Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1127

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самые низкие значения показателя устройства детей в семьи — в Магаданской области (52,6%), Санкт-Петербурге (53,9%), Смоленской области (54,2%), Еврейской автономной области (59,6%). Благоприятная динамика — в Воронежской области (95,6%) и республиках Северо-Кавказского ФО, где доля выявленных и устроенных в семьи детей может достигать 100%. В абсолютных значениях в тройку регионов, обеспечивших максимальный «приток» сирот в 2017 году, входят Красноярский край (выявлено 1967 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), Свердловская и Кемеровская области (1871 и 1809 детей, соответственно). Среди регионов-лидеров, в которых максимальное число детей за 2017 год вернулись в кровные семьи, были усыновлены или устроены под опеку (попечительство) — также Свердловская область (1469 детей) и Московская область (1448).

С середины XX века социальное сирот­ство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост «отказничества» наблюдается во многих странах мира, в том числе и в развитых (Франция, Италия и др.). В РФ на начало 2021 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 406 128 человек. Почти 365 тысяч из них находились на воспитании в замещающих семьях.

В отечественном законодательстве выделяются катего­рии «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения ро­дителей». К числу детей-сирот относятся те, у которых умер­ли оба или единственный родитель. К числу детей, остав­шихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей. Причины:

· отсутствие родителей или лишение их родительских прав; ограничение в родительских правах;

· признание родителей безвестно отсутствующими или недееспособны­ми, находящимися в лечебных учреждениях;

· объявление их умершими, отбывающими наказа­ние в виде лишения свободы;

· нахождение в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

· уклонение родителей от вос­питания детей или от защиты их прав и интересов;

· отка­з родителей взять своих детей из воспитательных, ле­чебных учреждений, учреждений социальной защиты на­селения и других аналогичных учреждений и в иных случаях;

· единственный родитель или оба родителя неизвестны

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих прин­ципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ (СК РФ), например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попе­чения родителей в случаях их смерти (ст. 121).


В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка.

Основ­ное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключа­ется в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

На органы опеки и попечительства возлагаются обязан­ности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и об­разования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью, а при отсутствии такой возможности – в соответствующие уч­реждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попе­чения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.


К учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:

- образовательные учреждения, в которых содержатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попече­ния родителей;

- учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты);

- уч­реждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреж­дения, создаваемые в установленном законом порядке.

Дети в возрасте до 3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, специ­ализированные интернаты для детей с физическими и ум­ственными недостатками, закрытые интернаты для детей и подростков.

Проблемы социального и личностного развития детей-сирот.

Для воспитанников детских домов типичны следующие показатели отставания в психическом развитии: в сфере взаимодействия со взрослыми, со сверстниками, в эмоционально-волевой сфере, в области самосознания. На искажение становления личности ребенка-сироты влияет дефицит отношений с окружающими его взрослыми — совместной с ними деятельности, вне режимных моментов, в рамках практической деятельности. Соответственно, это приводит к снижению ценности детской личности (позитивное отношение взрослого надо заслужить), к эмоциональной зависимости от оценок взрослого, снижает инициативность. Контакты эмоционально бедные, ограничены заданной группой, доброжелательность снижена, потребность во внимании ощущается очень остро, что затрудняет освоение детьми-сиротами социально-ролевых позиций друга, партнера, конкурента. Соответственно, эмоционально-волевая сфера ребенка-сироты в целом: с пониженным фоном настроения, бедной гаммой эмоций, однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения, со склонностью к быстрой смене настроения, к страхам, беспокойству, тревожности и т. д.

Депривация – психическое состояние, которое характеризуются возникновением негативных психический проявлений в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.


Характеристика: чувство страха, повышенная тревожность, неудовлетворенность собой и своей жизнью, устойчивая депрессия, немотивированная агрессия, снижение жизненной активности.

Виды:

1. Материнская (следствие отделения ребенка от матери)

2. Социальная (лишение возможности контакта с открытым доступом, обучения социальным ролям)

3. Эмоциональная (лишение возможности испытывать различные виды эмоций)

4. Информационная (лишение возможности доступа к различным источникам информации)

5. Сенсорная (невозможность воспринимать из окружающего мира различные раздражители: форма, цвет, температура, свет)

6. Двигательная (лишение возможности производить движения, характерные для данного возраста в полном объеме).

Психосоциальная и педагогическая помощь детям в государственных учреждениях.

Общение с взрослыми - процесс усвоения детьми общественно-исторического опыта, в ходе которого совершается их психическое развитие. Особое значение общения состоит в том, что оно включается в механизм перевода ребенка от одного вида ведущей деятельности к другому.

Цель психосоциального подхода - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью ребенка и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность.

Суть подхода - эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации».

Макроуровень предполагает организацию взаимодействия детского дома с другими социальными институтами и расширение социальных связей воспитанников, обеспечивающих преодоление изолированности детского дома от социальной среды, сепарации воспитанников от общества, активное их включение в процесс социальных отношений, осознание систем ценностей, лежащих в основе различных социальных отношений.

Мезоусловия включают организацию взаимодействия воспитанников с взрослыми и сверстниками в условиях детского дома.

К микроусловиям относятся: обучение воспитанников социально важным навыкам (противостоянию негативному влиянию, выражению эмоций социально приемлемым способом, принятию решений в ситуациях выбора и ответственности за их последствия, навыкам самоконтроля, уверенного поведения и т. д.); обучение воспитанников способам самокоррекции неадекватных форм поведения; подготовка педагогических кадров к взаимодействию с воспитанниками с учетом особенностей их развития в условиях государственных учреждений.


В ходе структурных преобразований российского общества появляются новые социальные институты. К ним можно отнести институт замещающей семьи (любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей).

Непрофессиональные замещающие семьи характеризуются по срокам устройства: навсегда, без срока (усыновление), с оговоренным сроком, исходя из потребностей ребенка (максимально до 18 лет или до окончания им очного профессионального образования). Таким образом, к непрофессиональным семьям относятся:

- семья-усыновитель, где родители наделяются теми же юридическими правами и ответственностью, что и кровные отец с матерью;

- опекунская семья, когда опекуны наделяются родительскими правами на определенное время (опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет) и получают на ребенка пособие от государства.

Профессиональные замещающие семьи - для родителей работа, за которую выплачивается заработная плата (приемная и патронатная семья, семейные центр, семейная воспитательная группа, детский дом семейного типа).

- приемная семья - это семья, где один или оба родителя наделяются полномочиями опекунов до совершеннолетия ребенка, однако не вступают с ним в алиментные отношения и получают пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание. Приемная семья - своеобразная модель семейного детского дома с той разницей, что в ней меньше детей и ниже уровень материального достатка.

- патронатная семья - это семья, в которой опекуном ребенка остается детский дом, а один из родителей наделяется статусом патронатного воспитателя, являясь сотрудником сиротского учреждения на время устройства ребенка в свою семью, и разделяет ответственность за воспитание с опекуном (т.е. с детским домом или приютом). Патронатный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание.

- семейная воспитательная группа - дети, не имеющие установленного юридического статуса, передаются в семьи граждан, которые становятся при этом воспитателями этих приютов или центров. Семья не имеет прав и обязанностей в отношении ребенка, получает зарплату за свою работу в соответствии с трудовым договором и пособие на содержание ребенка.