Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1387

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно (адаптация, коррекция, посредничество);

• Патронаж семьи (может продолжаться до нескольких лет).

К семьям, имеющим основания для социального обслуживания, относят: семьи с детьми, испытывающими трудности в социализации, переживающими внутрисемейный конфликт; семьи, где есть лица с наркотической или алкогольной зависимостью, пристрастием к азартным играм, страдающие психическими расстройствами, склонные к проявлению домашнего насилия.

При организации социальной работы с неблагополучными семьями могут использоваться следующие виды услуг: социально-бытовые, социально-правовые, социально-реабилитационные, педагогические, социально-медицинские. Также могут применяться различные методы и технологии социальной работы: беседа, консультирование, социальный патронаж, социальное сопровождение и посредничество.

Наиболее важной технологией в работе с неблагополучной семьей является социальная профилактика - раннее выявление таких семей, организация с ними социальной работы по преодолению семейной дисфункции, профилактика негативного влияния на социализацию ребенка.

Также технологии:

  • Межведомственное сопровождение неблагополучной семьи и детей;

  • Социальное сопровождение — это вид социальной деятельности направлен на осуществление опеки, помощи и патронажа неблагополучной семьи. Патронаж - форма государственной защиты прав семьи, личности на дому. Он предусматривает проведение в домашних условиях профилактических, оздоровительных, просветительских мероприятий, оказание социально-педагогических услуг. Срок патронажа ограничен - 4–9 месяцев.

  • Реабилитация - система мероприятий, направленных на полноценное восстановление функционирования утраченных семейных функций

  • Семейное консультирование - оказание социальной помощи при решении социальных проблем, конфликтов между взрослыми и детьми

Павлова

58. Социальная работа в сфере образования

Система образования как сфера жизнедеятельности человека. Общая характеристика системы образования в России. Основные направления реформирования системы образования: изменение структуры и содержания учебного процесса. Переход на новые образовательные стандарты.


Сущность социальных проблем в сфере образования. Роль и место социальной работы в сфере образования. Особенности организации социальной работы в образовательных учреждениях. Технологии социальной работы в образовательном учреждении. Сопровождение обучающихся. Социальная работа с семьей в образовательном учреждении. Программы профилактики девиантного поведения среди школьников. Взаимодействие органов образования и социальной защиты в решении проблем детей с ограниченными возможностями и иных социальных групп.
Образование – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях.

Система образования в РФ − это комплекс обучающих программ, регламентированных гос. стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений.

Типы образовательных учреждений в России:

- дошкольные;

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

- специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;

- специальные учреждения для подростков с общественно опасным девиантным поведением;

- дополнительного образования;

- профессионального образования (начального, среднего и высшего образования).

ФГОС - Федеральные гос. образовательные стандарты – документ, содержащий требования, соблюдение которых обязательно для учреждений, имеющих государственную аккредитацию (призваны обеспечивать: · единство образовательного пространства РФ; · преемственность основных образовательных программ; · духовно-нравственное развитие и воспитание).

«Плюсы» реформирования: постепенный переход от «линейного» обучения (передачи знаний) к проектирующей, развивающей творческие способности в деятельности, т.е. внедрение в практику обучения проектной и исследовательской работы

«Минусы» реформирования: бюрократизация, недостаток финансирования, недостаточная материально-техническая база.
В России институт социальной работы также был введен в начале 90-х годов почти одновременно с социальной педагогикой. Их введение явилось ответом на действительность, когда потребовались специалисты, которые могли бы оказать помощь социально незащищенным слоям населения.

Специалиста по социальной работе в образовательных учреждениях нет! Есть только отдельные элементы социальной работы.



Связь между социальной работой и социальной педагогикой. Это касается их объекта. Объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.

Объектом социальной педагогики выступает человек, требующий помощи в процессе его социализации — превращения индивида в социального субъекта, т. е. человек как развивающаяся, формирующаяся личность.
Проблемы ребенка:

1. индивидуальные возможности и особенности ребенка

2. социальная среда воспитания ребенка

3. социально-психологическая обстановка в классе.
Методы работы:

1) Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, лекция, беседа, инструктаж, пример). а) Рассказ – устное повестоват. изложение учеб. материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. б) Лекция – монологич. форма метода, которая ведется от 1-го лица для того, чтобы разъяснить детям определенные понятия.

в) Беседа – побуждение к знаниям. С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побуждает учащихся к запоминанию знаний.

г) Пример – элемент народ. педагогики, кот. основывается на восприятии зрения. В основе – механизм подражания. Пример – наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.

д) Объяснение – монологич. форма изложения (теоретич.материал, задачи), точное и четкое формулирование задачи, причинно-следств. связь, сравнение и сопоставление.
2) Методы организации деятельности (упражнение, научение, педагогич. требование, обществ. мнение).

а) Научение – формирование новых навыков под влиянием многократного выполнения операций в процессе тренировки.

б) Упражнение - планомерно организованное выполн-е воспитанниками различ.действий, практич.дел с целью развития личности.

в) Педагогич.требование – предъявл-е ребенку в процессе воспитания соц-культур.норм отношений и поведений.

г) Обществ.мнение – совокуп.оценок и суждений различ.соц.групп по вопросам, представляющим для них интерес.
3) Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

а) Поощрение – выражение положит.оценки действия. Действие П.основано на возбуждении положит.эмоций. Виды: одобрение, похвала, благодарность, награждение.

б) Наказание – метод педагог. воздействия, кот. должен предупреждать нежелат. поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др. Виды: наложение дополн.обязанностей; лишение или огранич-е прав; выраж-е морального порицания или осуждения.


в) Соревнование – метод направления естеств. потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств.
Технологии СР:

1. Профилактика

2. Диагностика (проективные и рисуночные тесты, анализ документов, наблюдение, интервью)
Педагогическое сопровождение - целенаправленное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, ориентированное на раскрытие внутреннего потенциала обучающихся, принятие мер по предупреждению возникающих у них проблем, выявление затруднений и своевременное оказание помощи обучающимся, а также их родителям на основе поддержки, защиты, помощи со стороны педагогического коллектива.

Основными регуляторами процесса социализации выступают социальные институты: семья, образовательные организации, круг сверстников и друзей, социокультурная обстановка общества, а также социально–психологические характеристики самих обучающихся.

Этапы сопровождения процесса социализации обучающихся:

1. Диагностический (обнаружение проблем обучающегося, осознание их значимости и желание оказать помощь).

2. Аналитический (поиск причин и способов решения проблемы).

3. Практический (взаимодействие, основанное на уважении личности обучающегося и ориентированное на создание условий для осознанного ответственного выбора)

4. Рефлексивный (анализ результатов).
Формы социально-педагогической помощи семье.

Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.

Крисисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого-педагогические проблемы.

Социальный педагог выступает в качестве посредника между семьей и специалистами, работающими с ней. Также, социальный педагог оказывает образовательную помощь, предоставляя семье информацию, касающуюся этапов выхода семьи из кризиса и ее перспектив, подкрепляя ее документальными фактами.

Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача социального педагога – создать такие условия.


Проблемно-ориентированная модель предписывает решать выбранную для работы проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Определяются препятствия, мешающие семье, и используются средства, способствующие для решения проблемы. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

Долгосрочные формы работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психосоциальном подходе.
Программы профилактики девиантного поведения среди школьников:

Первичная профилактика - устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Вторичная профилактики — раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений, и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.

Третичная профилактика - лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Взаимодействие органов образования и социальной защиты в решении проблем детей с ограниченными возможностями и иных социальных групп.

Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется: Конституцией РФ, ФЗ "Об образовании", ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Образование обучающихся с ОВЗ осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.