Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1329
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, как Виктор Франкл, Ролло Мэй и другие.
Концепция В. Франкла. В своей психологической системе австрийский психиатр большое внимание уделяет свободе. Применительно к человеческому бытию она трактуется как условие для автономного духовного существования человека. Свобода рассматривается им по отношению к трем феноменам: а) влечениям; б) наследственности; в) среде. Рассматривая влияние свободы применительно к данным феноменам, Франкл выходит на понимание человека в контексте биологических, наследственных факторов и факторов среды. По его мнению, человек – "меньше всего продукт наследственности и окружения", в конечном счете "человек сам решает за себя".
Не менее важной проблемой является рассмотрение смыслов как мотивационной силы жизнедеятельности человека. Смыслы анализируются как в контексте психического здоровья личности, так и в контексте ее судьбы. По мнению Франкла, стремление к смыслу выступает базовой потребностью человека, важным стимулом в чрезвычайных ситуациях, определяющим причину продолжения/непродолжения жизни. Поиски смысла могут выступать в качестве стимулирующей задачи, позволяющей человеку увеличивать внутреннюю напряженность и тем самым формировать предпосылки для роста психического здоровья. По мнению ученого, жизнь, лишенная напряжения, обречена на развитие неврозов.
Большое место в своей концепции Франкл отводит ценностям, которые формируются в результате жизненного опыта, особенного связанного со страданиями. Франкл выделяет три группы ценностей, влияющих на жизнь человека:
а) творческие ценности, осознаваемые в творческой и производственной деятельности;
б) ценности переживаний, которые проявляются в отношении к красоте мира природы или искусства;
в) ценности отношений, связанные с судьбой человека, которая рассматривается им как высшая ценность в иерархии человеческих ценностей.
Рассматривая проблемы актуализации, Франкл выходит на определение психически здоровой индивидуальности. По мнению ученого, самоактуализация находится в оппозиции к самотрансценденции личности. Если человек стремится к самоактуализации, то он теряет смысл существования. Для иллюстрации своей мысли Франкл использует в качестве примера бумеранг. Цель бумеранга состоит не в том, чтобы возвратиться к человеку: бумеранг возвращается к человеку
, когда он не попал по цели. Так же и люди возвращаются к себе тогда, когда потеряна цель в жизни. В этой связи он рассматривает характеристики, которые присущи здоровой личности. По его мнению, такие люди:
1) свободны в выборе собственного курса действий;
2) лично ответственны за свое поведение и те отношения, которые они проводят в своей судьбе;
3) не подвержены силе извне;
4) нашли смысл в жизни, который их удовлетворяет;
5) сознательно контролируют свою жизнь;
6) способны проявлять творчество, отношения, переживания;
7) имеют самотрансценденцию.
Кроме того, важна ориентация на будущее, поскольку она имеет отношение к целям и задачам.
Концепция Р. Мэя. Развивая экзистенциальные подходы в психологии, Мэй выходит на свое понимание личности: "Личность – это осуществление процесса жизни в свободном, социально-интегрированном индивидууме, наделенном духовным началом. Личность осмысляется им как динамическая структура, которой присуща творческая активность. Важными структурными компонентами личности, по мнению Мэя, выступают:
1. Свобода. Она отличает человека от животного. Только человек, полагает Мэй, может разорвать "прочную цепь стимулов и реакций", подчинить свои импульсы. Свобода является фактором развития личности, его душевного здоровья, которые находятся в прямо пропорциональной зависимости: "...чем здоровее душевно становится человек, тем свободнее он или она творят себя из жизненного материала и тем больший потенциал приобретает в них свобода".
2. Индивидуальность. Она рассматривается как уникальность, с которой человеку приходится жить и взаимодействовать с окружающим миром. Этот мир является тем отражением, которое позволяет личности не только определить свою "уникальную роль в обществе", но познать свою индивидуальность как форму жизни, "соединив сознательное “Я” с различными уровнями подсознания".
3. Социальная интегрированность. Это свойство, сформированное в процессе эволюции человека, выступает в качестве коллективного бессознательного. По мысли Мэя, индивидуальность и социальная интегрированность образуют единое целое, так как "благодаря коллективному подсознанию мы уже внутри самих себя образуем единое целое с другими людьми".
4. Религиозность или духовность рассматривается как внутреннее напряжение личности. Бинарная оппозиция жизни между телесной оболочкой и духовным миром заставляет человека "поддерживать внутреннюю напряженную связь" между двумя этими противоположностями, эта связь подводит человека к духовности. "В месте пересечения вертикальных и горизонтальных плоскостей возникает понимание нравственных заповедей".
Мэй анализирует личность как существующую в системе бытия – небытия. Из-за конформистской позиции в общественных отношениях бытие может подавляться человеком. Небытие – форма существования, когда человек в полной мере не может реализовать свой потенциал. Соответственно Мэй выделяет три формы бытия человека в мире:
а) нахождение во "внешнем мире" – мире природы и окружающей среды;
б) существование в "совместном мире" – мире социального общения;
в) пребывание во "внутреннем мире", который связан с саморазвитием индивида.
Символический интеракционизм и феноменология. Свой вклад в развитие экзистенциально-гуманистической терапии внесли символический интеракционизм и феноменология.
Символический интеракционизм, представленный такими учеными, как Дж. Г. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффманн, анализирует социальное взаимодействие как непосредственную коммуникацию, обмен символами. В процессе коммуникации главным является то, как партнер по общению воспринимает другого партнера, т. е. способность "принимать роль другого". С точки зрения идеологов данного направления развитие личности происходит в процессе непосредственной коммуникации с другими людьми.
В частности, Джордж Герберт Мид полагал, что для развития человека необходимы условия, т.е. такие ситуации, в которых "есть стимулы, в одно и то же время воздействующие на источник и получателя информации". Например, ребенок в процессе социализации создает такие стимулы, которые заставляют воспитателя отвечать на них различным образом. Эти ситуации служат процессом "обретения роли". Человек активно участвует в создании своей жизни в социуме, развивая две главные личностные структуры: "Я" – спонтанную и импульсивную и "Меня" – более объективную и рефлектирующую.
Феноменологический подход исходит из того, что мир можно познать посредством феноменологической редукции. В центре внимания находятся человек, который стремится строить познание мира независимо от ранее существовавшего опыта, и его сознание. При этом истинным познанием будет являться то, что мы переживаем, а не то, что мы рефлектируем. С точки зрения Э. Гуссерля жизненный мир является условием всех знаний.
Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
ЖИЗНЕННЫЙ МИР в феноменологии позднего Э. Гуссерля самоочевидный универсум значимостей повседневного опыта. В естественной установке жизненный мир предзадан в виде знакомого мира вещей и личностей, а также как конкретная историческая духовная среда (языковая, национальная, профессиональная). В трансцендентальной феноменологии жизненный мир понимается в качестве всеохватывающего горизонта возможных чувственных, волевых, теоретических актов. Жизненный мир является смысловым фундаментом научных идеализаций, неизбежно возникающих в горизонте преднаучного опыта.
Концепты социального функционирования
в теории социальной работы
В теории социальной работы социальное функционирование представлено развернутой метафорой, которая имеет различные смысловые наполнения в зависимости от познавательного контекста:
· первое значение метафоры связано с идеальным конструктом описания реальности субъекта, где он функционирует на основе имеющихся потенциальных ресурсов, а объективная реальность выступает в качестве условий для реализаций этих возможностей.
· второе значение определено системными требованиями личности и среды, где социальное функционирование выступает в качестве социального императива, закона, определяющего стабильное существование социальной системы. Такая система состоит из субъекта с его биопсихосоциальными феноменами и их проявлениями в окружающей среде, а также средовых институтов и факторов, выступающих составной частью функционирования системы.
Отражая психологическую и социальную реальность субъекта в его динамическом состоянии, метафора "социальное функционирование" обозначает определенный класс объектов, осмысленных и описанных в социологии и психологии, и тем самым применительно к теории социальной работы образует новую когнитивную дефиницию, являющуюся синтезом психологических и социологических концептов.
Психологические структуры в данной метафоре отражают концепты функционирующей личности на основе иерархии потребностей, которые определяют ее продуктивное/непродуктивное взаимодействие с субъектами и институтами в окружающей среде. В основе этих концептов лежат теоретические подходы К. Роджерса и А. Маслоу.
Разрабатывая подходы к изучению адаптации личности к окружающей среде на основе самоактуализации, К. Роджерс выходит на новую типологию личности в психологической науке. На основе совокупности индивидуальных черт исследователь выделяет две противоположные структуры личности: полноценно функционирующую и дезадаптированную.
Типология личности по К. Роджерсу
К научным критериям выделения полноценно функционирующей/дезадаптированной личности добавляется обоснование потребностей индивидов исходя из мотивов их жизнедеятельности. Данный подход реализуется в работах А. Маслоу.
Психологическая концепция личности, разрабатываемая Маслоу, базируется на доктрине самоактуализации, когда субъект активизирует внутренние потенциалы и потребности для более эффективной жизнедеятельности. Если мотивация направлена на улучшение жизнедеятельности субъекта, то она определяется исследователем как мотивация роста, а если ее направленность связана только с поддержанием жизнедеятельности, то имеет место мотивация депривации. На базе данных подходов Маслоу разработал концепцию иерархии потребностей, в соответствии с которой потребности в самоактуализации имеют доминирующее, приоритетное значение для человека при условии удовлетворения им потребностей выживания.
Теоретические психологические концепты К. Роджерса (полноценно функционирующая личность) и А. Маслоу (иерархия потребностей) отражают психосоциальные когнитивные смыслы социального функционирования как процесса индивидуальной активности в теории социальной работы. Применительно к подходам профессионального взаимодействия социального работника и клиента этот комплекс представлений приобретает значение функционального императива. В этом качестве социальное функционирование в теоретических конструктах социальной работы существует в виде критерия нормы, идеального состояния человека в системе общественных отношений.
Идеальное состояние индивида и сообщества рассматривается как возможное при условии удовлетворения и реализации базовых (физиологических) и социальных потребностей субъекта. В теории социальной работы анализу подвергаются следующие потребности:
Концепция В. Франкла. В своей психологической системе австрийский психиатр большое внимание уделяет свободе. Применительно к человеческому бытию она трактуется как условие для автономного духовного существования человека. Свобода рассматривается им по отношению к трем феноменам: а) влечениям; б) наследственности; в) среде. Рассматривая влияние свободы применительно к данным феноменам, Франкл выходит на понимание человека в контексте биологических, наследственных факторов и факторов среды. По его мнению, человек – "меньше всего продукт наследственности и окружения", в конечном счете "человек сам решает за себя".
Не менее важной проблемой является рассмотрение смыслов как мотивационной силы жизнедеятельности человека. Смыслы анализируются как в контексте психического здоровья личности, так и в контексте ее судьбы. По мнению Франкла, стремление к смыслу выступает базовой потребностью человека, важным стимулом в чрезвычайных ситуациях, определяющим причину продолжения/непродолжения жизни. Поиски смысла могут выступать в качестве стимулирующей задачи, позволяющей человеку увеличивать внутреннюю напряженность и тем самым формировать предпосылки для роста психического здоровья. По мнению ученого, жизнь, лишенная напряжения, обречена на развитие неврозов.
Большое место в своей концепции Франкл отводит ценностям, которые формируются в результате жизненного опыта, особенного связанного со страданиями. Франкл выделяет три группы ценностей, влияющих на жизнь человека:
а) творческие ценности, осознаваемые в творческой и производственной деятельности;
б) ценности переживаний, которые проявляются в отношении к красоте мира природы или искусства;
в) ценности отношений, связанные с судьбой человека, которая рассматривается им как высшая ценность в иерархии человеческих ценностей.
Рассматривая проблемы актуализации, Франкл выходит на определение психически здоровой индивидуальности. По мнению ученого, самоактуализация находится в оппозиции к самотрансценденции личности. Если человек стремится к самоактуализации, то он теряет смысл существования. Для иллюстрации своей мысли Франкл использует в качестве примера бумеранг. Цель бумеранга состоит не в том, чтобы возвратиться к человеку: бумеранг возвращается к человеку
, когда он не попал по цели. Так же и люди возвращаются к себе тогда, когда потеряна цель в жизни. В этой связи он рассматривает характеристики, которые присущи здоровой личности. По его мнению, такие люди:
1) свободны в выборе собственного курса действий;
2) лично ответственны за свое поведение и те отношения, которые они проводят в своей судьбе;
3) не подвержены силе извне;
4) нашли смысл в жизни, который их удовлетворяет;
5) сознательно контролируют свою жизнь;
6) способны проявлять творчество, отношения, переживания;
7) имеют самотрансценденцию.
Кроме того, важна ориентация на будущее, поскольку она имеет отношение к целям и задачам.
Концепция Р. Мэя. Развивая экзистенциальные подходы в психологии, Мэй выходит на свое понимание личности: "Личность – это осуществление процесса жизни в свободном, социально-интегрированном индивидууме, наделенном духовным началом. Личность осмысляется им как динамическая структура, которой присуща творческая активность. Важными структурными компонентами личности, по мнению Мэя, выступают:
1. Свобода. Она отличает человека от животного. Только человек, полагает Мэй, может разорвать "прочную цепь стимулов и реакций", подчинить свои импульсы. Свобода является фактором развития личности, его душевного здоровья, которые находятся в прямо пропорциональной зависимости: "...чем здоровее душевно становится человек, тем свободнее он или она творят себя из жизненного материала и тем больший потенциал приобретает в них свобода".
2. Индивидуальность. Она рассматривается как уникальность, с которой человеку приходится жить и взаимодействовать с окружающим миром. Этот мир является тем отражением, которое позволяет личности не только определить свою "уникальную роль в обществе", но познать свою индивидуальность как форму жизни, "соединив сознательное “Я” с различными уровнями подсознания".
3. Социальная интегрированность. Это свойство, сформированное в процессе эволюции человека, выступает в качестве коллективного бессознательного. По мысли Мэя, индивидуальность и социальная интегрированность образуют единое целое, так как "благодаря коллективному подсознанию мы уже внутри самих себя образуем единое целое с другими людьми".
4. Религиозность или духовность рассматривается как внутреннее напряжение личности. Бинарная оппозиция жизни между телесной оболочкой и духовным миром заставляет человека "поддерживать внутреннюю напряженную связь" между двумя этими противоположностями, эта связь подводит человека к духовности. "В месте пересечения вертикальных и горизонтальных плоскостей возникает понимание нравственных заповедей".
Мэй анализирует личность как существующую в системе бытия – небытия. Из-за конформистской позиции в общественных отношениях бытие может подавляться человеком. Небытие – форма существования, когда человек в полной мере не может реализовать свой потенциал. Соответственно Мэй выделяет три формы бытия человека в мире:
а) нахождение во "внешнем мире" – мире природы и окружающей среды;
б) существование в "совместном мире" – мире социального общения;
в) пребывание во "внутреннем мире", который связан с саморазвитием индивида.
Символический интеракционизм и феноменология. Свой вклад в развитие экзистенциально-гуманистической терапии внесли символический интеракционизм и феноменология.
Символический интеракционизм, представленный такими учеными, как Дж. Г. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффманн, анализирует социальное взаимодействие как непосредственную коммуникацию, обмен символами. В процессе коммуникации главным является то, как партнер по общению воспринимает другого партнера, т. е. способность "принимать роль другого". С точки зрения идеологов данного направления развитие личности происходит в процессе непосредственной коммуникации с другими людьми.
В частности, Джордж Герберт Мид полагал, что для развития человека необходимы условия, т.е. такие ситуации, в которых "есть стимулы, в одно и то же время воздействующие на источник и получателя информации". Например, ребенок в процессе социализации создает такие стимулы, которые заставляют воспитателя отвечать на них различным образом. Эти ситуации служат процессом "обретения роли". Человек активно участвует в создании своей жизни в социуме, развивая две главные личностные структуры: "Я" – спонтанную и импульсивную и "Меня" – более объективную и рефлектирующую.
Феноменологический подход исходит из того, что мир можно познать посредством феноменологической редукции. В центре внимания находятся человек, который стремится строить познание мира независимо от ранее существовавшего опыта, и его сознание. При этом истинным познанием будет являться то, что мы переживаем, а не то, что мы рефлектируем. С точки зрения Э. Гуссерля жизненный мир является условием всех знаний.
Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
ЖИЗНЕННЫЙ МИР в феноменологии позднего Э. Гуссерля самоочевидный универсум значимостей повседневного опыта. В естественной установке жизненный мир предзадан в виде знакомого мира вещей и личностей, а также как конкретная историческая духовная среда (языковая, национальная, профессиональная). В трансцендентальной феноменологии жизненный мир понимается в качестве всеохватывающего горизонта возможных чувственных, волевых, теоретических актов. Жизненный мир является смысловым фундаментом научных идеализаций, неизбежно возникающих в горизонте преднаучного опыта.
Концепты социального функционирования
в теории социальной работы
В теории социальной работы социальное функционирование представлено развернутой метафорой, которая имеет различные смысловые наполнения в зависимости от познавательного контекста:
· первое значение метафоры связано с идеальным конструктом описания реальности субъекта, где он функционирует на основе имеющихся потенциальных ресурсов, а объективная реальность выступает в качестве условий для реализаций этих возможностей.
· второе значение определено системными требованиями личности и среды, где социальное функционирование выступает в качестве социального императива, закона, определяющего стабильное существование социальной системы. Такая система состоит из субъекта с его биопсихосоциальными феноменами и их проявлениями в окружающей среде, а также средовых институтов и факторов, выступающих составной частью функционирования системы.
Отражая психологическую и социальную реальность субъекта в его динамическом состоянии, метафора "социальное функционирование" обозначает определенный класс объектов, осмысленных и описанных в социологии и психологии, и тем самым применительно к теории социальной работы образует новую когнитивную дефиницию, являющуюся синтезом психологических и социологических концептов.
Психологические структуры в данной метафоре отражают концепты функционирующей личности на основе иерархии потребностей, которые определяют ее продуктивное/непродуктивное взаимодействие с субъектами и институтами в окружающей среде. В основе этих концептов лежат теоретические подходы К. Роджерса и А. Маслоу.
Разрабатывая подходы к изучению адаптации личности к окружающей среде на основе самоактуализации, К. Роджерс выходит на новую типологию личности в психологической науке. На основе совокупности индивидуальных черт исследователь выделяет две противоположные структуры личности: полноценно функционирующую и дезадаптированную.
Типология личности по К. Роджерсу
К научным критериям выделения полноценно функционирующей/дезадаптированной личности добавляется обоснование потребностей индивидов исходя из мотивов их жизнедеятельности. Данный подход реализуется в работах А. Маслоу.
Психологическая концепция личности, разрабатываемая Маслоу, базируется на доктрине самоактуализации, когда субъект активизирует внутренние потенциалы и потребности для более эффективной жизнедеятельности. Если мотивация направлена на улучшение жизнедеятельности субъекта, то она определяется исследователем как мотивация роста, а если ее направленность связана только с поддержанием жизнедеятельности, то имеет место мотивация депривации. На базе данных подходов Маслоу разработал концепцию иерархии потребностей, в соответствии с которой потребности в самоактуализации имеют доминирующее, приоритетное значение для человека при условии удовлетворения им потребностей выживания.
Теоретические психологические концепты К. Роджерса (полноценно функционирующая личность) и А. Маслоу (иерархия потребностей) отражают психосоциальные когнитивные смыслы социального функционирования как процесса индивидуальной активности в теории социальной работы. Применительно к подходам профессионального взаимодействия социального работника и клиента этот комплекс представлений приобретает значение функционального императива. В этом качестве социальное функционирование в теоретических конструктах социальной работы существует в виде критерия нормы, идеального состояния человека в системе общественных отношений.
Идеальное состояние индивида и сообщества рассматривается как возможное при условии удовлетворения и реализации базовых (физиологических) и социальных потребностей субъекта. В теории социальной работы анализу подвергаются следующие потребности:
-
физиологические (пища, кров, безопасность, охрана здоровья и т.д.); -
личностные (образование, досуг, ценности, эстетика, религия и др.);