Файл: Допустить к защите 2015 г. Научный руководитель канд экон наук, доц кафедры гму е. А. Беляева курсовая работа современная финансовая политика рф.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 242
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность финансовой политики
1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики
1.2 Направления финансовой политики
1.3 Инструменты финансовой политики
2 Анализ финансовой политики Российской Федерации
2.1 Эволюция финансовой политики Российской Федерации
2.2 Характеристика современной финансовой политики Российской Федерации
2.3 Воздействие финансовой политики на экономику Российской Федерации
3 Рекомендации по повышению эффективности финансовой политики Российской Федерации
3.1 Проблемы финансовой системы Российской Федерации
3.2 Механизмы повышения эффективности финансового регулирования
, снизившись на 9,8% по сравнению с 2013 годом. Снижение определялось как падением цен на 4,3%, так и уменьшением физических объёмов ввоза на 5,7%. Сокращение импорта ускорилось во второй половине 2014 года. Отрицательная динамика показателя, наряду с фактором снижения спроса вследствие замедления экономического роста и ослабления курса рубля, была связана также с воздействием ограничительных мер Российской Федерации на ввоз отдельных категорий товаров из зарубежных стран 11.
Внешний долг Российской Федерации уменьшился за 2014 год на 131,6 млрд долларов США, или на 18,1%, и на 1.01.2015 составил 597,3 млрд долларов США (рисунок 3)11.
Рисунок 3 – Показатели Внешнего долга РФ 2009-2015гг.
В результате операций, отражаемых в платежном балансе, задолженность снизилась на 39,6 млрд долларов США, а за счет прочих изменений, включая курсовую и стоимостную переоценки, – на 92,0 млрд долларов США.
Значение, которое оказывает финансовая политика, на экономику и социальную сферу государства сложно недооценить, так как от ее эффективности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.
Как отмечалось выше, финансовая политика представляет собой управление финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль12. Финансовая политика включает в себя такие достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. Все эти направления взаимосвязаны, это необходимо учитывать при их разработке и формировании механизмов их регулирования.
В этой связи можно привести пример, в котором достаточно хорошо прослеживается необходимость согласованности финансовой политики по всем направлениям. Итак, пример: каждый год бюджеты различных уровней подвергаются встряске из-за огромных стихийных расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий (наводнения в Якутии, на Северном Кавказе, лесные и торфяные пожары и т.д.), при этом в страховой политики не происходит изменений в пользу формирования резервов на такие чрезвычайные расходы бюджетной системы.
Погрешности в согласовании антимонопольной и бюджетной политик каждый год приводит к значительному повышению цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, что приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются
, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Например, увеличение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки значительно уменьшают прибыль большого числа предприятий и, как следствие, доходы в бюджеты и одновременно приводят к повышению цен на коммунальные услуги для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а в итоге увеличению расходов бюджетов.
Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно выступать увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.
На протяжении достаточно длительного периода времени развитие российской экономики характеризуется сложностями в достижении макроэкономических и социальных показателей, демонстрируемых развитыми странами [7]. Основные характеристики, раскрытые в «Стратегии-2020» и ориентированные на формирование европейского уровня развития, направлены на формирование инновационного, социально ориентированного типа экономики и повышение уровня жизни населения. Главное значение при этом имеет финансовая политика, которая, являясь составной частью экономической политики государства, способствует поддержанию высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности.
Однако, несмотря на весовое значение, которое имеет финансовая политика для государства, ее нельзя назвать эффективной в стратегическом плане на данном этапе развития экономических отношений РФ. Подтверждение этому можно найти, прежде всего, в отсутствии определения финансовой политики и составляющих ее элементов в нормативной правовой документации, а также обозначенных в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 20142016 гг. проблемах ее реализации (недостаточная координация мер в планировании социально-экономического развития и бюджетном планировании; отсутствие четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов; непроработанность государственных программ; отсутствие решения задачи перехода к долгосрочному бюджетному планированию и др.).
Новые вызовы для финансовой политики будут заключаться в ограничении возможностей роста доходов федерального бюджета за счет внешних источников и урегулирования цен на ресурсы нефти и газа, которые заставят икать новые источники компенсации недостающих доходов. В данном проблемном аспекте во многом и находится содержание настоящей финансовой политики государства и ее основных элементов.
Подводя итог данной главе, необходимо отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику. Поэтому важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.
Негативные изменения во внешнеэкономической обстановке РФ негативно отразилось на финансовой политике внутри страны. Введение экономических санкций в отношении России и падение цен на нефть с середины 2014 года привели к ослаблению национальной валюты, скачку инфляции, снижению доходности от экономических агентов, повышению роста неопределенности, негативных потребительских настроений и снижению предпринимательской активности. И как следствие этих процессов, снижение экономической активности и установление инвестиционной паузы в экономике страны. Темп роста производства замедлился, это привело к уменьшению загрузки производственных мощностей в промышленности.
При этом, при ослаблении спроса, процессы импортозамещения, стимулы для которых сформировали торговые санкции и резкое удорожание ввозимой продукции, получили развитие в производстве лишь отдельных категорий товаров. В результате темпы прироста ВВП снизились с 1,3% в 2013 году до 0,6% в 2014 году (рисунок 4).
Как и в предыдущие годы, прирост валовой добавленной стоимости формировался за счет ее увеличения в секторе дополнительных услуг (операции с недвижимым имуществом, финансовые услуги) и обрабатывающих производствах. Относительно высокие показатели урожая основных видов культур положительным образом повлияли на производство продукции сельского хозяйства 11.
Рисунок 4 - Динамика элементов использования ВВП (в % к предыдущему году)
В 2014 году финансовые результаты деятельности предприятий формировались в условиях ограниченного спроса, ужесточения ценовых и неценовых условий заимствований на внутренних и внешних рынках. Характер воздействия ослабления рубля на финансовые показатели в различных видах деятельности во многом зависел от соотношения между возросшими расходами (на импорт, обслуживание задолженности в иностранной валюте) и доходами от экспортных операций.
Заметное снижение величины сальдо прибылей и убытков произошло в базовых видах деятельности: обрабатывающих производствах, транспорте и связи, оптовой и розничной торговле. Одновременно отмечался его
Внешний долг Российской Федерации уменьшился за 2014 год на 131,6 млрд долларов США, или на 18,1%, и на 1.01.2015 составил 597,3 млрд долларов США (рисунок 3)11.
Рисунок 3 – Показатели Внешнего долга РФ 2009-2015гг.
В результате операций, отражаемых в платежном балансе, задолженность снизилась на 39,6 млрд долларов США, а за счет прочих изменений, включая курсовую и стоимостную переоценки, – на 92,0 млрд долларов США.
2.3 Воздействие финансовой политики на экономику Российской Федерации
Значение, которое оказывает финансовая политика, на экономику и социальную сферу государства сложно недооценить, так как от ее эффективности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.
Как отмечалось выше, финансовая политика представляет собой управление финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль12. Финансовая политика включает в себя такие достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. Все эти направления взаимосвязаны, это необходимо учитывать при их разработке и формировании механизмов их регулирования.
В этой связи можно привести пример, в котором достаточно хорошо прослеживается необходимость согласованности финансовой политики по всем направлениям. Итак, пример: каждый год бюджеты различных уровней подвергаются встряске из-за огромных стихийных расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий (наводнения в Якутии, на Северном Кавказе, лесные и торфяные пожары и т.д.), при этом в страховой политики не происходит изменений в пользу формирования резервов на такие чрезвычайные расходы бюджетной системы.
Погрешности в согласовании антимонопольной и бюджетной политик каждый год приводит к значительному повышению цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, что приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются
, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Например, увеличение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки значительно уменьшают прибыль большого числа предприятий и, как следствие, доходы в бюджеты и одновременно приводят к повышению цен на коммунальные услуги для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а в итоге увеличению расходов бюджетов.
Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно выступать увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.
На протяжении достаточно длительного периода времени развитие российской экономики характеризуется сложностями в достижении макроэкономических и социальных показателей, демонстрируемых развитыми странами [7]. Основные характеристики, раскрытые в «Стратегии-2020» и ориентированные на формирование европейского уровня развития, направлены на формирование инновационного, социально ориентированного типа экономики и повышение уровня жизни населения. Главное значение при этом имеет финансовая политика, которая, являясь составной частью экономической политики государства, способствует поддержанию высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности.
Однако, несмотря на весовое значение, которое имеет финансовая политика для государства, ее нельзя назвать эффективной в стратегическом плане на данном этапе развития экономических отношений РФ. Подтверждение этому можно найти, прежде всего, в отсутствии определения финансовой политики и составляющих ее элементов в нормативной правовой документации, а также обозначенных в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 20142016 гг. проблемах ее реализации (недостаточная координация мер в планировании социально-экономического развития и бюджетном планировании; отсутствие четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов; непроработанность государственных программ; отсутствие решения задачи перехода к долгосрочному бюджетному планированию и др.).
Новые вызовы для финансовой политики будут заключаться в ограничении возможностей роста доходов федерального бюджета за счет внешних источников и урегулирования цен на ресурсы нефти и газа, которые заставят икать новые источники компенсации недостающих доходов. В данном проблемном аспекте во многом и находится содержание настоящей финансовой политики государства и ее основных элементов.
Подводя итог данной главе, необходимо отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику. Поэтому важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.
3 Рекомендации по повышению эффективности финансовой политики Российской Федерации
3.1 Проблемы финансовой системы Российской Федерации
Негативные изменения во внешнеэкономической обстановке РФ негативно отразилось на финансовой политике внутри страны. Введение экономических санкций в отношении России и падение цен на нефть с середины 2014 года привели к ослаблению национальной валюты, скачку инфляции, снижению доходности от экономических агентов, повышению роста неопределенности, негативных потребительских настроений и снижению предпринимательской активности. И как следствие этих процессов, снижение экономической активности и установление инвестиционной паузы в экономике страны. Темп роста производства замедлился, это привело к уменьшению загрузки производственных мощностей в промышленности.
При этом, при ослаблении спроса, процессы импортозамещения, стимулы для которых сформировали торговые санкции и резкое удорожание ввозимой продукции, получили развитие в производстве лишь отдельных категорий товаров. В результате темпы прироста ВВП снизились с 1,3% в 2013 году до 0,6% в 2014 году (рисунок 4).
Как и в предыдущие годы, прирост валовой добавленной стоимости формировался за счет ее увеличения в секторе дополнительных услуг (операции с недвижимым имуществом, финансовые услуги) и обрабатывающих производствах. Относительно высокие показатели урожая основных видов культур положительным образом повлияли на производство продукции сельского хозяйства 11.
Рисунок 4 - Динамика элементов использования ВВП (в % к предыдущему году)
В 2014 году финансовые результаты деятельности предприятий формировались в условиях ограниченного спроса, ужесточения ценовых и неценовых условий заимствований на внутренних и внешних рынках. Характер воздействия ослабления рубля на финансовые показатели в различных видах деятельности во многом зависел от соотношения между возросшими расходами (на импорт, обслуживание задолженности в иностранной валюте) и доходами от экспортных операций.
Заметное снижение величины сальдо прибылей и убытков произошло в базовых видах деятельности: обрабатывающих производствах, транспорте и связи, оптовой и розничной торговле. Одновременно отмечался его