Файл: Курс лекций по дисциплине Налоговое право для направления подготовки Юриспруденция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 237

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41
налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика- организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.
Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика - организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня,
следующего за днем представления налоговому органу документов,
подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.
Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налого- плательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.
Указанные правила применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банке налогового агента - организации и плательщика сбора - организации.
При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.
Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения налого- плательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Арест имущества может быть полным или частичным.
Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Частичным арестом признается такое ограничение прав нало- гоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика- организации. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога. Решение о


42
наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем налогового органа или таможенного органа или его заместителем в форме соответствующего постановления. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган,
производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику- организации или его законному или уполномоченному представителю присутствовать при аресте имущества. Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации и его представителю разъясняются их права и обязанности. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест),
растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.
Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога.
Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.
Данные правила применяются также в отношении ареста имущества налогового агента — организации и плательщика сбора — организации.
Контрольные вопросы по теме:
1.
Порядок осуществления обращения взыскания налога, сбора, а также пеней на имущество организаций и физических лиц.
2.
Порядок исполнения налоговой обязанности при ликвидации или реорганизации юридического лица.
3.
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
4.
Порядок осуществления ареста имущества.
5.
Порядок и общие условия изменения срока уплаты налога и сбора.
6.
Условия и порядок предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога и сбора.
7.
Понятие, условие и порядок предоставления инвестиционного

43
налогового кредита.
8.
Зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора и пени.
9.
Понятие, правовые пределы и методы налогового планирования.
10.
Формы и методы проведения налогового контроля.
11.
Порядок учета налогоплательщиков в налоговых органах.
12.
Отличия и особенности камеральной и выездной налоговых проверок.
13.
Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки
14.
Как оформляются результаты налоговых проверок?
15.
Срок исковой давности по налогам
16.
Понятие и виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
17.
Виды уголовной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
18.
Виды административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
19.
Понятие налогового правонарушения и общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
20.
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к
ответственности за совершение налогового правонарушения,
обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
21.
Виды налоговых правонарушений и ответственность за непредставление или несвоевременное представление документов и сведений, за нарушение порядка ведения учета объектов налогообложения, порядка и сроков представления налоговых деклараций.
22.
Виды налоговых правонарушений и ответственности за неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов - неуплату или несвоевременную уплату сумм налогов и пени.
23.
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение свидетелями, экспертами, переводчиками, специалистами и иными обязанными лицами.
24.
Понятие, классификация, подведомственность и подсудность налоговых споров.
25.
Особенности возникновения и разрешения налоговых споров,
инициируемых налоговыми органами.


44 26.
Особенности разрешения налоговых споров, возникающих по инициативе налогоплательщиков.
27.
Порядок и срок административного обжалования действий
(бездействия) налоговых администраций и их должностных лиц, порядок и сроки рассмотрения и принятия решений по жалобам налогоплательщика и иных обязанных лиц.

45
Лекция 1.4 Правовое регулирование налогового контроля
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

§ 1
. Налоговый контроль в системе финансового контроля
§
2. Назначение и виды налоговых проверок
§
3. Камеральная налоговая проверка
§
4. Выездная налоговая проверка
§
1. Налоговый контроль в системе финансового контроля
Государственный налоговый контроль занимает особое место в государственном финансовом контроле и является существенным элементом и обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом. За счет налогов формируется свыше 85% общего объема доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, и в связи с этим, значимость налогов в процессе формирования денежных фондов государства определяет его первостепенное значение. Еще одним фактором,
определяющим актуальность организации эффективной системы налогового контроля, является использование налогового механизма в регулировании экономики.
Государственный налоговый контроль представляет также систему мер по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления и является завершающей стадией налогового администрирования.
Объектом государственного налогового контроля является вся совокупность налоговых отношений.
Предметом налогового контроля выступают законность, достоверность,
полнота, своевременность, обоснованность, оптимальность и другие аспекты налогового контроля.
Налоговый контроль является специализированным (только в отношении налогов и сборов) подведомственным государственным контролем. Налоговый контроль состоит не только в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в контроле за устранениями выявленных нарушений.
Налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок,
получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и

46
плательщиков сборов, посредством проверки данных учета и отчетности. При налоговом контроле может проводиться осмотр помещений и территорий,
которые использовались при получении дохода и прибыли.
Следует иметь в виду, что таможенные органы в пределах их компетенции, также осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль можно определить как установленную законодательством совокупность приемов и способов проверки,
осуществляемых всеми уровнями налоговых органов Российской Федерации,
целью которых является обеспечение полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджеты разных уровней налогов и сборов, а также выполнение иных обязанностей налогоплательщиков.
Основная, наиболее эффективная форма налогового контроля —
налоговая проверка. Налоговая проверка как важнейший инструмент налогового контроля позволяет наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Если по результатам налоговой проверки выясняется, что налогоплательщик не исполняет возложенных на него обязанностей либо исполняет их недобросовестно или не в полном объеме, налоговые органы должны принять адекватные меры, включающие, в частности, направление ему требования об уплате накопившейся налоговой задолженности, а при необходимости и штрафов за выявленные налоговые правонарушения.
§
2. Назначение и виды налоговых проверок
Необходимость налоговых проверок обусловлена рядом причин:
1.
несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по налогообложению и положений по бухгалтерскому учету;
2.
развитием частного бизнеса без образования юридического лица, предприниматели которого в силу своей мобильности,
непостоянства местонахождения и сложности контроля за их деятельностью уходят от налогообложения или указывают заниженный доход и, соответственно, платят меньше налогов;
3.
недостаточной подготовкой руководителей и главных бухгалтеров организаций, в частности малых предприятий, в области налогообложения;
4.
невысоким уровнем подготовки работников некоторых налоговых инспекций вследствие отставания организации


47
профессиональной подготовки кадров для налоговой службы от реальной потребности;
5.
преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением налоговой базы, в первую очередь по налогу на прибыль или имущество юридических лиц;
6.
несовершенством и нестабильностью налогового законодательства и нормативных документов.
В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса (часть первая) нормативно установлены следующие виды налоговых проверок:
1.
камеральные, проводимые в отношении всех налогоплательщиков по месту нахождения налогового органа;
2.
выездные, проводимые на основании решения руководителя
(или его заместителя) налогового органа и предполагающие встречные проверки, проводимые в связи с проверкой деятельности другого налогоплательщика (выход проверяющих по месту нахождения налогоплательщика);
3.
повторные выездные налоговые проверки, проводимые на основании мотивированного постановления вышестоящего налогового органа после проведенной выездной проверки налогоплательщика,
осуществляемые в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа и предполагающие выяснение дополнительных фактов о деятельности организаций.
Налоговый контроль является одной из основных функций налоговых органов. Цель его — проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Налоговый контроль предполагает проверку соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах и иных нормативно-правовых актов, касающихся налогов и сборов, а также выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного уклонения от уплаты налогов.
Порядок осуществления налоговых проверок регламентирован
Налоговым кодексом (часть первая, ст. 87), в котором определены формы налогового контроля, порядок учета налогоплательщиков, порядок постановки их на учет и снятия с учета, обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков, обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц и другие вопросы, обеспечивающие реализацию контрольной функции налоговых органов.

48
В зависимости от характера и способов проведения налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные.
§
3. Камеральная налоговая проверка
Камеральная проверка проводится в отношении всех налого- плательщиков, как юридических, так и физических, лиц, и в отношении всех видов деятельности.
В соответствии с Налоговым кодексом камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Камеральной проверкой должны быть охвачены только те документы налоговой отчетности, которые имеют значение для правильного исчисления налогоплательщиком объектов налогообложения и сумм налогов,
причитающихся к уплате в бюджет.
Цель камеральной проверки - определить полноту представленного отчета, правильность заполнения всех форм отчетности, правильность составления расчетов (деклараций) по налогам, обоснованность применения ставок налогов и использования налоговых льгот, своевременность уплаты налогов, а также проверить логическую связь между данными,
зафиксированными в отдельных формах отчетности. Так как отчетность по налогам (кроме НДС) составляется нарастающим итогом, то при проведении камеральной проверки основное внимание уделяется расчетам по проверке правильности определения налоговой базы и суммы налога.
Налоговый кодекс с учетом последних изменений и дополнений существенно повысил значимость камеральных проверок и их результативность. Срок проведения камеральной проверки увеличен до трех месяцев, установлены определенные санкции по результатам проверок, дано разрешение налоговым органам при проведении камеральных проверок истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие правильность и своевременность уплаты налогов.