Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1382

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

59. Социальная работа с иммигрантами и беженцами: организация, нормативно-правовая база, формы и методы работы (Аня)

Государственная миграционная политика. Статус беженца и вынужденного переселенца. Федеральная миграционная служба: структура, основные принципы и методы работы. Причины обострения миграционной ситуации на современном этапе. Потенциальные и вынужденные переселенцы.

Формы и методы работы по оказанию помощи мигрантам. Диагностическая, превентивно-информационная, профилактическая и административная работа. Создание групп взаимопомощи и взаимоподдержки. Социальная работа с семьями и детьми мигрантов и беженцев. Негосударственные фонды помощи мигрантам. Роль средств массовой информации в осуществлении миграционной профилактики РФ. Опыт деятельности органов социальной защиты населения с мигрантами, беженцами, с жертвами природных и техногенных катастроф, межэтнических конфликтов и т. п.

Государственная миграционная политика.

Миграция — это перемещение, переселение людей, связанное с измене­нием места жительства. Такое перемещение мо­жет осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция).

Государственная миграционная политика– это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран – экспортеров и импортеров рабочей силы.

Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.

Статус беженца и вынужденного переселенца.

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. (ФЗ «О беженцах и вы­нужденных переселенцах» от 1993 г.).


Вынужденный переселенец — гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка («Закон о вынужденных переселенцах» от 1993 г.).

Федеральная миграционная служба: структура,

основные принципы и методы работы.

Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.

Структура ФМС России представлена следующими элементами.

1. Организационно-административный департамент.

2. Департамент по организации регистрационно-паспортной работы.

3. Департамент по организации работы с иностранными гражданами.

4. Управление информационных технологий.

5. Организационно-аналитическое управление.

6. Управление правового обеспечения.

7. Управление по вопросам гражданства.

8. Управление по делам переселенцев.

9. Управление по организации работы с соотечественниками.

10. Управление законопроектной деятельности.

11. Управление собственной безопасности.

12. Управление внешних связей.

13. Управление ресурсного обеспечения.

14. Финансово-хозяйственное управление.

15. Управление содействия интеграции.

16. Управление по работе с обращениями граждан и организаций.

17. Отдел организации мероприятий по мобилизационной подготовке.

18. Пресс-служба.

Основными задачами ФМС России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в сфере миграции;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере миграции;

3) производство по делам о гражданстве РФ, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ;

4) осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ;



5) осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

6) оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

7) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;

8) осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан РФ за пределами Российской Федерации;

9) разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

10) исполнение законодательства РФ по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

11) управление территориальными органами ФМС России, ее за- гранаппаратом, а также иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач.

Основные причины обострения миграционной ситуации на современном этапе

1. Рост преступности, увеличение числа зависимых и зависимостей;

2. Межэтнические разногласия;

3. Рост ксенофобии в обществе; Ксенофобия - ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие иного как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного

4. Возможность совершения террористических актов.

Потенциальные и вынужденные переселенцы.

Прежде всего, потенциальными переселенцами могут быть те, кто имеет право быть названным соотечественником. Это лица, принадлежащие к таким категориям: имеют российское гражданство, но постоянно живут за рубежом; временно или постоянно проживают в России (в том числе и беженцы); в прежние времена жили в России, а потом их местом жительства стала одна из стран СНГ; среди своих прямых предков имеют россиян; те, кто в годы советской власти жили на территории СССР и имел советский паспорт; эмигранты, как получившие гражданство другой страны, так и не имеющие его; иностранные подданные, чьи корни имеют российское происхождение.


Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Формы и методы работы по оказанию помощи мигрантам

Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономическому, материальному, социально-информационному и социально-трудовому.

1. Социальное направление (работа осуществляется в контакте с различными ведомствами, в том числе - Пенсионным фондом) включает в себя:

· проведение социальных консультаций;

· проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;

· выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;

· социальная диагностика;

· помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;

· содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;

· выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей;

2. Социально-информационное направление (работа осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой информации):

· информирование мигрантов о деятельности социальных служб;

· сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;

· информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;

· содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции.

3. Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения):


· психологическое консультирование;

· психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации;

· психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса;

· проведение психологических тренингов с мигрантами;

4. Социально-педагогическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка):

· проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей;

· социально-педагогическая работа с детьми и подростками;

· социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении;

· контроль за получением образования детьми и подростками из семей мигрантов;

5. Социально-правовое направление (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами):

· защита прав мигрантов;

· предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях;

· социально-правовое консультирование.

6. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранения):

· медико-социальное консультирование;

· оказание доврачебной медицинской помощи;

· содействие в проведении диспансеризации мигрантов;

· социально-психиатрическая диагностика и помощь;

· оказание содействия в приобретении лекарств и других медицинских средств;

7. Финансовое направление

· оказание стартовой помощи (предоставление ссуд):

· предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации.

8. Социально-экономическое направление:

· консультирование по социально-экономическим вопросам;

· предоставление помощи в достижении экономической самостоятельности;

· содействие в повышении доходов.

9. Материальное направление (работа осуществляется в контакте с общественными организациями):

· предоставление продуктовой помощи;

· предоставление вещевой помощи;

· предоставление иной натуральной помощи (лекарства, строительные материалы и т.п.).

10. Социально-трудовое направление (работа осуществляется в контакте со службами занятости):