Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1131

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объекты воздействия: длительно и тяжело болеющие в связи с зависимостью от ПАВ лица с полной или частичной дезадаптацией; больные с зависимостью от ПАВ и находящиеся на инвалидности в связи с осложнениями и сопутствующими заболеваниями; имеющие социальные проблемы члены семей; лица из групп риска развития зависимости.

Функции специалиста, работающего в сфере наркологической помощи:

  • диагностическая – изучение личности, семьи, ближайшего окружения, постановка социального диагноза.

  • прогностическая – прогнозирование событий, выработка определенной модели социального поведения.

  • правозащитная – использование законов и правовых актов;

  • предупредительно-профилактическая –приведение в действие различных механизмов: юридическая, психологическая, медицинская для преодоления негативных явлений.

  • социально-медицинская – организация работы по профилактике болезненных состояний, реадаптация после излечения.

Программы:

Профилактические - направлены на предупреждение вовлечения в пробы, потребление алкоголя и наркотиков. Категории воздействия: дети и подростки, особенно воспитывающиеся в неблагополучных семьях.

Лечебные – ставящие целью максимально раннее выявление и направление на лечение больных; решают задачи оказания больным лечебной помощи, удержания их в режиме трезвости или отказа от приема наркотиков; проведение мер вторичной и третичной профилактики- восстановление физич, личностного и социального статуса больных.

Специализированные соц. программы, связанные с терапевтическими программами: программы по реабилитации, реадаптации, ресоциализации наркологических больных.

Принципы работы:

  • Экосистемность (учет всей системы взаимоотношений человека);

  • Полимодальность (сочетание в работе различных подходов);

  • Солидарность (согласованное организационное взаимодействие в процессе соц. работы государственных учреждений и учреждений, входящих в структуры различных организаций);

  • Конструктивная стимуляция (отказ от форм помощи, порождающих пассивное иждивенчество, поощрение личной активности и ответственности);

  • Континуальность (непрерывность работы, цельность, динамичность).


Основные направления социальной работы в сфере наркологии:

В области профилактики: содействие в проведении информационно-просветительской работы по представлению данных о вреде, причинах и последствиях употребления ПАВ.

В области лечения: установление первичного контакта с пациентом, его семьей, окружением в лечебных центрах, образовательных учреждениях и т.д. предоставление клиентам необходимой информации о болезни, способах борьбы с ней, формирование установки на лечение, установление связи больного с лечебными программами и группами самопомощи, социально-психологическая помощь членам семьи пациента.

В области реабилитации и ресоциализации: проведение консультаций, координация реабилитации пациента в семье, по месту работы/учебы, организация деятельности терапевтических групп и групп самопомощи.

Таким образом, социальная работа в сфере наркологической помощи заключается в следующем: опознание и ознакомление с проблемой; сбор информации о проблеме; диагноз проблемы; вмешательство в проблему; оценка и окончание работы. Координирующая роль социального работника в разрешении всего комплекса проблем клиента, требующего помощи различных специалистов: врачей, психологов, педагогов, юристов и т.д.

Социальная работа в психиатрии имеет следующие специфические черты:

1. Социальная работа тесно связана с клиническими показаниями, поэтому ее содержание различно на различных стадиях заболевания.

2. Социальные и семейно-терапевтические методы лечения являются равноправными с лекарственными и должны использоваться наряду с ними, причем в некоторых случаях могут их полностью заменить.

3. Социальная работа в тех случаях, когда это возможно, должна способствовать активации автономии больного, улучшению его социального функционирования и, в итоге, повышению его социальной компетентности.

Основные направления:

1) социотерапевтическое вмешательство- организация медицинской помощи и наблюдения, ограничение и смягчение последствий заболевания, повышение качества его жизни, укрепление связей больного с окружающим миром, повышение адаптации и социализации, повышение социальной компетентности пациента, обеспечение максимально высокого уровня личностного и социального функционирования, преодоление социального дефицита.



2) психосоциальное вмешательство. Оно может проводиться на микросоциальном уровне и быть направлено на работу с ближайшим окружением больного. Здесь решаются такие задачи, как создание благоприятной атмосферы проживания и труда больного вне стен психиатрического окружения, укрепление социальных связей; научение родных правилам общения и навыкам ухода за больным; решение проблем семей, имеющих психически больных и т.д.

3) социальное вмешательствона макросоциальном уровне. повышению толерантности населения к психически больным, преодолению проблемы стигматизации, совершенствованию законодательства в области охраны психического здоровья и в социальной сфере, профилактике психических и психосоциальных расстройств и т.д.

Направления социальной работы с людьми, имеющими онкологические заболевания.

Основные принципы: экосистемность, полимодальность, солидарность, конструктивная стимуляция, континуальность.

Профилактическая работа проводится с лицами, страдающими предопухолевыми заболеваниями; лицами, родственники которых имеют онкологические заболевания: работающими на вредных производствах; проживающими на загрязненных радионуклидами территориях. Специалист может участвовать в разработке и реализации целевых профилактических программ, проведении социально-гигиенического мониторинга, определении факторов риска, информировать население о состоянии среды обитания и др.

Работа с членами семьи пациента и его ближайшим окружением. Первоочередные меры в этой группе — решение психологических проблем. Психологическая дезадаптация пациентов и членов их семей затрудняет лечение и неблагоприятно влияет на качество жизни. Психологические проблемы таких семей усугубляются материальными трудностями, связанными с расходами на лечение и уход за больными, снижением трудовой занятости родственников больных.


Паллиативная помощь.

Паллиативная помощь (palliative care) — это подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов с неизлечимыми заболеваниями и их семей. Частью этого является паллиативная медицина, оказание помощи пациентам и их родственникам в последние дни жизни, и облегчение боли и других тягостных симптомов с момента обнаружения неизлечимой болезни.

Объекты медико-социальной работы в системе паллиативной медицинской помощи

1. Больной

2. Члены семьи больного

3. Ближайшее окружение больного

Проблемы пациентов, получающих паллиативную медицинскую помощь, и их семей

- Социально-медицинские

- Организация ухода за больным

- Организация отдыха членов семьи больного

- Социальнопсихологические

- Социально-правовые

- Информационные

- Материальные

Технологии медико-социальной работы в системе паллиативной медицинской помощи

  • Социальная диагностика

  • Социальная профилактика

  • Консультирование (социально-правовое, социально-психологическое и др.)

  • Санитарно-гигиеническое просвещение

  • Абилитация и реабилитация

  • Содействие в получении медико-социальной помощи

  • Социальный патронаж

  • Социальное сопровождение

  • Социальное обслуживание (в т. ч. социально-медицинские услуги)

  • Социальная адаптация

  • Социальное посредничество и др.


53. Социальная работа с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения (Аня)

Индивидуальное сопровождение детей группы риска. Принципы индивидуального и дифференцированного подхода как основные принципы работы с детьми группы риска. Защита прав ребенка. Диагностика социальных и личностных проблем детей. Формирование адаптивного поведения, изменение негативного жизненного опыта, обучение приемам саморегуляции поведения, повышение общей культуры, в том числе, культуры общения, привлечение к участию в коллективно-творческих делах, развитие познавательного интереса. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.

Индивидуальное сопровождение детей группы риска. Принципы индивидуального и дифференцированного подхода как основные принципы работы с детьми группы риска. Защита прав ребенка. Диагностика социальных и личностных проблем детей. Формирование адаптивного поведения, изменение негативного жизненного опыта, обучение приемам саморегуляции поведения, повышение общей культуры, в том числе, культуры общения, привлечение к участию в коллективно-творческих делах, развитие познавательного интереса. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.

Дети "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии.

И. Ф. Дементьева под понятием "дети группы риска" подразумевают следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации

Сопровождение — это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырёх функций:

  • диагностики существа возникшей проблемы;

  • информации о путях возможного решения проблемы;

  • консультации на этапе принятия и выработки плана решения проблемы;

  • первичной помощи при реализации плана решения.

В деятельности социального работника с детьми «группы риска» можно выделить несколько основных направлений:

  • диагностическая деятельность;

  • аналитическая;

  • коррекционная работа;

  • образовательно-профилактическая деятельность;

  • работа с семьёй ребёнка.

1. Диагностическая деятельностьсоциального работника заключается в сборе сведений о ребёнке. Это, в первую очередь, сбор социального анамнеза семьи ребёнка, изучение сети его социальных контактов. В изучении условий и форм обучения значительную помощь социальному работнику могут оказать учителя ребёнка. В процессе диагностической деятельности обязательно должна произойти первая беседа социального работника с ребёнком. Это одно из наиболее сложных направлений в деятельности социального работника по отношению к детям «группы риска» -