Файл: Курс лекций по дисциплине Налоговое право для направления подготовки Юриспруденция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49
§
4. Выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руко- водителя налогового органа или его заместителя одновременно по одному или нескольким налогам (комплексная проверка).
Продолжительность проверки - не более двух месяцев, однако в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
При необходимости в ходе проведения выездной проверки уполномоченные должностные лица налоговых органов могут:
1. проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
2. производить осмотр (обследование) производственных, складских,
торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
3. привлекать свидетелей;
4. назначать экспертизу;
5. привлекать специалистов, переводчиков, понятых.
Если имеются достаточные основания полагать, что налогоплательщик уничтожит, скроет, изменит или заменит документы, свидетельствующие о совершении им налоговых правонарушений, налоговые работники могут про- извести выемку этих документов в установленном порядке.
Акт налоговой проверки составляется по установленной форме с обязательным указанием:
1. документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений,
выявленных в ходе проверки (или отсутствия таковых);
2. выводов и предложений проверяющих по устранению выявленных нарушений;
3. ссылок на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Акт проверки вручается руководителю организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения считается шестой день, начиная с даты его отправки.

50
Налогоплательщик вправе не согласиться с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих. В этом случае в двухнедельный срок со дня получения акта проверки, он должен представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт, либо возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному пояснению (возражению)
или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.
Производство по делу о налоговом правонарушении, выявленном в ходе проведения налоговой проверки, производится в установленном НК РФ
порядке.
Налогово-проверочные действия в ходе выездной налоговой поверки
1. Истребование документов
2. Выемка документов и предметов
3. Проведение осмотра
4. Проведение инвентаризации
5. Проведение опроса
6. Проведение экспертизы
7. Осуществление перевода
1. Истребование документов
Истребование документов является фактически единственным налогово-проверочным действием, возможность осуществления которого предусмотрено как при проведении камеральной, так и выездной налоговой проверки. Процедура истребования документов в рамках налоговой проверки включает необходимость выполнения двух действий:
• направление требования о предоставлении документов;
• получение истребованного документа.
Целью истребования служит получение конкретизированной документально зафиксированной информации, проведение анализа которой необходимо для решения задач налоговой проверки. Функциональная сущность истребования имеет вид властного обращения должностного лица,
проводящего проверку, к проверяемому лицу с требованием предоставить, с соблюдением установленного срока, в его распоряжение конкретно определенные документы или выборки документов, необходимые для проведения дальнейшей налогово-проверочной деятельности. Налоговые органы имеют право требовать любые документы, которые служат


51
основаниями для исчисления и уплаты налогов. При этом формы таких документов должны быть установлены государственными органами и органами местного самоуправления. Истребованы могут быть только те документы,
которые необходимы для проведения налоговой проверки. Процедуру истребования документов можно условно разделить на два этапа:
• 1-й этап: в рамках проведения налоговой проверки проверяющее должностное лицо составляет в адрес проверяемого требование о предоставлении документов. Указанное требование должно содержать наименование необходимых проверяющему документов;
• 2-й этап: проверяемый в течение пяти дней с даты получения требования направляет или выдает проверяющему надлежащим образом заверенные копии затребованных документов. Требование предоставить необходимые для проведения проверки документы может иметь как устную,
так и письменную форму. При этом несоблюдение проверяющими письменной формы требования фактически лишает их возможности:
1. документально подтвердить дату направления и получения требования;
2. приостановить проведение выездной налоговой проверки на срок между направлением требования и получением затребованных документов;
3. привлечь к налоговой ответственности лиц, отказавшихся представить указанные в требовании документы или представивших документы позже установленного срока;
4. произвести выемку документов в случае неисполнения требования об их добровольном представлении.
2. Выемка документов и предметов
Функциональная сущность выемки предполагает принудительное изъятие соответствующих объектов-носителей информации. Основаниями для проведения выемки документов в Налоговом кодексе РФ названы:
• отказ проверяемого лица, которому направлено требование от представления запрашиваемых документов;
• непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки.
Причинами проведения выемки документов в Налоговом Кодексе РФ
названы:
• наличие у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении

52
правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены(
ст.89 НК РФ);
• отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки (п. 2 ст. 93 НК РФ).
Нередко в составе ст. 94 НК РФ законодатель наряду с понятием
«выемка» оперирует термином «изъятие», при этом не давая разъяснений, идет ли речь о тождественных понятиях, или каждое из них имеет собственное содержание. Несмотря на неоднозначную трактовку соотношения понятий
«выемка» и «изъятие» в контексте ст. 94 НК РФ, будем придерживаться позиции, что при проведении процедуры выемки статус изъятых приобретают все подлежащие выемке документы и предметы. Выемке подлежат две категории документов:
• свидетельствующие о совершении правонарушений;
• запрошенные у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не предоставленные им в установленные сроки.
Документы и предметы, не имеющие отношения к предмету проверки, в ходе выемки изъяты быть не могут. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. На основании этого постановления проверяющие получают право на проведение самой выемки. В
случае, если в ходе выездной налоговой проверки требуется осуществить у проверяемого лица выемку документов, проверяющими в дополнение к постановлению составляется акт выемки документов, в котором указывается полный перечень документов, подлежащих изъятию. При этом, сам акт выемки документов без надлежащим образом оформленного постановления не дает проверяющим права на производство выемки. Выемка документов производится по акту, составленном должностными лицами, проводящими налоговую проверку. В акте выемки документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Копия акта о выемки документов передается проверяемому. Одним из условий возможности проведения выемки названо обязательное присутствие при проведении этой процедуры:
• понятых;
• лиц, у которых производится выемка документов и предметов.


53
В необходимых случаях для оказания проверяющим организационной и технической помощи для участия в производстве выемки может быть приглашен специалист. В процессе проверки проверяющие вправе обратиться за помощью к работникам органов МВД России в случаях, если:
• проверяемый или его представители оказывают противодействие проведению процедуры изъятия документов и предметов;
• в отношении объектов изъятия создана реальная угроза их уничтожения, сокрытия и т.п.
Проведение выемки документов и предметов не допускается в ночное время. До начала выемки документов должностное лицо налогового органа:
• предъявляет постановление о производстве выемки;
• разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
Затем указанное должностное лицо предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их. В
случае отказа, выемка производится принудительно. По общему правилу выемка проводится в отношении копий документов , однако в исключительных случаях изъятию могут быт подвергнуты и оригиналы. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
Изъятие подлинников документов может быть произведено при соблюдении, следующих условий:
• для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов проверяемого;
• у проверяющих есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменимы.
При проведении изъятия оригиналов документов с них изготавливают копии, которые заверяются проверяющими и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов, проверяющий передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия. По результатам выемки документов и предметов составляется соответствующий протокол.
Обязательными элементами протокола являются:

54
• его наименование (пп. 1 п. 2 ст. 99 НК РФ);
• место и дата производства конкретного действия (пп. 2 п. 2 ст. 99 НК
РФ);
• время начала и окончания действия (пп. 3 п. 2 ст. 99 НК РФ);
• должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (пп.
4 п. 2 ст. 99 НК РФ);
• фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях его адрес,
гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком (пп. 5 п. 2 ст. 99
НК РФ);
• содержание действия, последовательность его проведения (пп. 6 п. 2
ст. 99 НК РФ);
• выявление при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства (пп. 7 п. 2 ст. 99 НК РФ).
Дополнительно в протоколе перечисляются и описываются все изъятые в ходе выемки документы и предметы. При этом в отношении изъятых предметов в протоколе должны быть обязательно указаны:
• точное наименование изъятого предмета;
• количество изъятых предметов;
• индивидуальные признаки изъятых предметов.
Дополнительно, в случае возможности определения таковой, в протокол вносится и стоимость изъятых предметов. К протоколу могут прилагаться выполненные при производстве выемки документов и предметов:
• фотографические снимки и негативы;
• киноленты;
• видеозаписи;
• другие материалы.
В протокол заносятся замечания понятых по произведенным в процессе выемки действиям. Удостоверение факта, содержания и результатов выемки подтверждается подписями понятых. После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Оформление протокола завершается подписанием его должностным лицом проверяющего органа, составившего протокол, а так же всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Копия протокола о выемке документов и предметов должна быть вручена под расписку или выслана по


55
почте лицу, у которого эти документы или предметы были изъяты. Оригинал протокола может быть приложен к акту налоговой проверки.
3. Проведение осмотра
Целью проведения осмотра является получение:
• необходимость определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, предоставленным налогоплательщиком (п. 2 ст. 91 НК РФ);
• выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки
(п. 1 ст. 92 НК РФ).
НК РФ названы четыре объекта, осмотр которых возможен в рамках налоговой проверки:
• территория проверяемого налогоплательщика;
• помещения проверяемого налогоплательщика;
• документы;
• предметы.
Налоговым органам в пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ предоставлено право осматривать независимо от места их нахождения производственные, складские,
торговые и иные помещения и территории:
• используемые налогоплательщиком для извлечения дохода;
• связанные с содержанием объектов налогообложения.
Проводящим налоговую проверку должностным лицом налогового органа могут быть осмотрены только те помещения и территории налогоплательщика, которые используются им для осуществления предпринимательской деятельности.
В отличие от осмотра помещений и территорий осмотр документов и предметов может производиться и вне рамок выездной налоговой проверки. К
таким исключениям отнесены ситуации, когда:
• документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;
• при согласии владельца этих предметов на произведение осмотра.
При проведении любого осмотра независимо то его формы в обязательном порядке должны присутствовать понятые. Право проводить осмотр непосредственно реализуется проводящими налоговую проверку должностными лицам налогового органа. Так же имеют право участвовать в проведении осмотра:
• проверяемый;

56
• представитель проверяемого;
• привлеченные специалисты.
Решение о личном участии при проведении осмотра или об участии своего представителя проверяемый принимает самостоятельно.
НК РФ предусмотрена возможность использования при проведении осмотра так называемых спецсредств. В частности, при проведении осмотра возможно использование:
• фотосъемки;
• киносъемки;
• копировальных аппаратов.
При производстве осмотра составляется отдельный протокол.
Обязательными элементами протокола являются:
• его наименование (пп. 1 п. 2 ст. 99 НК РФ);
• место и дата производства конкретного действия (пп. 2 п. 2 ст. 99 НК
РФ);
• время и дата окончания действия (пп. 3 п. 2 ст. 99 НК РФ);
• должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (пп.
4 п. 2 ст. 99 НК РФ);
• фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях его адрес,
гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком (пп. 5 п. 2 ст. 99
НК РФ);
• содержание действия, последовательность его проведения (пп. 6 п. 2
ст. 99 НК РФ);
• выявление при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства (пп. 7 п. 2 ст. 99 НК РФ).
К протоколу могут прилагаться выполненные при производстве выемки документов и предметов:
• фотографические снимки и негативы;
• киноленты;
• видеозаписи;
• другие материалы.
В протокол заносятся замечания понятых по произведенным в процессе выемки действиям. Удостоверение факта, содержания и результатов выемки подтверждается подписями понятых.
После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами,
участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.


57
Оформление протокола завершается подписанием его должностным лицом проверяющего органа, составившего протокол, а так же всеми лицами участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. По окончании проверки протокол прилагается к акту налоговой проверки.
4. Проведение инвентаризации
Целями проведения инвентаризации являются:
• выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов,
подлежащих налогообложению;
• сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
• проверка полноты отражения в учете обязательств.
НК РФ не содержит специальной статьи, посвященной процедуре инвентаризации. В настоящее время этот вопрос урегулирован предписаниями
«Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке».
В составе имущества налогоплательщика, подлежащего инвентаризации,
названы:
• основные средства;
• нематериальные активы;
• финансовые вложения;
• производственные запасы;
• готовая продукция;
• товары;
• прочие запасы;
• денежные средства;
• кредиторская задолженность;
• иные финансовые активы.
В рамках налоговой проверки инвентаризация производится в отношении имущества, внесенного в соответствующий перечень. При этом инвентаризации может быть подвергнуто любое имущество налогоплательщика независимо от места его нахождения.
Основанием для проведения инвентаризации имущества является письменное распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика. Если этого требуют обстоятельства, представители налоговых органов имеют право при проведении инвентаризации воспользоваться профессиональной помощью:
• переводчиков;

58
• экспертов;
• иных специалистов.
Все полученные в ходе инвентаризации результаты заносятся в инвентаризационные описи. Инвентаризационные описи составляются в двух экземплярах. Их подписывают все члены инвентаризационной комиссии.
Акт инвентаризации по окончании налоговой проверки подлежит приложению к акту налоговой проверки.
5. Проведение опроса
Проведение опроса свидетеля в рамках налоговой проверки заключается в даче им показаний относительно обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля в форме налоговой проверки, и последующей фиксации полученной информации. Процедуре опроса в качестве свидетеля могут быть подвергнуты любые физические лица.
Опрос не может быть проведен в отношении лиц, которые:
• в силу малолетнего возраста, своих физических или психологических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
• получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
По общему правилу опрос свидетеля производится в помещении налогового органа. До момента получения свидетельских показаний должностное лицо, проводящее опрос, обязано предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. НК РФ предусмотрено, что опрос свидетеля может быть проведен по месту его пребывания в случаях:
• болезни свидетеля;
• старости свидетеля;
• инвалидности свидетеля.
Показания свидетеля заносят в протокол. Обязательными элементами являются:
• его наименование (пп. 1 п. 2 ст. 99 НК РФ);
• место и дата производства конкретного действия (пп. 2 п. 2 ст. 99 НК
РФ);