Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1122

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальная защищенность семьи обеспечивается через:

- разработку и реализацию программ защиты разных категорий семьи (ЦП «Молодая семья»; ФЗ «О многодетной семье»; ФЦП «Дети России» и.т.д.);

- создание разнопрофильных центров помощи семье (КЦСОНы, Центры психологической помощи, реабилитационные центры, профилактические центры)

- развитие сети специализации работников социальной сферы (специалист по социальной работе, семейный терапевт, социальный педагог, медиатор и т.д.);

- развитие служб по повышению психолого-педагогической, юридической, медико-социальной грамотности семьи.

В настоящее время существуют четыре основные формы социальной защиты семьи, имеющих детей:

1) денежные выплаты семье на детей, в связи с рождением, содержанием, воспитанием ребенка (пособия, пенсии);

Материнский капитал: 1) 466 617 рублей в случае рождения (усыновления) первого ребенка; 2) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка; 3) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) третьего ребенка. Тратить: жилье, образование, накопительная пенсия для матери, товары и услуги для детей-инвалидов, ежемесячные выплаты.

2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские льготы семьям с детьми;

3) юридическое, медицинское, психолого-педагогическое консультирование;

4) федеральные, региональные целевые программы.

Характер и содержание социальной работы в разных типах учреждений социального обслуживания семьи

Центры социальной помощи семье и детям

- выявление причин и факторов семейного неблагополучия;

- определение и предоставление конкретных видов социальных услуг семье;

- социальный патронаж семьи;

- поддержка семей в решении проблем их самообеспечения;

- консультативная помощь семье в целом и отдельным ее членам;

- привлечение государственных и негосударственных организаций в оказании помощи семье;

- школа приемных родителей.

Комплексные центры социального обслуживания населения - учреждение социального обслуживания, создаваемое в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.


· социальное обслуживание населения на дому;

· реабилитационные услуги совершеннолетним гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

· срочное социальное обслуживание;

· временное обеспечение средствами ухода, реабилитации и адаптации;

· обеспечение отдельных категорий граждан протезно-ортопедическими изделиями;

· оказание бесплатной юридической помощи гражданам по соответствующим вопросам.

Реабилитационные центры для детей с нарушениями здоровья – оказание помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, воспитывающим ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

· получение консультации по вопросам здоровья, развития ребёнка, создания условий для его реабилитации;

· проведение курса комплексной реабилитации;

· получение социальных услуг на дому в режиме социального патронажа.

Кризисные центры - оказание социальной, психологической, юридической помощи и поддержки членам семей.

· консультирование, например, женщин, пострадавших от домашнего насилия;

· просвещение населения по проблемам семьи и т.д.

ДашаБ

57. Социальная работа с неблагополучной семьей

Типы неблагополучных семей: семьи с дефицитом воспитательных ресурсов, конфликтные семьи, нравственно неблагополучные семьи, педагогически некомпетентные семьи. Отклонения в поведении ребенка как реакция на семейное неблагополучие. Девиантное родительство. Аномальное материнство. Формы жестокого обращения с детьми. Побеги из дома и бродяжничество как одно из возможных последствий семейного неблагополучия. Помощь ребенку в ситуации семейного насилия. Технологии социальной работы с неблагополучной семьей.

Здоровая семья (ВОЗ) – семья, не подверженная деструктивному психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение.

Неблагополучная семья – в которой наблюдается нарушение структуры, в ней обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего затруднено удовлетворение ведущих потребностей членов семьи

Типы неблагополучных семей: ( по Б.Н. Алмазову)



Семьи с дефицитом воспитательных ресурсов – семьи, в которых дети от родителей получают меньше благ, чем их сверстники (денежных средств, помощь в учебе и т.д.) вследствие наличия одного родителя и его занятости.

Конфликтные семьи - семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоции, непрекращающуюся неприязнь членов семьи друг к другу.

Нравственно неблагополучные семьи - семьи внешне благополучные, но среди ее членов существуют различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, подчинить своей воле другого и т.п.

Педагогически некомпетентные семьи – семьи, в которых родителями выбирается воспитательная практика, нарушающая естественное развитие ребенка.

На сегодняшний день семейное неблагополучие — явление распространенное. Независимо от факторов, неблагополучие семьи отрицательно сказывается на развитии детей. Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи. В данных семьях на второе место уходит воспитательная функция семьи. Дети занимают последнее место в жизни родителей. Нарушение отношений в семье и отклонение от воспитания приводят к задержке психического развития. Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на развитие и формирование личности ребенка. К отклонениям относятся:

1. В 50 % неблагополучных семей отмечается нарушение поведения: агрессивность, хулиганство, бродяжничество, вымогательство, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых, аморальные формы поведения.

2. В 70 % неблагополучных семей встречается нарушение развития детей: низкая успеваемость, уклонение от учебы, отсутствие навыков личной гигиены, недоедание, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, подростковый алкоголизм.

3. В 45 % неблагополучных семей наблюдаются нарушение общения: агрессивность со сверстниками, конфликтность с учителями, частое употребление ненормативной лексики, аутизм, суетливость или гиперактивность, контакты с криминогенными группировками, нарушение социальных связей с родственниками.

Девиантное родительство - это биосоциальное явление, характеризующееся нежеланием или неспособностью (физической, психической, психологической, педагогической, экономической) индивида выполнять по отношению к родным, приемным или усыновленным детям родительские функции в соответствии со сложившимися социокультурными и правовыми нормами.


Виды и формы девиантного родительства: юное материнство; отказничество (материнское и отцовское); асоциальная многодетность (неспособностью индивида (семьи) контролировать собственное репродуктивное поведение и подкреплять биологическое родительство социальным); отсутствие материнской заботы; жестокое отношение к ребенку; сексуальное насилие и растление ребенка; инфантицид (детоубийство, в том числе преднамеренный сознательный аборт, в отличие от аборта по медицинским показаниям).

Аномальное материнство – отказ от ребенка. Причины

Социальные

1) недостаточная социализированность;

2) отсутствие заботы о беременной женщине, морально-псих. давление семьи

3) насилие от родителей в детстве

4)бедность, плохие жилые условия

Психологические

1) асоциальные формы поведения

2) псих. заболевания

3) постродовая депрессия

4) повышенная тревожность женщины при выполнении обязанностей

5) искажение личностного смысла материнства

Формы жестокого обращения с детьми:

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

2. Сексуальное насилие (развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера (н-р, оскорбление и унижение достоинства ребенка, критика, ложь и т.д.).

4. Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию (н-р, несоответствующие одежда, питание; отсутствие должного ухода, заботы и т.д.).

Побеги из дома и бродяжничество – одно из возможных последствий семейного неблагополучия.

Причины:

1) следствие недостаточного надзора, в целях развлечения и удовольствия;

2) протест на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких;

3) тревога из страха возможного наказания;

4) «специфически-пубертатный побег» вследствие фантазерства и мечтательности и др.

Типы побегов:


1. Эмансипационные побеги - избавление от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и отдаться «свободной», «веселой», «легкой» жизни (возраст 12-15 лет);

2. Импунитивные побеги - следствие жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных (одиночные, возраст 7-15 лет);

3. Демонстративные побеги - стремление привлечь к себе особое расположение близких или вернуть их внимание, утраченное или ослабленное ввиду каких-либо причин (возраст 12-17 лет);

4. Дромоманические побеги – резкая и немотивированная тяга к перемене обстановки, в дальние места в одиночку (возраст любой).

Помощь ребенку в ситуации семейного насилия включает:

а) работа с травматическим опытом ребенка;

б) оценка семейных факторов риска;

в) решение вопросов безопасности и конфиденциальности;

г) координирование действий между различными специалистами и службами, призванными помочь ребенку и/или его семье.

В работе с семьей чаще используются две формы работы: краткосрочные и долгосрочные.

Среди краткосрочных форм выделяют: кризисинтервентную (оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами) и проблемно-ориентированную модель взаимодействия (решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, совместными усилиями).

К долгосрочным формам работы относится патронаж (наиболее тесное взаимодействие с семьей, когда специалист находится в распоряжении семьи длительное время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий).

*Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и долгосрочных формах работы.

Индивидуальный подход к проблеме неблагополучной семьи:

• Подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы (диагностирование, профилактика);

• Установление контакта специалистов с членами семьи (консультирование);

• Выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;

• Определение плана выхода семьи из тяжёлой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи (прогнозирование);