Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1399
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, медико – социальная помощь населению включает не только такие направления деятельности, как первичная медико-санитарная помощь и реабилитация больных хроническими заболеваниями со стойкой утратой трудоспособности, оказание медицинских услуг по уходу за престарелыми, инвалидами, но и решение социально-бытовых, юридических, воспитательных, психологических и ряда других проблем, выполнение которых невозможно без наличия в штате учреждения здравоохранения социальных работников.
Социально-медицинская просветительская деятельность.
Социально-медицинское просвещение пропагандирует здоровый образ жизни, физическую и медицинскую активность и т.д.
Социально-медицинское просвещение рассматривается как новый вид профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный не только на передачу знаний, но и на сохранение и укрепление здоровья населения. Социально-медицинское просвещение принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья, предполагая системные медико-социальные воздействия на разных этапах развития болезни и социальной дезадаптации, являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений.
Цель социально-медицинского просвещения – посредством передачи знаний достичь максимально возможного уровня здоровья у населения. Оно должно в доступной форме получать информацию о вреде тех или иных факторов, о правильном использовании полученных знаний. Хорошо организованная пропаганда знаний, в той или иной области среди населения способствует снижению заболеваемости и преждевременной смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.
По своей сути, социально-медицинское просвещение тесно связано с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом данная деятельность не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а лишь предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности.
Социально-медицинское просвещение среди здоровых людей предполагает, прежде всего, пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т.д. Для этой цели используются лекции, индивидуальные беседы, различного рода бюллетени и т.д. Особенно важна коррекция гигиенического поведения беременных женщин, имеющих определенный риск заболеваний, так как это важнейший момент первичной профилактики, формирование установки на здоровый образ жизни.
Социально-медицинское просвещение формирует не только знания и взгляды человека в отношении здоровья, но и его образ жизни. Формирование здорового образа жизни является обязанностью не только медицинских сотрудников, но и социальных работников. Необходим тесный контакт медицинских и социальных работников, сотрудников просветительных учреждений, объединение их совместных усилий в деле формирования высокой просвещенческой культуры населения и сознательного гигиенического поведения граждан.
Направления пропаганды здорового образа жизни:
1) борьба за улучшение условий труда на предприятиях и формирование правильного отношения к вредным и опасным факторам производства, производственной гигиене, технике безопасности у работников и руководителей предприятий;
2) подготовка молодежи к браку и обучение планированию семьи;
3) организация психологической, юридической, медицинской, социальной помощи больным СПИДом и носителям инфекции;
4) обучение членов семьи приемам ухода за больным или инвалидом;
5) участие в борьбе за запрещение рекламы спиртных и табачных изделий в средствах массовой информации;
6) борьба за качество и безопасность для человека ввозимой из-за рубежа и отечественной продукции;
7) борьба за увеличение госассигнований на социальное обслуживание.
Социально-медицинское просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климатогеографических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни социальный работник должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.
Одной из разновидностей медико-социального просвещения является половое просвещение. Половое просвещение – это знания о репродуктивном здоровье, эмоциональных отношений с половым партнером, репродуктивных правах и ответственностях, противозачаточных средствах и других аспектов сексуального поведения человека. Половое (сексуальное) просвещение дает возможность осмыслить собственные ценностные ориентиры и взгляды, приобрести навыки принятия решений, ведения диалога и снижения рисков, связанных со многими аспектами сексуальной жизни. Половое просвещение также может включать сведения о сексуальности, включая информацию о планировании семьи, обо всех аспектах сексуальностях индивида, общении,
заведении знакомства, взаимоотношениях, инфекциях, передающихся половым путем, и как избежать их.
Социальный работник, осуществляя социально-медицинское просвещение, побуждает клиента задуматься о своем здоровье и предпринять конкретные шаги по его улучшению: осознать значимость собственных поступков, совершаемых сегодня для дальнейшей жизни; способствует пробуждению чувства собственного достоинства, любви и уважения к себе, что, в конечном счете, является необходимым условием для правильного поведения.
Еще одной разновидностью социально-медицинского просвещения является информационно-просветительская работа. Это профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному человеку, так и группам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работу с на индивидуальном уровне, в группе, по месту жительства или в коллективе, направленную на повышение социально-медицинской информированности.
В работе с населением большую роль играет и консультирование, которое также является частью процесса социально-медицинского просвещения и образования. Существует разнообразие форм социального консультирования, например, психолого-педагогическое, семейно-терапевтическое, медико-социальное, социально-правовое. Консультирование имеет большие возможности и огромный потенциал использования для решения медико-социальных проблем.
Специалист по социальной работе может участвовать в профилактике ухудшений репродуктивного здоровья, осуществляя при этом профилактическую медико-социальную работу, т. е. мероприятия по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию установок на здоровый образ жизни, обеспечению доступа к информации по вопросам здоровья и др.
Наряду с традиционными методами в социально-медицинской просветительской деятельности используются такие, как собеседование, групповые дискуссии, лекции, беседы за круглым столом, школы здоровья, конференции, а также методы наглядной агитации: стенгазеты, санбюллетени, выставки и уголки здоровья, книжные выставки.
Таким образом, социально-медицинское просвещение является одной из приоритетных задач не только системы здравоохранения
, но и общества в целом, поскольку реальный позитивный эффект профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения зависит от согласованных действий различных секторов общества и государственной политики в этой области.
Социальная работа в области планировании семьи, охраны материнства и детства.
Планирование семьи определяется как внутрисемейное регулирование рождения детей; принятие супружеской парой (индивидом) добровольного решения о величине семьи, в частности числе детей в ней.
Функциональными обязанностями социального работника в учреждениях охраны материнства и детства являются:
-
выявление и учет семей медико-социального риска; -
выделение из них семей высокого социального риска (семьи алкоголиков, наркоманов, детей-инвалидов, юных матерей, матерей-одиночек и др.); -
изучение потребностей данных семей в конкретных видах медико-социальной помощи; -
проведение всех видов патронажей (к беременным женщинам, кормящим матерям, к детям первого года жизни и др.), выявление факторов риска с последующей передачей этих сведений медицинским работникам; -
оказание содействия семьям в решении их социально-бытовых проблем, в том числе жилищных, материальных, условий труда, в устройстве детей в дошкольные учреждения, интернаты и др.; -
оказание консультативной, в том числе педагогической, психологической помощи семьям социального риска; -
проведение социально-правовой помощи (активное разъяс нение прав и обязанностей данных семей, а также социальных льгот, предоставляемых государством, и др.); -
организация и контроль за получением детьми раннего возраста бесплатного питания и лекарственного обеспечения, других льгот; -
оказание помощи семье в воспитании детей; -
проведение совместно с медицинским персоналом санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию детей, пропаганде здорового образа жизни;
-
осуществление мероприятий по планированию семьи;
Формирование здорового образа жизни как превентивная задача социальной работы.
Понятие здорового образа жизни включает рационально организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, выполнение правил и требований рационального питания, личной гигиены и психогигиены, активный двигательный режим и систематические занятия физкультурой, эффективное закаливание,
продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек.
Таким образом, в здоровом образе жизни объединяется все, что способствует выполнению индивидуумом тех или иных "общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для организма условиях. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. Этим определяется деятельность социального работника в воспитании культуры здоровья, которая строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и взрослых.
Анализ результатов комплексных мероприятий по формированию и реализации здорового образа жизни в ряде стран позволяет выделить основные направления деятельности социальных работников:
— рациональный режим труда (учебы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях;
— оптимальная и систематическая физическая активность;
— эффективное научно обоснованное закаливание;
— комплекс психогигиенических и психопрофилактических воздействий;
— учет влияния на здоровье окружающей среды;
— вред и польза самолечения;
— аргументированная и действенная профилактика вредных для здоровья факторов.
Я ВООБЩЕ НЕ ЗНАЮ, ЧТО ЭТО, НА ВСЕХ САЙТАХ ЭТА ИНФА)))
Социальная работа в психиатрии и наркологии.
Цель социальной работы в сфере наркологии – комплексная социальная помощь входящим в группы повышенного риска развития наркологических заболеваний и лицам, страдающим зависимостью от ПАВ, членам их семей и ближайшего окружения, включающая медицинские, медико-психологические, социально-психологические, педагогические и правовые аспекты.
Задачи социальной работы в наркологии:
-
участие в программах первичной профилактики зависимости от ПАВ; -
выявление лиц, входящих в группы риска, работа с ними; -
содействие в привлечении к лечению лиц, нуждающихся в нем, установление контакта с семьями больных, организация консультирования, необходимой помощи и поддержки; -
решение организационных и терапевтических вопросов в тесном взаимодействии с медицинскими работниками; -
участие в специальной тренинговой работе, способствующей реадаптации и реабилитации пациентов; -
организация семейной психотерапии и участие в ней; -
участие в программах реабилитации и реинтеграции пациентов в жизнь.