Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1396
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объекты воздействия: длительно и тяжело болеющие в связи с зависимостью от ПАВ лица с полной или частичной дезадаптацией; больные с зависимостью от ПАВ и находящиеся на инвалидности в связи с осложнениями и сопутствующими заболеваниями; имеющие социальные проблемы члены семей; лица из групп риска развития зависимости.
Функции специалиста, работающего в сфере наркологической помощи:
-
диагностическая – изучение личности, семьи, ближайшего окружения, постановка социального диагноза. -
прогностическая – прогнозирование событий, выработка определенной модели социального поведения. -
правозащитная – использование законов и правовых актов; -
предупредительно-профилактическая –приведение в действие различных механизмов: юридическая, психологическая, медицинская для преодоления негативных явлений. -
социально-медицинская – организация работы по профилактике болезненных состояний, реадаптация после излечения.
Программы:
Профилактические - направлены на предупреждение вовлечения в пробы, потребление алкоголя и наркотиков. Категории воздействия: дети и подростки, особенно воспитывающиеся в неблагополучных семьях.
Лечебные – ставящие целью максимально раннее выявление и направление на лечение больных; решают задачи оказания больным лечебной помощи, удержания их в режиме трезвости или отказа от приема наркотиков; проведение мер вторичной и третичной профилактики- восстановление физич, личностного и социального статуса больных.
Специализированные соц. программы, связанные с терапевтическими программами: программы по реабилитации, реадаптации, ресоциализации наркологических больных.
Принципы работы:
-
Экосистемность (учет всей системы взаимоотношений человека); -
Полимодальность (сочетание в работе различных подходов); -
Солидарность (согласованное организационное взаимодействие в процессе соц. работы государственных учреждений и учреждений, входящих в структуры различных организаций); -
Конструктивная стимуляция (отказ от форм помощи, порождающих пассивное иждивенчество, поощрение личной активности и ответственности); -
Континуальность (непрерывность работы, цельность, динамичность).
Основные направления социальной работы в сфере наркологии:
В области профилактики: содействие в проведении информационно-просветительской работы по представлению данных о вреде, причинах и последствиях употребления ПАВ.
В области лечения: установление первичного контакта с пациентом, его семьей, окружением в лечебных центрах, образовательных учреждениях и т.д. предоставление клиентам необходимой информации о болезни, способах борьбы с ней, формирование установки на лечение, установление связи больного с лечебными программами и группами самопомощи, социально-психологическая помощь членам семьи пациента.
В области реабилитации и ресоциализации: проведение консультаций, координация реабилитации пациента в семье, по месту работы/учебы, организация деятельности терапевтических групп и групп самопомощи.
Таким образом, социальная работа в сфере наркологической помощи заключается в следующем: опознание и ознакомление с проблемой; сбор информации о проблеме; диагноз проблемы; вмешательство в проблему; оценка и окончание работы. Координирующая роль социального работника в разрешении всего комплекса проблем клиента, требующего помощи различных специалистов: врачей, психологов, педагогов, юристов и т.д.
Социальная работа в психиатрии имеет следующие специфические черты:
1. Социальная работа тесно связана с клиническими показаниями, поэтому ее содержание различно на различных стадиях заболевания.
2. Социальные и семейно-терапевтические методы лечения являются равноправными с лекарственными и должны использоваться наряду с ними, причем в некоторых случаях могут их полностью заменить.
3. Социальная работа в тех случаях, когда это возможно, должна способствовать активации автономии больного, улучшению его социального функционирования и, в итоге, повышению его социальной компетентности.
Основные направления:
1) социотерапевтическое вмешательство- организация медицинской помощи и наблюдения, ограничение и смягчение последствий заболевания, повышение качества его жизни, укрепление связей больного с окружающим миром, повышение адаптации и социализации, повышение социальной компетентности пациента, обеспечение максимально высокого уровня личностного и социального функционирования, преодоление социального дефицита.
2) психосоциальное вмешательство. Оно может проводиться на микросоциальном уровне и быть направлено на работу с ближайшим окружением больного. Здесь решаются такие задачи, как создание благоприятной атмосферы проживания и труда больного вне стен психиатрического окружения, укрепление социальных связей; научение родных правилам общения и навыкам ухода за больным; решение проблем семей, имеющих психически больных и т.д.
3) социальное вмешательствона макросоциальном уровне. повышению толерантности населения к психически больным, преодолению проблемы стигматизации, совершенствованию законодательства в области охраны психического здоровья и в социальной сфере, профилактике психических и психосоциальных расстройств и т.д.
Направления социальной работы с людьми, имеющими онкологические заболевания.
Основные принципы: экосистемность, полимодальность, солидарность, конструктивная стимуляция, континуальность.
Профилактическая работа проводится с лицами, страдающими предопухолевыми заболеваниями; лицами, родственники которых имеют онкологические заболевания: работающими на вредных производствах; проживающими на загрязненных радионуклидами территориях. Специалист может участвовать в разработке и реализации целевых профилактических программ, проведении социально-гигиенического мониторинга, определении факторов риска, информировать население о состоянии среды обитания и др.
Работа с членами семьи пациента и его ближайшим окружением. Первоочередные меры в этой группе — решение психологических проблем. Психологическая дезадаптация пациентов и членов их семей затрудняет лечение и неблагоприятно влияет на качество жизни. Психологические проблемы таких семей усугубляются материальными трудностями, связанными с расходами на лечение и уход за больными, снижением трудовой занятости родственников больных.
Паллиативная помощь.
Паллиативная помощь (palliative care) — это подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов с неизлечимыми заболеваниями и их семей. Частью этого является паллиативная медицина, оказание помощи пациентам и их родственникам в последние дни жизни, и облегчение боли и других тягостных симптомов с момента обнаружения неизлечимой болезни.
Объекты медико-социальной работы в системе паллиативной медицинской помощи
1. Больной
2. Члены семьи больного
3. Ближайшее окружение больного
Проблемы пациентов, получающих паллиативную медицинскую помощь, и их семей
- Социально-медицинские
- Организация ухода за больным
- Организация отдыха членов семьи больного
- Социальнопсихологические
- Социально-правовые
- Информационные
- Материальные
Технологии медико-социальной работы в системе паллиативной медицинской помощи
-
Социальная диагностика -
Социальная профилактика -
Консультирование (социально-правовое, социально-психологическое и др.) -
Санитарно-гигиеническое просвещение -
Абилитация и реабилитация -
Содействие в получении медико-социальной помощи -
Социальный патронаж -
Социальное сопровождение -
Социальное обслуживание (в т. ч. социально-медицинские услуги) -
Социальная адаптация -
Социальное посредничество и др.
53. Социальная работа с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения (Аня)
Индивидуальное сопровождение детей группы риска. Принципы индивидуального и дифференцированного подхода как основные принципы работы с детьми группы риска. Защита прав ребенка. Диагностика социальных и личностных проблем детей. Формирование адаптивного поведения, изменение негативного жизненного опыта, обучение приемам саморегуляции поведения, повышение общей культуры, в том числе, культуры общения, привлечение к участию в коллективно-творческих делах, развитие познавательного интереса. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
Индивидуальное сопровождение детей группы риска. Принципы индивидуального и дифференцированного подхода как основные принципы работы с детьми группы риска. Защита прав ребенка. Диагностика социальных и личностных проблем детей. Формирование адаптивного поведения, изменение негативного жизненного опыта, обучение приемам саморегуляции поведения, повышение общей культуры, в том числе, культуры общения, привлечение к участию в коллективно-творческих делах, развитие познавательного интереса. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
Дети "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии.
И. Ф. Дементьева под понятием "дети группы риска" подразумевают следующие категории детей:
1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации
Сопровождение — это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырёх функций:
-
диагностики существа возникшей проблемы; -
информации о путях возможного решения проблемы; -
консультации на этапе принятия и выработки плана решения проблемы; -
первичной помощи при реализации плана решения.
В деятельности социального работника с детьми «группы риска» можно выделить несколько основных направлений:
-
диагностическая деятельность; -
аналитическая; -
коррекционная работа; -
образовательно-профилактическая деятельность; -
работа с семьёй ребёнка.
1. Диагностическая деятельностьсоциального работника заключается в сборе сведений о ребёнке. Это, в первую очередь, сбор социального анамнеза семьи ребёнка, изучение сети его социальных контактов. В изучении условий и форм обучения значительную помощь социальному работнику могут оказать учителя ребёнка. В процессе диагностической деятельности обязательно должна произойти первая беседа социального работника с ребёнком. Это одно из наиболее сложных направлений в деятельности социального работника по отношению к детям «группы риска» -