществляемыми им функциями.
Уровни профессиональной деятельности социального работника (И.А. Зимняя) включают: практическую социальную работу с клиентом; организацию и координацию этой работы; управление социальной работой на уровне социальных служб; обучение социальной работе; исследование в социальной работе.
Выделяют группы профессиональных ролей социального работника: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, исследователь.
Осуществление функций социального работника предполагает определенные условия:
1) понимание социальным работником проблем клиента;
2) способность социального работника адекватно воспринимать жизненные проблемы клиента;
3) знание социальных ресурсов, которыми располагают учреждения и организации;
4) знание возможностей смежных профессий, для привлечения их представителей;
5) взаимопонимание различных специалистов при посредничестве социального работника;
6) передача клиентом своих полномочий социальному работнику;
7) доверие сторон посреднику.
Профессиональные роли социального работника могут быть дифференцированы. Так профессор И.А. Зимняя определяет 13 профессиональных ролей.
1. «Определитель клиента» – находит клиента, устанавливает факторы, побудившие проблемы.
2. Брокер – социальный работник направляет нуждающихся людей в соответствующие службы.
3. Посредник (буфер) – социальный работник между людьми с целью помочь преодолеть разногласия.
4. Адвокат (защитник) – социальный работник борется за права и достоинства людей, нуждающихся в помощи.
5. Оцениватель – социальный работник собирает информацию, оценивает проблемы людей.
6. Мобилизатор – социальный работник собирает, активизирует, организует действия для решения проблем.
7. Учитель – социальный работник передает информацию, знания.
8. Корректор поведения – социальный работник вносит изменения в поведенческие стереотипы.
9. Консультант – помогает решить клиенту проблемы.
10. Проектант сообществ – социальный работник, планирующий развитие программ деятельности.
11. Менеджер информации – социальный работник собирает информацию об окружающей среде.
12. Администратор – социальный работник, управляющий социальной службой. 13.Практик – конкретная помощь социального работника на местах.
Знание и использование функций способствует повышению эффективной деятельности социального работника.
Современный этап развития профессиональной социальной работы в России: профессиональные стандарты социального работника и специалиста по социальной работе и их роль для развития профессии:
В наши дни по-прежнему актуальна задача сближения понятий "профессия социального работника" и "деятельность социального работника": в том, что первое понятие гораздо шире, чем второе, мы убеждаемся, когда сопоставляем требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров или специалистов социальной работы с должностными обязанностями и квалификационными характеристиками специалиста, занимающегося социальной работой.
Так, исходя из современного профессионального стандарта, утвержденного Министерством образования России специалист по социальной работе не только ведет консультирование и оказывает специализированную помощь клиентам, но и "проводит исследовательско-аналитическую деятельность по проблемам социального положения населения с целью разработки проектов и программ социальной работы, участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб и учреждений, содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению".
Социальный работник ощущает принадлежность к группе профессионалов (специалистов) и укрепляет эту коллективную идентичность, входя в профессиональную ассоциацию. В каждой стране, где существует эта профессия, имеется национальная ассоциация социальной работы. У нас тоже были образованы три, профессиональные ассоциации, действующие на федеральном уровне, расширен выпуск периодических изданий, разработан, а затем обновлен этический стандарт, которому должна отвечать социальная работа. Отметим, что конференции по теоретическим и практическим вопросам так же, как творчество ассоциаций, журналов и институтов, вносят весомый вклад в процесс ее профессионализации, осуществляя обмен информацией с региональными отделениями.
52. Социальная работа в сфере здравоохранения: организация и основные направления (Аня)
Система здравоохранения как сфера жизнедеятельности человека.
Сущность и виды социальных проблем человека в системе учреждений здравоохранения: медико-социальные, социально-бытовые, психологические, этические, духовные.
Особенности социальной работы в системе здравоохранения: основные направления и организация. Социально-медицинская просветительская деятельность. Место и роль специалиста социальной работы в учреждениях здравоохранения. Социальная работа в области планировании семьи, охраны материнства и детства. Формирование здорового образа жизни как превентивная задача социальной работы.
Социальная работа в психиатрии и наркологии.
Направления социальной работы с людьми, имеющими онкологические заболевания. Паллиативная помощь.
Система здравоохранения как сфера жизнедеятельности человека.
Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом и внести положительный вклад в развитие общественного производства.
Здравоохранение выполняет следующие функции:
а) оказание населению квалифицированной медицинской помощи;
б) оказание населению медико-социальной помощи;
в) осуществление социальной профилактики – мероприятий по охране здоровья населения, оздоровлению окружающей среды, формированию навыков здорового образа жизни, планированию семьи;
г) информационная функция – проведение постоянного наблюдения за здоровьем населения с учетом влияния различных факторов.
Важнейшими направлениями и принципами функционирования системы здравоохранения на современном этапе являются следующие:
1) создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;
2) обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарствами;
3) приоритетность мер профилактической направленности, развитие первичной медицинской помощи;
4) ответственность органов государственного управления, местных распорядительных и исполнительных органов за состояние здоровья населения.
Особенности социальной работы в системе здравоохранения:
основные направления и организация.
В настоящее время во многих учреждениях здравоохранения предусмотрена ставка специалиста по социальной работе.
Система социальной работы в государственном здравоохранении включает профилактику, диагностику, лечение, сохранения здоровья и реабилитацию. Эта система действует на разных этапах, начиная от составления программ здравоохранения до работы в больницах общего типа или специализированных.
Существует два типа социальной работы в учреждении здравоохранения – патогенетический и профилактический.
Патогенетическая работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, социальную работу в отдельных областях медицины и здравоохранения, создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий.
Профилактическая работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья.
Профилактическая социальная работа в учреждении здравоохранения подразделяется на два типа:
Задача первичной профилактики – предупреждение развития у человека патологических состояний, т. е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.
Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач.
Приоритетным направлением социальной работы в учреждении здравоохранения является реабилитация больных, т. е. комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, полное или частичное восстановление нарушенных функций организма, повышение адаптационных ресурсов человека, его социальной активности.
Степень восстановления социальной активности человека и его адаптационных ресурсов является своеобразным итогом социальной работы. Отсутствие в штате многих лечебных учреждений социальных работников в настоящее время объясняет тот факт, что реабилитацию больных осуществляют медицинские работники.
Важным направлением социальной помощи следует считать создание благоприятных условий и реальных возможностей для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера (предоставление рабочих мест, организация производства на дому и т. д.).
В России пока нет развитой системы социальной работы в учреждениях здравоохранения, которая могла бы эффективно помогать преодолевать трудности различным категориям больных и их родственников. Не в лучшем положении и сами работники медицины.
Практика и исследовательская, прогностическая работа социального работника в учреждениях здравоохранения за рубежом органично опирается не только на диагнозы врачей, показания лабораторных экспертиз, но и на психолого-социологические исследования, соответствующую экспертизу социального положения и психологического состояния больного и его близких, ситуаций в их семьях.
Прежде всего, выясняется общественное мнение и отношение к болезни клиента со стороны его близких и родных. Оно обычно выясняется путем бесед с родственниками по программе стандартизированного интервью. В этой связи выясняются важные вопросы относительно того, кто может наилучшим образом оказать больному материальную и психологическую моральную поддержку.
В работе с больными используются данные о специфике поведения их различных групп в типичных ситуациях, а также сведения о социальном статусе, образе жизни, профессии клиента, его семье. Учитывается и комплекс возможностей медицинского учреждения, его профессионально-квалификационная, техническая и технологическая оснащенность.
Перед социальным работником сферы здравоохранения стоят следующие задачи:
1) обеспечить оптимальную связь больного с его социальным окружением;
2) оптимизировать самопомощь и поддержку близких больному в кризисной ситуации;
3) обеспечить связь работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного;
4) оказать поддержку родным и близким в ситуациях трагического исхода болезни клиента.