Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1382
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
59. Социальная работа с иммигрантами и беженцами: организация, нормативно-правовая база, формы и методы работы (Аня)
Государственная миграционная политика. Статус беженца и вынужденного переселенца. Федеральная миграционная служба: структура, основные принципы и методы работы. Причины обострения миграционной ситуации на современном этапе. Потенциальные и вынужденные переселенцы.
Формы и методы работы по оказанию помощи мигрантам. Диагностическая, превентивно-информационная, профилактическая и административная работа. Создание групп взаимопомощи и взаимоподдержки. Социальная работа с семьями и детьми мигрантов и беженцев. Негосударственные фонды помощи мигрантам. Роль средств массовой информации в осуществлении миграционной профилактики РФ. Опыт деятельности органов социальной защиты населения с мигрантами, беженцами, с жертвами природных и техногенных катастроф, межэтнических конфликтов и т. п.
Государственная миграционная политика.
Миграция — это перемещение, переселение людей, связанное с изменением места жительства. Такое перемещение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция).
Государственная миграционная политика– это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран – экспортеров и импортеров рабочей силы.
Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.
Статус беженца и вынужденного переселенца.
Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. (ФЗ «О беженцах и вынужденных переселенцах» от 1993 г.).
Вынужденный переселенец — гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка («Закон о вынужденных переселенцах» от 1993 г.).
Федеральная миграционная служба: структура,
основные принципы и методы работы.
Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.
Структура ФМС России представлена следующими элементами.
1. Организационно-административный департамент.
2. Департамент по организации регистрационно-паспортной работы.
3. Департамент по организации работы с иностранными гражданами.
4. Управление информационных технологий.
5. Организационно-аналитическое управление.
6. Управление правового обеспечения.
7. Управление по вопросам гражданства.
8. Управление по делам переселенцев.
9. Управление по организации работы с соотечественниками.
10. Управление законопроектной деятельности.
11. Управление собственной безопасности.
12. Управление внешних связей.
13. Управление ресурсного обеспечения.
14. Финансово-хозяйственное управление.
15. Управление содействия интеграции.
16. Управление по работе с обращениями граждан и организаций.
17. Отдел организации мероприятий по мобилизационной подготовке.
18. Пресс-служба.
Основными задачами ФМС России являются:
1) выработка и реализация государственной политики в сфере миграции;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере миграции;
3) производство по делам о гражданстве РФ, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ;
4) осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ;
5) осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
6) оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
7) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;
8) осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан РФ за пределами Российской Федерации;
9) разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;
10) исполнение законодательства РФ по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;
11) управление территориальными органами ФМС России, ее за- гранаппаратом, а также иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач.
Основные причины обострения миграционной ситуации на современном этапе
1. Рост преступности, увеличение числа зависимых и зависимостей;
2. Межэтнические разногласия;
3. Рост ксенофобии в обществе; Ксенофобия - ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие иного как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного
4. Возможность совершения террористических актов.
Потенциальные и вынужденные переселенцы.
Прежде всего, потенциальными переселенцами могут быть те, кто имеет право быть названным соотечественником. Это лица, принадлежащие к таким категориям: имеют российское гражданство, но постоянно живут за рубежом; временно или постоянно проживают в России (в том числе и беженцы); в прежние времена жили в России, а потом их местом жительства стала одна из стран СНГ; среди своих прямых предков имеют россиян; те, кто в годы советской власти жили на территории СССР и имел советский паспорт; эмигранты, как получившие гражданство другой страны, так и не имеющие его; иностранные подданные, чьи корни имеют российское происхождение.
Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Формы и методы работы по оказанию помощи мигрантам
Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономическому, материальному, социально-информационному и социально-трудовому.
1. Социальное направление (работа осуществляется в контакте с различными ведомствами, в том числе - Пенсионным фондом) включает в себя:
· проведение социальных консультаций;
· проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;
· выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;
· социальная диагностика;
· помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;
· содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;
· выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей;
2. Социально-информационное направление (работа осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой информации):
· информирование мигрантов о деятельности социальных служб;
· сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;
· информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;
· содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции.
3. Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения):
· психологическое консультирование;
· психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации;
· психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса;
· проведение психологических тренингов с мигрантами;
4. Социально-педагогическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка):
· проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей;
· социально-педагогическая работа с детьми и подростками;
· социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении;
· контроль за получением образования детьми и подростками из семей мигрантов;
5. Социально-правовое направление (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами):
· защита прав мигрантов;
· предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях;
· социально-правовое консультирование.
6. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранения):
· медико-социальное консультирование;
· оказание доврачебной медицинской помощи;
· содействие в проведении диспансеризации мигрантов;
· социально-психиатрическая диагностика и помощь;
· оказание содействия в приобретении лекарств и других медицинских средств;
7. Финансовое направление
· оказание стартовой помощи (предоставление ссуд):
· предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации.
8. Социально-экономическое направление:
· консультирование по социально-экономическим вопросам;
· предоставление помощи в достижении экономической самостоятельности;
· содействие в повышении доходов.
9. Материальное направление (работа осуществляется в контакте с общественными организациями):
· предоставление продуктовой помощи;
· предоставление вещевой помощи;
· предоставление иной натуральной помощи (лекарства, строительные материалы и т.п.).
10. Социально-трудовое направление (работа осуществляется в контакте со службами занятости):