Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1392
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- детский дом семейного типа - Семейная пара или одинокая женщина принимают на воспитание в семью от 5 до 8 детей. Государство заботится о создании благоприятных жилищных условий для ДДСТ, выплачивает денежное пособие на содержание приёмных детей. Кроме того, один из родителей или оба (по желанию) зачисляются на работу в должности родителя-воспитателя, которая оплачивается согласно существующим нормам. Родителю-воспитателю время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т. д.
ДашаБ
55. Социальная работа с различными типами семей как направление социальной работы
Семья как субъект социальной работы. Типология семей, нуждающихся в социальной поддержке. Характер проблем и особенности жизнедеятельности различных типов семьи. Дифференцированный подход в работе с семьей. Функции социального работника: диагностическая, правозащитная, посредническая, консультативная, организационная и др. Социальная работы с благополучной семьей как профилактика попадания семьи в группу риска. Социальное обслуживание и социальное обеспечение семьи.
Семья (как социальный институт) – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей.
Семья (как малая группа) – малая группа, члены которой связаны брачными и/или кровными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, правами и обязанностями по отношению друг к другу, а также эмоциональной близостью.
Семья (как сфера жизнедеятельности личности) – двое или более людей, которые принимают на себя обязательства по отношению друг к другу и которые разделяют интимность, ресурсы, принятие решений и ценности.
*Брачные отношения – отношения между супругами (мужчиной и женщиной).
Функции семьи (столько, потребностей семья удовлетворяет): репродуктивная, воспитательная, коммуникативная, досуговая, эмоциональная (терапевтическая), хозяйственно-бытовая, первичный социальный контроль, экономическая.
Дисфункциональная семья – семья, где не реализуются функции, в которых есть потребность.
Типология семьи + проблемы:
1. Монородительская семья (финансовые проблемы, психологические проблемы, отсутствие опыта семейной жизни);
2. Многодетная семья (финансовые проблемы, психолого-педагогические проблемы);
3. Молодая семья — это семья в первые три года после заключения брака при условии, что один из супругов не достиг 35 лет (проблема межличностной адаптации супругов, проблема распределения ролей и функций, трудности начального воспитания детей), либо один родитель до 35 лет (ФЗ «О молодёжной политике»);
4. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ (психологические проблемы, финансовые проблемы, жилищные проблемы, проблемы обучения и реабилитации ребенка средствами образования, проблема получения полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания);
5. Приемная семья (проблема построения взаимоотношений с новой семьей, адаптация детей к новым родителям);
6. Семья пожилого возраста (проблема здоровья, финансовые проблемы, психологические проблемы).
Дифференцированный подход при организации работы с семьей – учет особенностей семьи и каждого члена, их социального положения, потребностей, интересов, составление «социального паспорта». Цель – поиск нужного контакта, обеспечение индивидуального подхода к каждой семье.
Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи:
1. Структура семьи, психологический климат семьи. Для этого необходимо проведение психологом/социальным педагогом индивидуальных консультаций с родителями дошкольников, использование различных методик (рисуночные методики).
2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.
4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы, участие матери, отца в педагогической деятельности семьи.
После изучения семей необходимо составление «социального паспорта» с целью корректировки педагогического воздействия.
Функции социального работника:
а) диагностическая функция: предполагает изучение социальным работником особенностей группы, слоя, отдельного человека, степени и направленности на них микросреды и постановку «социального диагноза».
б) правозащитная функция: предусматривает использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения.
в) посредническая функция, которая включает: выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.; содействие в получении надомных услуг нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.); организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление.
г) консультативная функция, которая включает: консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.); консультирование людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
д) организационная функция: способствовать организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность, направлять деятельность социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению.
Семья группы риска – та, где есть затруднения, с которыми семья может справиться самостоятельно с поддержкой специалиста, они более подвержены негативному внешнему воздействию со стороны общества. Из семьи выходят дети группы риска – в силу разных причин оказавшиеся в ситуации, когда их базовые потребности и права не реализуются.
Социальная профилактика - система мер, направленных на предупреждение негативных социальных явлений, форм деятельности.
К основным направлениям деятельности субъектов профилактики детской безнадзорности, прежде всего, относится выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке; создание банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, о безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, детях девиантного поведения и т. д.; осуществление социального патронажа семей, детей и граждан, нуждающихся реабилитации и поддержке; определение и периодическое предоставление конкретных видов и форм социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических, информационных, консультативных и иных социальных услуг
семьям и детям группы риска
Молодые семьи отказываются от рождения второго и третьего ребёнка из-за финансовых трудностей. В целом сложное материальное положение во многом препятствует дальнейшему гармоничному развитию и становлению молодой семьи. Молодая семья в состоянии влиять на перспективы существования самого института семьи. Выполняя важнейшие социальные функции, молодая семья в то же время несет в себе неизбежные элементы социального риска и поэтому она более чем взрослая семья, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для ее нормального функционирования.
Государственная поддержка молодой семьи посредством:
1) предоставления молодым родителям, являющимся студентами или учащимися, академического отпуска для ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
2) развития системы консультирования молодых семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по психолого-педагогическим, правовым и другим вопросам;
3) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские льготы семьям с детьми, родителям и детям;
8) натуральная помощь семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.)
9) денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии)
Молодая семья может обратиться в КЦСОН (клуб молодых семей), Центр социальной помощи семье и детям (консультативная служба для повышения компетентности родителей); кредитные и некредитные организации (единоразовая выплата на погашение ипотеки; дальневосточная ипотека; семейная ипотека), ПФР (материнский капитал); департамент жилищной политики (гос. программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» - покрытие 30–35% доли при покупке квартиры эконом-класса)
Социальное обслуживается базируется на принципах: равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста; доступности; добровольности; содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы; адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии; гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности; профилактической направленности.
Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.
ДашаБ
56. Социальная работа с семьей в учреждениях социального обслуживания
Социальное обслуживание населения как форма работы с семьей. Нормативно-правовые основания социального обслуживания семьи. Федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
Социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Конституция РФ, Семейный кодекс, Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законодательство субъектов РФ и т.д.
ФЗ-442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» определяет основные понятия в сфере социального обслуживания, принципы, систему социального обслуживания, формы и виды социальных услуг, стандарт социального обслуживания, права и обязанности получателей соц. услуг, права и обязанности поставщиков, алгоритм предоставления социального обслуживания и др.