Файл: Отчет о прохождении производственной практики профессиональный модуль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 1161

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диагностика сформированности экологической культуры

Задания по ознакомлению с природой

Занятие № 1.

Направлено на выявление уровня овладения действием моделирования  построения: модели зависимости строения растения от факторов неживой природы.

Материал

6 наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы  воды и тепла : два набора

«много» воды - жарко два набора

-«много» воды - холодно два набора

«мало» воды - жарко 12 картонных стрелочеккарточки с условными обозначениями частей растения:

корень - стержневой (6 шт., мочковатый (6 шт.)

стебель - обычный (6 шт., утолщенный (6 шт.)

лист - крупный (6 шт., обычный (6 шт., колючка (6 шт.)

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

В занятии участвуют 6 детей. Дети и воспитатель садятся вокруг стола, на котором разложены карточки с условными обозначениями частей растений. Взрослый создает игровую ситуацию. Детям предлагается заселить новые планеты растениями. «Условия жизни» на планете находятся в специальных конвертах, которые раздаются детям любой из указанных в «Материале» наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы и 2 стрелки. Детям: предлагается рассмотреть свои наборы карточек и назвать, «какие условия на их планетах».

Далее воспитатель обращает внимание детей на карточки с условными обозначениями частей растений корень, стебель, лист, разложенные на столе. Взрослый предлагает выбрать нужные карточки и составить из них такое растение, которое сможет жить в условиях данной планеты.

ОЦЕНКА.

Показатель - построение модели зависимости строения растений от факторов неживой природы.

Низкий уровень — дети правильно подбирают лишь одну карточку с условным обозначением части растения,

Средний уровень — дети правильно подбирают все 3 карточки с условными обозначениями частей растения, но не могут самостоятельно построить модель.

Высокий уровень - дети самостоятельно подбирают все карточки с условными обозначениями частей растения и строят модель.

Занятие №2.

Направлено на определение уровня овладения знаниями о связях и взаимозависимостях в экосистемах 
(лес, луг, пруд, город). Проводится в конце учебного г ода.

МАТЕРИАЛ.

Пейзажные картины с изображением различных экосистем  лес, луг, пруд, город наборы картинок растений и животных указанных экосистем  по 3-4 картинки растений и по 3-4 картинки животных каждой экосистемы леса ель, орешник, мхи, ягоды; медведь, белка, дятел, муравьи луга ромашка, клевер, тысячелистник, пырей перепел, мышь, бабочка, кузнечик пруда  водоросли, рогоз, кувшинка, лилия; утка, карп, лягушка, комар города  тополь, ясень, сирень, подорожник; собака, ворона, голубь, муха.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ. В занятии участвуют 8 детей. Дети и воспитатель располагаются на ковре. Взрослый по очереди показывает детям пейзажи леса, луга, пруда, картину

города; дети называют соответствующие картинам экосистемы. Далее воспитатель раскладывает на ковре картинки с изображением различных растений и животных. Взрослый просит детей разбиться на пары (по желанию); каждой паре предлагается, договорившись между собой, выбрать какой-либо пейзаж и найти картинки тех растений и животных, которые могут жить в данной экосистеме.

В каждой паре детей один ребенок может подбирать все растения, другой - всех животных. По окончании работы дети рассказывают об обитателях того или иного сообщества (один ребенок в паре - о растениях, другой - о животных, приводят примеры взаимосвязей в экосистемах.

ОЦЕНКА. Первый показатель - знание растений и животных экосистемы.

Низкий уровень - дети подбирают лишь 1-2 картинки растений и животных, названия которых не знают.

Средний уровень - дети подбирают по 2-3 картинки растений и 2-3 картинки животных, знают почти все названия (допускается 1 ошибка).

Высокий уровень - дети подбирают все имеющиеся картинки растений и животных, знают все названия.

Второй показатель - способность устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистеме.

Низкий уровень - дети не могут привести ни одного примера взаимосвязей, помощь взрослого не приводит к улучшению результата.

Средний уровень - дети приводят 1-2 примера взаимосвязей (допускаются наводящие вопросы взрослого).

Высокий уровень - дети самостоятельно приводят 2-3 примера взаимосвязей в экосистеме.

Задания, направленные на выявление уровня сформированное представлений и понятий о природе.

1. Как ты думаешь, что относится к живой (неживой)

 природе? Чем отличается живая природа от неживой?

2. Выяснить понимание детьми слова «животное». Каких животных, ты знаешь?

А) умение классифицировать животных по группам (насекомые, рыбы, звери; птицы, дикие и домашние; травоядные и хищные и др.). Например, назвать животное (по картинке) и дать пояснение.
Б) умение определить условия жизни животных: где живет, чем питается, как передвигается умение устанавливать связь между внешним строением, образом: жизни и средой обитания вода, земля и т. д., характером движения и органами передвижения, средой обитания например, где живут рыбы, могут ли они обитать на суше и, что помогает рыбам жить и передвигаться в воде.

В) умение определить изменения образа жизни животного от сезонных явлений природы (как зимуют, чем питаются, как спасаются от врагов).

3. Выяснить понимание детьми слова «растение» (какие растения тебе известны); знание условий, необходимых для роста и развития растений (что нужно для роста растений) и сезонной жизни растений.

Умение классифицировать растения по месту их произрастания  что и где растет: на лугу, в поле, лесу и т. д.. Использование картины с сознательно допущенными ошибками: водные растения в лесу, лесные растения - на лугу и т. п.. Найти ошибку и дать пояснения.

4. Какое время года сейчас? Почему ты так считаешь? Назвать признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей. Назови признаки наступления осени. Какое время года было до нее и какое наступит после? Чем отличается осень от лета и зимы? Использование иллюстраций разных времен года. Предложить детям назвать картину и дать объяснения, разложить по порядку картины, изображающие различные времена года. Критерии оценки ответов учащихся. Каждое задание оценивается отдельно задание № 2 содержит три взаимосвязанных вопроса, за ответ на каждый из них выставляется собственная оценка: задание № 3 состоит из 2-х частей, которые также оцениваются самостоятельно. Таким образом, за выполнение 4-х заданий ребенок получает 7 оценок по четырех балльной шкале.

1 балл (низкий уровень) - нет ответа или затрудняется ответить на вопрос. С помощью наводящих, дополнительных вопросов ребенок перечисляет отдельные признаки предметов или явлений природы.

1 балла (средний уровень)
 - имеется определенный объем фактических знаний, ребенок умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет ярко выраженные особенности объектов природы, указывает на общую приспособленность живых существ к среде обитания без выделения приспособительных признаков.

2 балла (уровень выше среднего) - владение достаточно полными знаниями о предметах и явлениях природы, ребенок выделяет существенные признаки явлений или объектов природы, мотивирует свои суждения, устанавливает связи между предметами и явлениями природы, часто указывает на одну конкретную зависимость приспособленноеги к среде обитания.

3 балла (высокий уровень) - знания носят обобщенный, системный характер, ребенок может сформулировать выводы, устанавливает причины явлений и разнообразные закономерные связи, существующие в природе (иногда цепи зависимости).

После выполнения заданий баллы, полученные ребенком суммируются, а полученный результат позволяет судить об уровне сформированности представлений и понятий о природе, о готовности ребенка к обучению в школе:

От 7 до 12 баллов - низкий уровень;

От 13 до 17 баллов - средний уровень;

От 1.8 до 23 баллов - выше среднего уровня;

От 24 до 28 баллов - высокий уровень.

Отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделять существенное в объекте явлении, не способен к установлению связей и зависимостей.

Качественная диагностика

Цель качественной диагностики — отметить изменения в поведении ребенка и мотивации его поступков, развитии эмоциональной сферы, активизации познавательного процесса. Для проведения такой диагностики воспитатели, педагог- эколог должны регулярно вести записи наблюдений за детьми в детском саду и отмечать высказывания родителей. Они могут быть зафиксированы в свободной форме. Качественная диагностика помогает воспитателю заполнить на детей карты экологической воспитанности.

Форма для записей воспитателя может быть разной: можно заносить отдельные высказывания детей в толстую тетрадь (своеобразный «Дневник наблюдений»выделив заранее разделы
«Поведение» в групповом помещении, на прогулке, в живом уголке, «Высказывания» и т. п. В этом случае в каждом разделе будет отражена информация о разных детях. Еще вариант: результаты наблюдений фиксируются отдельно для каждого ребенка отдельные странички с фамилиями детей в тетради или карточки на каждого из них. Для облегчения работы можно записывать высказывания детей на магнитофон или видеомагнитофон.

Карта экологической воспитанности

Естественно, перечисленные виды диагностики не отражают все разнообразие, однако можно утверждать, что наиболее объективные результаты возможны при условии длительных наблюдений за ребенком и комплексном подходе (сочетание количественной и качественной диагностикидиагностирование ребенка в процессе разнообразных видов деятельности, а не только опросов). На основе такой разносторонней и длительной диагностики воспитатели смогут заполнить «Карту экологической воспитанности ребенка», которая

составлена нами по типу карт показателей развития, включенных в «Карту развития ребенка 6—7 лет» (JT .А. Парамонова и др.). В карте в той или иной степени отражены знания, представления ребенка об окружающем мире, его отношение к нему, эмоциональное восприятие природы, имеющиеся навыки экологически грамотного и безопасного поведения, деятельностный аспект поведения. Заполнять карту нужно аналогично другим картам такого же типа: утвердительный ответ педагога фиксируется галочкой, если данные неопределенные — знак вопроса, если результат ниже возрастных возможностей — ставится флажок (авторы «Карты индивидуального развития.» предлагают рассматривать такой флажок как сигнал неблагополучия). Обсудить карту целесообразно с экологом, психологом и родителями. Ниже приводится проект «Карты экологической воспитанности ребенка 6—7 лет». Автор будет благодарен читателям за все высказанные замечания и предложения.

Карта экологической воспитанности ребенка 6—7 лет

Проявляет познавательный интерес к объектам природы, любознательность

Проявляет желание общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы.

Имеет представления о взаимосвязях в природе (обозначает причину следствие, последовательность явлений