Файл: Методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 941

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

Сведения об авторе

Предисловие

Календарно-тематический план работы студента

Методические указания (общие)

Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки

Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 6. Произнесение судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».

2. Проанализируйте речь судебного оратора Кони А.Ф. «Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем». (Используйте Приложение 1).

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 8. Культура судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля


1. Особенности античной риторики, основные черты. Назовите представителей античной риторики?

2. Расскажите о развитии риторических традиций в России. Каких ораторов России 19 века знаете?

3.Что понимается под риторическим термином «речевое взаимодействие»?

4. Как Библия оценивает роль слова в жизни общества?

5. Как понимается термин «речевое событие»?

6. Назовите основные признаки речевой ситуации.

7.Назовите виды речевой деятельности, их особенности?

8.Перечислите компоненты правовой коммуникации.

Задания для самоконтроля



1)Определите, какой у вас темп речи, прочитав за одну минуту стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу ...». Стремитесь выработать нормальный темп.

2)Произнесите фразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными интонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой. Обратитесь к присутствующим: «Дамы и господа», выражая голосом чувства (равнодушно, торжественно, иронично, радостно, с просьбой).

3)Попробуйте произносить слова: «здравствуйте». «я слушаю вас», «добрый день», «добрый вечер», «приятно вас видеть», «привет», «алло» и подобные с максимальной доброжелательностью в голосе. Используйте для тренировки целый день.

4)Прочитайте строки К. С. Паустовского выразительно, находя в каждой фразе слово с логическим ударением, сделайте магнитофонную запись: «Чайковский садился за рояль. Сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.

Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего толком не сделано ... Ни разу не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. Он никогда не ждал вдохновенья. Он работал, работал ... И вдохновенье рождалось в работе».

Комплекс упражнений речевой гимнастики
составлен по рекомендациям С. Т. Никольской, содержащимся в работе «Техника речи» (М. 1978).

Тренировка речевого дыхания.

1) «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, - отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе.

2) «Свеча». Медленно дуйте на пламя. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2 - 3 см и длиной 10 см.

3) «Свечи». На одном вдохе (без добора) погасите 3 свечи (4, 5... 10), разделив выдох на порции.

4) «Насос». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, - выдох на звуке «ф».

5) «Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест - накрест. Правые руки - ваша пила, левые бревно. Один тянет на себя «пилу», имитируя на выдохе звук «з», другой берет пилу на себя: «с».

6) «Старт». Возьмите в руки часы с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять... Один! Пуск!». Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха.

7) «Егорки». Распределите выдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте паузу после каждого третьего (пятого, восьмого, одиннадцатого) «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т. д.

2.Голосовые упражнения.

1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м».

2) «Колокола». Имитируйте голосом звучание большого колокола: «бом - м - м! бим - м -м ! , бам - м - м !» , стараясь «тянуть» согласный. Изменяйте регистры: от низкого (бом) до высокого (бим) и среднего (бам).

3) Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то громким, то тихим от начала до конца текста:

Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно - синюю гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним.

4)Если у вас чересчур тихий голос, то прочитайте громко клич глашатая из пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» на открытом воздухе или в большом, шумном помещении:

Слушайте - послушайте,

Государевы люди,

Государеву волю!

Идите в красные ворота

На красный царский двор!

С красного двора в новы сени,

На частые ступени,


В дубовые двери,

В государевы палаты,

Суд судить, ряд рядить.
Тема 3. Судебный оратор. Культура судебного оратора и техника речи.
Вопрос 1. Судебный оратор – профессиональная языковая личность.

Вопрос 2. Литературный язык – основа культуры речи

Вопрос 3. Звучащая речь, ее особенности. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи

Вопрос 1. Судебный оратор – профессиональная языковая личность

Профессиональная языковая личность юриста – это коммуникативно-деятельностная личность со своей профессиональной картиной мира, обладающая совокупностью профессиональных языковых черт, владеющая специальным языком и необходимым профессиональным запасом дискурсных способностей.

Можно выделить следующие особенности личности юриста (судебного оратора):

– интеллектуально-мыслительные, к которым относятся общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач (как типовых, так и нестандартных);

– коммуникативные, то есть способность проведения бесед, диалогов, усвоение навыков публичных выступлений;

– мировоззренческие, которые характеризуются восприятием общепринятых социальных ценностей, прежде всего личности как члена общества;

– профессиональное правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству, а также этические и моральные нормы;

– профессиональное языковое сознание, т.е. особое мировидение, которое находит свое отражение в языке и речи.

Эмоциональный уровень, безусловно, присущ структуре языковой личности юриста. Это прослеживается в устных речах судебных риторов, а также в различных текстах законов, так или иначе содержащих оценочные понятия.

Такие психические явления, как эмоции, представляют собой непосредственные субъективные переживания каких-то моментов, ситуаций в их отношении к потребностям личности. Эти психические компоненты, сменяя друг друга, образуют непрерывный эмоциональный фон, который сопровождает процесс жизнедеятельности человека и является реакцией на изменения, происходящие в мире. Эмоции проявляются в виде жестов, мимики, в самом поведении, речи, что служит материалом для описания эмоционального состояния говорящего.

Язык включен в сложнейшую систему познания мира человеком, в когнитивно-информационную систему, в которой взаимодействуют мышление, сознание, память. Главное назначение данной системы – обеспечение процессов восприятия информации извне, переработка этой информации, сохранение ее и передача другим индивидам. Безусловно, что переработка информации осуществляется в актах мысли. Знания же, как результаты мышления, упорядочиваются сознанием, организуются в когнитивные (познавательные) структуры. Иными словами, сознание имеет языковую и
речевую природу и руководит не только знаниями, но и мнениями, оценками, убеждениями. В нем формируется целостная картина мира, иными словами, модель мира, которая и предопределяет поведение человека, в том числе и коммуникативное поведение. Языковая картина мира в процессе жизнедеятельности постоянно дополняется, модифицируется. Благодаря разнообразным системам общения и, в первую очередь, языку, складывается картина мира, а в последствии – профессиональная модель мира. Язык отражает окружающий его мир, он формирует человека, определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение, национальный характер, его профессиональный уровень. При этом, как правило, человек не отдает себе отчета в той активной роли, которую язык играет в формировании его характера, поведения, отношения к людям, к жизни, его роли и места в обществе. Очевидно, что в данном случае можно говорить о языковом сознании личности юриста как совокупности знаний и представлений о языке и закономерностях функционирования его структурных элементов, а вместе с тем и о языковой способности, языковом мышлении. От личности юриста, как языковой личности, требуется обладание коммуникативными умениями, которые можно рассматривать как практическое владение языковыми средствами, позволяющими создать речевое высказывание, решая при этом коммуникативные задачи.

При рассмотрении проблемы роли языка в формировании профессиональной картины мира в сознании человека, прежде всего необходимо определить само исходное понятие «профессиональный образ мира». Возможные ассоциации дают основание подразумевать под выражением «профессиональный образ мира» то или иное представление человека о каких-либо явлениях жизни, которые сформировались у него в результате специального образования и профессионального опыта. Познание мира в конечном итоге определяется его практическим овладением (а значит и правовым сознанием), так как единственной проверкой адекватности познания является только практика. Следовательно, начальным и конечным этапом познания мира является его практическое освоение в процессе трудовой (юридической) деятельности человека.

Язык выступает как способ закрепления всей отражательной способности мышления, которая неразрывно связана с практической деятельностью человека.

Значит, человеческим фактором является сознание, которое в результате отражательной деятельности формирует концептуальную картину мира, позволяющую человеку эффективно ориентироваться в нем, использовать его в своих жизненных целях.


Исследуя профессиональную языковую личность судьи, можно утверждать, что профессиональная языковая личность не возникает спонтанно у носителя языка, обладающего обыденным сознанием. Профессионализация языковой личности происходит поэтапно, т.е. личность, имея профессиональную направленность, путем овладения знаниями, приобретает профессиональные навыки. Выделяются такие характеристики профессиональной языковой личности, как деятельность в профессиональной сфере, где происходит освоение разных уровней сложности данной деятельности, в результате чего носитель языка способен осуществлять профессиональную деятельность разной степени сложности, способность к актуализации нескольких социальных ролей, требующих разной степени освоения мира.

Наиболее привычным способом применения профессиональных особенностей отражения за пределами реальных ситуаций труда является перенос профессиональных стереотипов обращения с объектами труда на объекты, не являющиеся профессиональными – перенос профессиональных клише отношений и позиций. Так, например юрист, знакомясь с новым законом или изменениями и дополнениями к законам, принимаемыми государством, непременно анализирует последствия принятых положений с практической точки зрения.

Субъективная модель мира профессионального судьи формируется в процессе взаимодействия со специфическими объектами труда.

Структура мира профессионала (в нашем случае – юриста) характеризуется специальным языком понятий и связана с картиной мира. Образ мира – это определенное отношение, вернее система отношений человека к миру, точность и адекватность которого достигается вследствие деятельности, осуществляемой человеком. Слои образа мира с разной степенью конкретности фиксируют окружающие предметы и способы действия с ними. Познание новых свойств предметов, выработка новых способов действий изменяют содержание и форму образа мира вообще. Субъект сам участвует в построении профессионального образа мира, организуя его в соответствии с целями и личностными установками. Рассматривая перцептивную сторону образа мира, можно согласиться с мнением.

Следующей содержательной стороной профессиональной языковой личности юриста является владение профессиональным языком. Профессиональная картина мира неразрывно связана с профессиональным языком. В этом отношении можно говорить о специальном юридическом языке. Язык по отношению к праву выполняет две взаимосвязанные функции: отобразительную (выражает вовне волю законодателя) и коммуникативную (доводит эту волю до сведения участников общественных отношений).