Файл: Курс лекций по дисциплине Налоговое право для направления подготовки Юриспруденция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

59
• время и дата окончания действия (пп. 3 п. 2 ст. 99 НК РФ);
• должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (пп.
4 п. 2 ст. 99 НК РФ);
• фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях- его адрес,
гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком (пп. 5 п. 2 ст. 99
НК);
• содержание действия, последовательность его проведения (пп. 6 п. 2
ст. 99 НК);
• выявление при производстве действия существенные для дела факты и обязательства (пп. 7 п. 2 ст. 99 НК).
К протоколу могут прилагаться выполненные при производстве выемки документов и предметов:
• фотографические снимки и негативы;
• киноленты;
• видеозаписи;
• другие материалы.
В протокол заносятся замечания понятых по произведенным в процессе выемки действиям. Удостоверение факта, содержания и результатов выемки подтверждается подписями понятых.
После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами,
участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.
Оформление протокола завершается подписанием его должностным лицом проверяющего органа, составившего протокол, а так же всеми лицами участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. По окончании проверки протокол прилагается к акту налоговой проверки.
6. Проведение экспертизы, осуществление перевода
Экспертиза назначается в том случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Предмет проведения экспертизы должен находиться в пределах специальных познаний эксперта. Вопросы, поставленные эксперту, не могут выходить за пределы его специальных познаний.

60
Нормами НК РФ определена возможность проведения в рамках налоговой проверки трех форм экспертизы:
• первичной;
• дополнительной;
• повторной.
Первоначальной является экспертиза, назначаемая впервые по поводу разъяснения определенных вопросов. Дополнительной признается экспертиза,
назначаемая по окончании проведения первичной экспертизы при недостаточной ясности или полноте данного экспертом первоначального заключения. Дополнительная экспертиза может быть назначена в случаях, если:
• форма ответов эксперта на поставленные вопросы при производстве первичной экспертизы подразумевает возможность неоднозначного понимания сущности и смысла таких ответов;
• ответы эксперта на поставленные вопросы не являются исчерпывающими и в связи с этим объем первоначального заключения эксперта не может быть признан полным;
Повторной признается экспертиза, назначаемая при обоснованности или ошибочности первоначального заключения эксперта. Повторная экспертиза проводится в случаях:
• необоснованности заключения эксперта;
• сомнений в правильности заключения.
Экспертиза назначается соответствующим постановлением должностного лица, проводящего выездную налоговую проверку.
В постановлении о назначении экспертизы должны быть указаны:
• основания для назначения экспертизы;
• фамилия эксперта;
• наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза;
• перечень вопросов, поставленных перед экспертом;
• перечень материалов, предоставленных в распоряжение эксперта.
Право заявлять отвод эксперту как при назначении, так и в ходе производства экспертизы предоставлено проверяющему лицу.
По результатам экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении излагаются:
• проведенные им исследования;
• сделанные в результате их выводы;


61
• обоснованные ответы на поставленные вопросы.
Заключение прилагается к акту налоговой проверки.
Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо,
владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. Инициатива назначения перевода согласно НК РФ может принадлежать только должностному лицу со стороны проверяющего. Привлечение переводчика для осуществления перевода происходит на основании соответствующего вызова.
Обязанности переводчика заключаются:
• в обязательстве явиться по вызову назначившего его должностного лица для проведения процедуры перевода (п. 3 ст. 97 НК)
• обязательстве точно выполнить порученный ему перевод (п. 3 ст. 97
НК).
Оформление результатов перевода. По результатам проведения перевода оформляется соответствующий протокол.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Тема 1.5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
§ 1.
Понятие и элементы налогового правонарушения
§ 2.
Виды налоговых правонарушений.
§ 3.
Понятие, признаки и виды налоговых преступлений.
§ 4.
Понятие, виды, принципы и общие условия привлечения к
ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
§ 5.
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к
ответственности за совершение налогового правонарушения.
§ 6.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность
за совершение налогового правонарушения. Сроки давности
привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения.
§
1. Понятие и элементы налогового правонарушения
Налоговое правонарушение представляет собой виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние
(действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц,

62
за совершение которого установлена юридическая ответственность Налоговым кодексом РФ (ст.106 НК РФ).
Налоговое правонарушение состоит из следующих элементов:
1) объект налогового правонарушения - публичный правопорядок в
сфере налогообложения - урегулированные и защищенные действующим правом общественные ценности и блага, которым наносится вред соответствующим противоправным действием или бездействием;
2) объективная сторона налогового правонарушения - противоправное действие либо бездействие субъекта правонарушения, за которое нормами НК
РФ установлена ответственность, его юридически нежелательные результаты для публичного правопорядка в сфере налогообложения и юридически значимая причинная связь между ними. Такое действие либо бездействие именуется также событием налогового правонарушения;
3) субъект
налогового правонарушения - лицо, совершившее правонарушение, - налогоплательщик, налоговый агент, лица, содействующие осуществлению налогового контроля (эксперт, переводчик, специалист) и т. д.
Круг субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности
за нарушение налогового законодательства РФ, очерчен ст.107 НК РФ. Это:
• физические лица (вменяемые и достигшие 16-летнего возраста);
• организации.
4)
субъективная сторона налогового правонарушения - юридическая вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности.
§
2. Виды налоговых правонарушений
Критерием классификации видов налоговых правонарушений выступает то, каким нормативно-правовым актом (налоговым, административным либо уголовным законом) установлена ответственность за совершение такого правонарушения.
Различают 3 вида нарушений законодательства о налогах и сборах:
• налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена НК РФ;
• правонарушения в сфере налогообложения, ответственность за совершение которых установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях;
• налоговые преступления, то есть уголовные преступления в сфере


63
налогообложения, ответственность за совершение которых установлена
Уголовным кодексом РФ.
Налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена НК РФ, делятся:
• на общие налоговые правонарушения (налоговые правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков,
специалистов);
• специальные налоговые правонарушения (налоговые правонарушения банков, кредитных организаций).
Среди видов налоговых правонарушений следует, прежде всего, назвать:
• нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 Ж);
• уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК);
• непредставление налоговой декларации (ст. 119НК);
• грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК);
• неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК);
• невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или)
перечислению налогов (ст. 123 НК);
• непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК);
• неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1
НК);
• нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК);
• неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени (ст. 135 НК);
• непредставление налоговым органам сведений о финансово- хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка (ст. 135.1
НК).
Некоторые правонарушения имеют административно-правовую основу:
• нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118 НК);
• несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст.125 НК);

неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица,
вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст.
128 НК);

64
• отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или ложного перевода
(ст.129 НК);
• нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст.132
НК);
• неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК).
§
3. Понятие, признаки и виды налоговых преступлений
Под налоговым преступлением понимается виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения, за совершение которого особенной частью Уголовного кодекса РФ предусмотрено наказание.
Налоговое преступление характеризуется следующими признаками:
1) общественной опасностью, т.е. посягательством или угрозой жизненно важным отношениям для государства;
2) противоправностью, т.е. запрещенным уголовным законом деянием;
3) виновностью, т.е. отношением лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности;
4) наказуемостью, т.е. преступлением признается только запрещенное законом под угрозой наказания деяние.
Все эти признаки в совокупности должны быть присущи совершенному деянию, признаваемому налоговым преступлением.
Ответственность за налоговые преступления в сфере налогообложения предусмотрена ст. 198, 199, 199 1
, 199 2
Уголовного кодекса РФ.
Объектом налоговых преступлений являются посягательства на интересы государства в сфере налогообложения, а именно:
а) недополучение налогов, что влечет сокращение доходной части бюджета;
б) нарушение законов рыночной конкуренции, поскольку неплательщик налогов оказывается в привилегированном положении;
в) нарушение принципа социальной справедливости;


65
г) противодействие функциям государственного управления экономикой,
так как изъятие части дохода в виде налогов оказывает стимулирующее воздействие на экономические процессы.
Объективная сторона состоит из действия (бездействия), негативных налоговых последствий и причинно-следственной связи между ними.
Негативными последствиями является то, что государство недополучает де- нежные средства для формирования доходов, что заставляет защищать его интересы с помощью уголовного закона. Привлечение к ответственности предусматривается только за уклонение от уплаты налогов в крупном размере.
Наказание устанавливается в виде штрафа, размера заработной платы или иного дохода, ареста, лишения свободы с запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Наступление негативных последствий должно быть вызвано действиями преступного лица,
при этом для привлечения к уголовной ответственности необходимо доказать бесспорную связь последствий с поступками преступника.
Субъектом налогового преступления является физическое лицо. Это относится к преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и сборов как физических лиц, так и организаций. Субъект может быть гражданин
РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, имеющие облагаемый налогом доход и обязанные представить в налоговые органы налоговую декларацию или иные документы, представление которых является обязательным в соответствии с налоговым законодательством
РФ.
Субъективная сторона налогового преступления проявляется только в виде умысла. При совершении данного вида преступлений субъект знает, что его действия неправомерны и повлекут за собой неуплату налога либо неверные исчисления сумм налога или сбора. Совершая умышленное преступление, лицо осознает общественную опасность своих действий,
предвидит возможность или неизбежность наступления последствий, влекущих применение норм уголовного законодательства.
§
4. Понятие, виды, принципы и общие условия привлечения к
ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах
Под
ответственностью за правонарушение понимается мера государственного принуждения (т.е. санкция) за совершенное

66
правонарушение, которая влечет определенные лишения имущественного или личного характера.
Видами юридической ответственности за нарушение налогового законодательства являются: финансовая, административная и уголовная.
Административная ответственность за совершение налогового
правонарушения – это предусмотренная законодательством мера государственного принуждения, которая наступает при совершении налогового правонарушения, ответственность за совершение которого установлена в Кодексе об административных правонарушениях.
Уголовная ответственность за совершение налогового правонарушения
– это мера принуждения, установленная нормами уголовного права, за совершенное налоговое преступление. Мера принуждения в таких случаях проявляется в форме уголовного наказания. Уголовный кодекс РФ установил,
что к лицам, совершившим налоговое преступление, могут применяться следующие наказания: лишение свободы, лишение права занимать определенные должности, конфискация имущества, штрафы и другие виды наказания.
Должностные лица налоговых органов несут ответственность за неправомерные действия или бездействия в соответствии с законодательством
РФ, и также могут привлекаться к административной, уголовной и иной ответственности. Ущерб, нанесенный их неправомерными действиями,
возмещается в полном объеме за счет средств федерального бюджета РФ.
Принципы
юридической
ответственности
за
нарушение
законодательства о налогах и сборах:
§
принцип законности;
§
принцип однократности наказания;
§
принцип персональной ответственности руководителя организации за нарушение налогового законодательства РФ;
§
принцип неотвратимости уплаты законно установленного налога;
§
презумпция невиновности налогоплательщика (налогового агента).
К общим условиям привлечения к ответственности за совершение
налогового правонарушения относятся следующие:
• никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 108 НК);
• никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2 ст. 108 НК).