Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1391
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самые низкие значения показателя устройства детей в семьи — в Магаданской области (52,6%), Санкт-Петербурге (53,9%), Смоленской области (54,2%), Еврейской автономной области (59,6%). Благоприятная динамика — в Воронежской области (95,6%) и республиках Северо-Кавказского ФО, где доля выявленных и устроенных в семьи детей может достигать 100%. В абсолютных значениях в тройку регионов, обеспечивших максимальный «приток» сирот в 2017 году, входят Красноярский край (выявлено 1967 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), Свердловская и Кемеровская области (1871 и 1809 детей, соответственно). Среди регионов-лидеров, в которых максимальное число детей за 2017 год вернулись в кровные семьи, были усыновлены или устроены под опеку (попечительство) — также Свердловская область (1469 детей) и Московская область (1448).
С середины XX века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост «отказничества» наблюдается во многих странах мира, в том числе и в развитых (Франция, Италия и др.). В РФ на начало 2021 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 406 128 человек. Почти 365 тысяч из них находились на воспитании в замещающих семьях.
В отечественном законодательстве выделяются категории «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей. Причины:
· отсутствие родителей или лишение их родительских прав; ограничение в родительских правах;
· признание родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях;
· объявление их умершими, отбывающими наказание в виде лишения свободы;
· нахождение в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
· уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
· отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях;
· единственный родитель или оба родителя неизвестны
Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ (СК РФ), например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей в случаях их смерти (ст. 121).
В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка.
Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью, а при отсутствии такой возможности – в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.
К учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:
- образовательные учреждения, в которых содержатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты);
- учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
Дети в возрасте до 3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для детей и подростков.
Проблемы социального и личностного развития детей-сирот.
Для воспитанников детских домов типичны следующие показатели отставания в психическом развитии: в сфере взаимодействия со взрослыми, со сверстниками, в эмоционально-волевой сфере, в области самосознания. На искажение становления личности ребенка-сироты влияет дефицит отношений с окружающими его взрослыми — совместной с ними деятельности, вне режимных моментов, в рамках практической деятельности. Соответственно, это приводит к снижению ценности детской личности (позитивное отношение взрослого надо заслужить), к эмоциональной зависимости от оценок взрослого, снижает инициативность. Контакты эмоционально бедные, ограничены заданной группой, доброжелательность снижена, потребность во внимании ощущается очень остро, что затрудняет освоение детьми-сиротами социально-ролевых позиций друга, партнера, конкурента. Соответственно, эмоционально-волевая сфера ребенка-сироты в целом: с пониженным фоном настроения, бедной гаммой эмоций, однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения, со склонностью к быстрой смене настроения, к страхам, беспокойству, тревожности и т. д.
Депривация – психическое состояние, которое характеризуются возникновением негативных психический проявлений в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.
Характеристика: чувство страха, повышенная тревожность, неудовлетворенность собой и своей жизнью, устойчивая депрессия, немотивированная агрессия, снижение жизненной активности.
Виды:
1. Материнская (следствие отделения ребенка от матери)
2. Социальная (лишение возможности контакта с открытым доступом, обучения социальным ролям)
3. Эмоциональная (лишение возможности испытывать различные виды эмоций)
4. Информационная (лишение возможности доступа к различным источникам информации)
5. Сенсорная (невозможность воспринимать из окружающего мира различные раздражители: форма, цвет, температура, свет)
6. Двигательная (лишение возможности производить движения, характерные для данного возраста в полном объеме).
Психосоциальная и педагогическая помощь детям в государственных учреждениях.
Общение с взрослыми - процесс усвоения детьми общественно-исторического опыта, в ходе которого совершается их психическое развитие. Особое значение общения состоит в том, что оно включается в механизм перевода ребенка от одного вида ведущей деятельности к другому.
Цель психосоциального подхода - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью ребенка и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность.
Суть подхода - эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации».
Макроуровень предполагает организацию взаимодействия детского дома с другими социальными институтами и расширение социальных связей воспитанников, обеспечивающих преодоление изолированности детского дома от социальной среды, сепарации воспитанников от общества, активное их включение в процесс социальных отношений, осознание систем ценностей, лежащих в основе различных социальных отношений.
Мезоусловия включают организацию взаимодействия воспитанников с взрослыми и сверстниками в условиях детского дома.
К микроусловиям относятся: обучение воспитанников социально важным навыкам (противостоянию негативному влиянию, выражению эмоций социально приемлемым способом, принятию решений в ситуациях выбора и ответственности за их последствия, навыкам самоконтроля, уверенного поведения и т. д.); обучение воспитанников способам самокоррекции неадекватных форм поведения; подготовка педагогических кадров к взаимодействию с воспитанниками с учетом особенностей их развития в условиях государственных учреждений.
В ходе структурных преобразований российского общества появляются новые социальные институты. К ним можно отнести институт замещающей семьи (любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей).
Непрофессиональные замещающие семьи характеризуются по срокам устройства: навсегда, без срока (усыновление), с оговоренным сроком, исходя из потребностей ребенка (максимально до 18 лет или до окончания им очного профессионального образования). Таким образом, к непрофессиональным семьям относятся:
- семья-усыновитель, где родители наделяются теми же юридическими правами и ответственностью, что и кровные отец с матерью;
- опекунская семья, когда опекуны наделяются родительскими правами на определенное время (опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет) и получают на ребенка пособие от государства.
Профессиональные замещающие семьи - для родителей работа, за которую выплачивается заработная плата (приемная и патронатная семья, семейные центр, семейная воспитательная группа, детский дом семейного типа).
- приемная семья - это семья, где один или оба родителя наделяются полномочиями опекунов до совершеннолетия ребенка, однако не вступают с ним в алиментные отношения и получают пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание. Приемная семья - своеобразная модель семейного детского дома с той разницей, что в ней меньше детей и ниже уровень материального достатка.
- патронатная семья - это семья, в которой опекуном ребенка остается детский дом, а один из родителей наделяется статусом патронатного воспитателя, являясь сотрудником сиротского учреждения на время устройства ребенка в свою семью, и разделяет ответственность за воспитание с опекуном (т.е. с детским домом или приютом). Патронатный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание.
- семейная воспитательная группа - дети, не имеющие установленного юридического статуса, передаются в семьи граждан, которые становятся при этом воспитателями этих приютов или центров. Семья не имеет прав и обязанностей в отношении ребенка, получает зарплату за свою работу в соответствии с трудовым договором и пособие на содержание ребенка.