Файл: Курс лекций по дисциплине Налоговое право для направления подготовки Юриспруденция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 264

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

67
Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.
§
5. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности
за совершение налогового правонарушения
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение
налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих
обстоятельств (ст. 109 НК):
§
отсутствие события налогового правонарушения;
§
отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
§
совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
§
истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельствами, исключающие вину лица в совершении
налогового правонарушения признаются (ст. 112 НК):
§
совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
§
совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного со- стояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
§
выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах,
данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости


68
от даты издания этих документов).
При наличии указанных выше обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
§
6. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за
совершение налогового правонарушения. Сроки давности привлечения к
ответственности за совершение налогового правонарушения
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения устанавливаются судом и учитывают- ся им при наложении санкций (п. 4 ст. 112 НК).
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение
налогового правонарушения, признаются (п. 1 ст. 112НК):
§
совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
§
совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
§
иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельством, отягчающим
ответственность,
признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (п. 2 ст. 112 НК).
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность об-
стоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения (п.3 ст.114 НК).
При наличии отягчающего вину обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100% по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения (п.4
ст. 114 НК).
Правила взыскания налоговых санкций за совершение двух и более нало- говых правонарушений. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (п. 5 ст.
114 НК).
Срок давности по налоговым правонарушениям (ст. 113 НК) составля- ет 3 года, которые исчисляются:
§
со дня совершения правонарушения (кроме правонарушений,
состоящих в грубом нарушении правил учета доходов и расходов и объектов

69
налогообложения, а также неуплаты или неполной уплаты налогов);
§
со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение (применяется для правонарушений, предусмотренных в ст. 120 и 122 НК).
Срок давности взыскания санкции (ст.115 НК). Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6
месяцев со дня:
§
обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта;
§
получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения.


70
Раздел 2. Особенная часть налогового права
Лекция 2.1 Федеральные налоги и сборы
§1. Налог на добавленную стоимость
§2. Акцизы
§3. Налог на прибыль организаций
§4. Налог на доходы физических лиц
§5. Налог на добычу полезных ископаемых
§6. Водный налог
§7. Сборы за пользование объектами животного мира и водных
биологических ресурсов
§8. Государственная пошлина
§ 1. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим ис- точником пополнения государственных бюджетов большинства стран.
Этот косвенный, многоступенчатый налог, фактически уплачиваемый потребителем, представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации — от сырья до предметов потребления. Данный налог классифицирован как федеральный. Налогу на добавленную стоимость посвящена глава 21 Н К РФ.
Данный вид налога в РФ введен в действие с 1 января 1992 года в результате проведения налоговой реформы. НДС в полном объеме поступает в федеральный бюджет.
Налогоплательщиками НДС признаются:
v организации;
v индивидуальные предприниматели;
v лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика,
связанных с исчислением и уплатой налогов, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяцев сумма выручки от реализации товаров без учета НДС в совокупности не превысило два миллиона рублей.
Освобождение не распространяется:
v на налогоплательщиков, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев;
v на ввоз товаров на таможенную территорию РФ, подлежащих налогообложению.

71
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) но соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав, в том числе передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг - на безвозмездной основе;
2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров па таможенную территорию РФ.
Налоговая база определяется как выручка от реализации товаров
(работ, услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров
(работ, услуг) имущественных прав, полученных как в денежной, так и в натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.
С 1 января 2006 г. момент определения налоговой базы устанавливается как наиболее ранняя из следующих дат:
v день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг),
имущественных прав;
v день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Налоговый период для налогоплательщиков (налоговых агентов)
установлен как:
квартал
Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации:
товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы подтверждающих документов (по установленному перечню);
Налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации:
1)
продовольственных товаров по установленному гл. 21 НК РФ


72
перечню;
2)
товаров для детей по установленному гл. 21 НК РФ перечню;
3)
периодических печатных изданий, книжной продукции,
связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением периодических печатных изданий либо книжной продукции рекламного или эротического характера);
4)
следующих медицинских товаров отечественного и
зарубежного производства:
v лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе v
внутриаптечного изготовления;
v изделий медицинского назначения.
Во всех остальных случаях налогообложение производится по налоговой ставке 20%.
В настоящее время в закрытом перечне установленных случаев налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки в размере 10 либо 18% к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (т.е. 10/110
либо 18/118). Расчетный порядок применяется:
v при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в отдельных случаях;
v при удержании налога налоговыми агентами.
Все операции, входящие в число объектов налогообложения, но не облагаемые НДС, можно разделить на несколько категорий:
А) предоставление арендодателем в аренду на территории РФ
помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ;
Б) реализация, передача, выполнение, оказание для собственных нужд на территории РФ:
1)ряда медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
2)ряда медицинских услуг на условиях и по перечню,
установленному в гл. 21 НК РФ;
3)услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми,
предоставляемых определенными органами лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующим образом;
4)услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях,
проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях
(включая спортивные) и студиях;

73 5) продуктов питания, произведенных столовыми учебных или медицинских учреждений либо реализуемых таким столовым;
В) операции, от льготы по которым можно отказаться в установленном порядке:
1) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы при определенных условиях;
2) осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации) по установленному перечню; реализация услуг, связанных с обслуживанием банковских карт;
Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям,
признаваемым объектом налогообложения в соответствии с НК РФ,
момент определения налоговой базы которых относится к
соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений,
увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом налоговых вычетов.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму НДС, сумма, подлежащая уплате в бюджет по итогам этого налогового периода, принимается равной нулю, а возникшая разница подлежит возмещению либо зачету в установленном порядке.
Исчисленная сумма налога может быть уменьшена на установленные НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат:
1)суммы
НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления
Налоговые вычеты производятся на основании:
v счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Уплата налога за истекший налоговый период производится не позднее 20-го числа квартала, следующего за истекшим налоговым периодом. В эти же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговые органы налоговую декларацию. Уплата налога производится по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

§ 2. Акцизы

74
Акцизы представляют собой федеральный косвенный налог,
относящийся к категории индивидуальных налогов (в отличие от НДС —
универсального налога). Этим налогом облагаются определенные группы товаров, исчерпывающий перечень которых установлен федеральным налоговым законодательством. На протяжении последних лет по величине поступлений акцизы прочно входят в пятерку основных бюджетообразующих налогов как для федерального бюджета РФ, так и для консолидированного бюджета РФ.
Существенной особенностью этого налога является его взимание только в сфере производства (акцизами не облагаются работы и услуги).
Плательщиками акциза признаются:
v организации;
v индивидуальные предприниматели;
v лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ, если они совершают операции,
подлежащие налогообложению.
Подакцизными товарами признаются:
1) спирт этиловый, произведенный из пищевого и непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт – сырец,
дистилляты винный, виноградный, плодовый, кальвадосовый, висковый;
2) спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%, кроме:
v лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств при определенных условиях;
v препаратов ветеринарного назначения при определенных условиях;
v парфюмерно-косметической продукции, прошедшей государственную регистрацию и разлитой в емкости с требованиями государственных стандартов;
3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и другие с объемной долей этилового спирта более
0,5% за исключением виноматериалов);
4) табачная продукция;
5) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
6) автомобильный бензин;
7) дизельное топливо;
8) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных
(инжекторных) двигателей;

75 9) прямогонный бензин.
В число объектов налогообложения включаются следующие операции:
1)
реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе:
v реализация предметов залога;
v передача подакцизных товаров по соглашению о
предоставлении отступного или новации (за исключением всех видов подакцизных нефтепродуктов);
v передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе;
v использование подакцизных товаров при оплате в натуральной форме;
Не подлежат налогообложению следующие операции:
1)
передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации (не являющимся самостоятельным налогоплательщиком) для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
2)
первичная реализация (передача) конфискованных либо бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную либо муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или)
налоговых органов либо на уничтожение;
3)
реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.
Определение налоговой базы
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров определяется в зависимости от хозяйственной ситуации и вида, установленных в отношении этих товаров налоговых ставок следующим образом:
Хозяйственная ситуация
Вид налоговой ставки
Порядок определения налоговой базы
Реализация подакцизных товаров
Твердые (в абсолютной сумме на
1
единицу измерения)
Объем реализованных подакцизных товаров в
натуральном