Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1395
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
установление контакта с таким ребёнком и создание доверительных отношений с ним. Такая работа требует от социального работника наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребёнка. Сбор такой информации происходит на основе анализа личного дела ребёнка, собеседования с классным руководителем, индивидуальных бесед с ребёнком, наблюдения за ним во время уроков, на переменах и т.д.
Наибольшую трудность в работе по установлению контакта и дальнейшему взаимодействию социальные работники испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное поведение.
На этапе диагностики социальный работник должен провести социометрию классного коллектива с целью выявления того статуса, который занимает ребёнок. На диагностическом этапе необходимо изучить уровень социального развития ребёнка, в том числе и определить степень удовлетворения его материальных потребностей.
2. Аналитическая деятельность социального работника заключается в подготовке психолого-педагогической и социальной характеристике ребёнка. На основе данной характеристики социальный работник должен разработать план собственной деятельности, разработать рекомендации для классного руководителя, родителей.
На этом этапе работы является желательным проведение психолого-педагогических и социальных консилиумов с целью изучения эффективности программы, предложенной социальным работником, а также внесения в неё необходимых корректив.
Социальный работник должен подготовить аналитическую информацию по организации индивидуальной работы с ребёнком для педагогических советов, учителей и родителей.
3. Коррекционная работа представляет собой самую разнообразную деятельность социального работника, определяющую воспитательное воздействие на ребёнка. Коррекционная работа может включать в себя проведение различных встреч, консультаций. Коррекционная работа проводится как в индивидуальной, так и групповой форме согласно разработанной программе.
4. Значительное место в деятельности социального работника с детьми «группы риска» занимает образовательно-профилактическая деятельность
. Формами такой работы могут быть индивидуальные профилактические беседы, индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения ребёнка и выбора дальнейшего пути. Образовательно-профилактическая деятельность включает в себя и организацию для детей занятий по интересам (через дополнительную систему образования, внешкольные учреждения, кружковую работу и т. д.).
5. Работа с семьей. Одно из необходимых направлений работы социального работника с детьми «группы риска» — это тесный контакт с родителями. В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и воспитательным издержкам. Социальный педагог должен оказывать конструктивную помощь, а не противодействовать и критиковать. Ему следует принять как данность сложившиеся в этой семье ролевые отношения и границы между поколениями. Очень продуктивным и желательным представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и реабилитации ребёнка всей семьи в её самом расширенном составе, включая бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с ребёнком и его семьёй.
Изучение семьи может быть успешным при условии проявления социальным работником высокого такта, уважительного, внимательного и чуткого отношения к родителям.
Принципы индивидуального и дифференцированного подхода как основные принципы работы с детьми группы риска
В современной науке дифференцированный подход рассматривается как научно-практическое направление, изучающее технологии, методы и приемы в целостном образовательном процессе, ориентированные на организацию условий развития ребенка как активного субъекта собственной жизни и деятельности с учетом психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей ребенка, уровня психического, интеллектуального развития, интересов, склонностей и т. д.
Дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.
Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:
• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;
• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
• Федеральный закон «Об образовании»;
• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
• Закон о социальной защите инвалидов в РФ;
• Федеральный закон об опеке и попечительстве.
Диагностика социальных и личностных проблем детей.
При работе с детьми группы риска, необходимо проводить диагностику и социальных и личностных проблем ребенка. Так как, во-первых, субъект не всегда имеет чёткие и, главное, адекватные представления о причинах возникших у него проблем. Процесс социальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины конкретного осложнения или проблемы.
Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с её внутренним, сущностным содержанием. Так, например, проблема, связанная с низким уровнем адаптации ребёнка к новому окружению может внешне проявляться как резкое снижение успеваемости в школе, негативные проявления в поведении, замкнутость и т.п. Попытка изменить эти внешние проявления без глубокого проникновения в суть проблемы, могут не только осложнить процесс её решения, но и создать новые, более сложные и тяжёлые затруднения, как для самого ребёнка, так и для его родителей и тех людей, которые находятся в его ближайшем окружении (педагоги, друзья).
В-третьих, выстраивание иерархии, определив, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему.
Критериями нормативности социального здоровья школьника выступают:
Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности).
· Благотворительные мероприятия для сверстников и нуждающихся;
· благоустройство школьного двора;
· охрана природы;
· проведение игр и творческих занятий с детьми;
· и все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспитания с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности.
Коррекция имеет следующие функции:
1.Восстановительная - восстановление положительных качеств воспитанника.
2.Компенсирующа - компенсировать тот или иной недостаток успехом в интересующей его деятельности.
3.Стимулирующая - активизация позитивной общественно полезной деятельности.
4.Исправительная - исправление отрицательных качеств с применением разных методов (поощрение, убеждение, пример и т. д.)
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает выявления неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций педагогов, родителей, которая должна способствовать разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка
Реабилитация – создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта.
Направления социально – педагогической реабилитации:
Социально-педагогическая профилактика — это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец, он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).
Алиса
54. Особенности социальной работы с детьми – сиротами
Источники сиротства. Динамика сиротства в современном российском обществе и его факторы. Проблемы социального и личностного развития детей-сирот. Дети-сироты в условиях учреждений государственного воспитания. Депривация и ее виды: материнская, информационная, сенсорная и др. Приоритетные формы жизнеустройства детей-сирот. Психосоциальная и педагогическая помощь детям в государственных учреждениях. Замещающая семья как приоритетная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Виды замещающих семей, их преимущества и ограничения.
Понятие «социальное сиротство» определяет целое социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и др.
Сиротство — это социальное понятие, которое показывает положение детей-сирот.
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько существует человеческое общество. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. С возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности. Родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Источники сиротства. К условиям, которые провоцируют социальное сиротство относятся: 1) социально-экономические: безработица, жилищные проблемы, снижение заработной платы, снижение материального уровня жизни, рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка семьи; 2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, рост правонарушений (родители находятся в местах лишения свободы, а дети живут в детских домах); 3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, понижение ценности семьи в социуме, ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое обращение с детьми; 4) понижение воспитательного потенциала образовательной системы: перекос в сторону обучения, недостаточное количество детских общественных организаций, внеурочной работы; 5) неэффективность политики государства в сфере разработки четких правовых норм, которые регулируют ответственность родителей за воспитание детей; 6) отсутствие системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства; 7) формирование детской и молодежной субкультуры, которая не учитывает традиционных норм нравственности и духовности; 8) рост воздействия СМИ, массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Что вызывает разрыв поколений; 9) недостаточное развитие службы помощи детям, в частности правовой защиты.
Наибольшую трудность в работе по установлению контакта и дальнейшему взаимодействию социальные работники испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное поведение.
На этапе диагностики социальный работник должен провести социометрию классного коллектива с целью выявления того статуса, который занимает ребёнок. На диагностическом этапе необходимо изучить уровень социального развития ребёнка, в том числе и определить степень удовлетворения его материальных потребностей.
2. Аналитическая деятельность социального работника заключается в подготовке психолого-педагогической и социальной характеристике ребёнка. На основе данной характеристики социальный работник должен разработать план собственной деятельности, разработать рекомендации для классного руководителя, родителей.
На этом этапе работы является желательным проведение психолого-педагогических и социальных консилиумов с целью изучения эффективности программы, предложенной социальным работником, а также внесения в неё необходимых корректив.
Социальный работник должен подготовить аналитическую информацию по организации индивидуальной работы с ребёнком для педагогических советов, учителей и родителей.
3. Коррекционная работа представляет собой самую разнообразную деятельность социального работника, определяющую воспитательное воздействие на ребёнка. Коррекционная работа может включать в себя проведение различных встреч, консультаций. Коррекционная работа проводится как в индивидуальной, так и групповой форме согласно разработанной программе.
4. Значительное место в деятельности социального работника с детьми «группы риска» занимает образовательно-профилактическая деятельность
. Формами такой работы могут быть индивидуальные профилактические беседы, индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения ребёнка и выбора дальнейшего пути. Образовательно-профилактическая деятельность включает в себя и организацию для детей занятий по интересам (через дополнительную систему образования, внешкольные учреждения, кружковую работу и т. д.).
5. Работа с семьей. Одно из необходимых направлений работы социального работника с детьми «группы риска» — это тесный контакт с родителями. В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и воспитательным издержкам. Социальный педагог должен оказывать конструктивную помощь, а не противодействовать и критиковать. Ему следует принять как данность сложившиеся в этой семье ролевые отношения и границы между поколениями. Очень продуктивным и желательным представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и реабилитации ребёнка всей семьи в её самом расширенном составе, включая бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с ребёнком и его семьёй.
Изучение семьи может быть успешным при условии проявления социальным работником высокого такта, уважительного, внимательного и чуткого отношения к родителям.
Принципы индивидуального и дифференцированного подхода как основные принципы работы с детьми группы риска
В современной науке дифференцированный подход рассматривается как научно-практическое направление, изучающее технологии, методы и приемы в целостном образовательном процессе, ориентированные на организацию условий развития ребенка как активного субъекта собственной жизни и деятельности с учетом психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей ребенка, уровня психического, интеллектуального развития, интересов, склонностей и т. д.
Дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.
Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:
• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;
• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
• Федеральный закон «Об образовании»;
• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
• Закон о социальной защите инвалидов в РФ;
• Федеральный закон об опеке и попечительстве.
Диагностика социальных и личностных проблем детей.
При работе с детьми группы риска, необходимо проводить диагностику и социальных и личностных проблем ребенка. Так как, во-первых, субъект не всегда имеет чёткие и, главное, адекватные представления о причинах возникших у него проблем. Процесс социальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины конкретного осложнения или проблемы.
Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с её внутренним, сущностным содержанием. Так, например, проблема, связанная с низким уровнем адаптации ребёнка к новому окружению может внешне проявляться как резкое снижение успеваемости в школе, негативные проявления в поведении, замкнутость и т.п. Попытка изменить эти внешние проявления без глубокого проникновения в суть проблемы, могут не только осложнить процесс её решения, но и создать новые, более сложные и тяжёлые затруднения, как для самого ребёнка, так и для его родителей и тех людей, которые находятся в его ближайшем окружении (педагоги, друзья).
В-третьих, выстраивание иерархии, определив, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему.
Критериями нормативности социального здоровья школьника выступают:
-
социально-адаптивный (адаптивность; социальная удовлетворенность; социальная пластичность), -
социально-динамический (нормативность социального развития; соответствие возраста и ведущей деятельности), -
социокультурный (социальная готовность; социальные знания и социальный опыт, социальная культура; социальное благополучие), -
общекультурный (воспитанность; социально приемлемые ценностные ориентации и отношения; положительная направленность личности), -
нормативно-поведенческий (социальность поведения; стиль, уклад, здоровый образ жизни; отсутствие поведенческих расстройств), -
личностно-аксиологический (самоопределение; самоценность «Я образа»), -
личностно-рефлексивный (сформированность социально значимых личностных качеств; способность к самоконтролю; эмпатийность).
Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности).
· Благотворительные мероприятия для сверстников и нуждающихся;
· благоустройство школьного двора;
· охрана природы;
· проведение игр и творческих занятий с детьми;
· и все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспитания с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности.
Коррекция имеет следующие функции:
1.Восстановительная - восстановление положительных качеств воспитанника.
2.Компенсирующа - компенсировать тот или иной недостаток успехом в интересующей его деятельности.
3.Стимулирующая - активизация позитивной общественно полезной деятельности.
4.Исправительная - исправление отрицательных качеств с применением разных методов (поощрение, убеждение, пример и т. д.)
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает выявления неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций педагогов, родителей, которая должна способствовать разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка
Реабилитация – создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта.
Направления социально – педагогической реабилитации:
-
Контроль за условиями воспитания и поведением ребенка. -
Поддержка тех, кто испытывает затруднение в семье. -
Помощь в преодолении внутриличностного конфликта. -
Предупреждение и пресечение всевозможных отклонений в поведении. -
Координация отношений ребенка с групповым коллективом. -
Оздоровление.
Социально-педагогическая профилактика — это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец, он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).
Алиса
54. Особенности социальной работы с детьми – сиротами
Источники сиротства. Динамика сиротства в современном российском обществе и его факторы. Проблемы социального и личностного развития детей-сирот. Дети-сироты в условиях учреждений государственного воспитания. Депривация и ее виды: материнская, информационная, сенсорная и др. Приоритетные формы жизнеустройства детей-сирот. Психосоциальная и педагогическая помощь детям в государственных учреждениях. Замещающая семья как приоритетная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Виды замещающих семей, их преимущества и ограничения.
Понятие «социальное сиротство» определяет целое социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и др.
Сиротство — это социальное понятие, которое показывает положение детей-сирот.
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько существует человеческое общество. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. С возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности. Родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Источники сиротства. К условиям, которые провоцируют социальное сиротство относятся: 1) социально-экономические: безработица, жилищные проблемы, снижение заработной платы, снижение материального уровня жизни, рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка семьи; 2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, рост правонарушений (родители находятся в местах лишения свободы, а дети живут в детских домах); 3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, понижение ценности семьи в социуме, ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое обращение с детьми; 4) понижение воспитательного потенциала образовательной системы: перекос в сторону обучения, недостаточное количество детских общественных организаций, внеурочной работы; 5) неэффективность политики государства в сфере разработки четких правовых норм, которые регулируют ответственность родителей за воспитание детей; 6) отсутствие системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства; 7) формирование детской и молодежной субкультуры, которая не учитывает традиционных норм нравственности и духовности; 8) рост воздействия СМИ, массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Что вызывает разрыв поколений; 9) недостаточное развитие службы помощи детям, в частности правовой защиты.