Файл: Допустить к защите 2015 г. Научный руководитель канд экон наук, доц кафедры гму е. А. Беляева курсовая работа современная финансовая политика рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 236

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так же необходимо отметить понятие и роль международной финансовой политики, которая направлена на управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.


1.3 Инструменты финансовой политики


Механизм финансовой политики - это динамичный способ управления финансами. В зависимости от изме­нения внешней и внутренней среды он требует измене­ния своей структуры, совершенствования в целом или отдельных своих элементов, методов и инструментов4. Финансовый механизм приводит в действие систему финансов в соответствии с принятой государством кон­цепцией финансовой политики. Следовательно, по его эффективности можно судить о степени соответствия данной концепции сложившейся социально-экономи­ческой ситуации в стране и наоборот.

Финансовая политика государства направлена на управление финансовыми ресурсами страны. Пос­кольку движение финансовых ресурсов и доходов но­сит двусторонний характер можно выделить механизм формирования финансовых ресурсов и механизм их использования. Различаются они не только спецификой форм, методов и инструментов, но и целевой установ­кой. Целью механизма формирования финансовых ре­сурсов является полноценное финансовое обеспечение органов публичной власти и хозяйствующих субъектов. В свою очередь механизмы использования финансовых ресурсов направлены на результативное и эффективное их расходование.

Посредством элементов финансового механизма го­сударство осуществляет регулирование финансовых от­ношений. Ввиду большого разнообразия таких отноше­ний, структура финансового механизма является доста­точно сложной. В нее входят различные элементы, соот­ветствующие вариативности финансовых отношений.

Таким образом, множественность финансовых вза­имосвязей определяет большое количество элементов механизма финансовой политики.

Однако большинство ученых придерживаются точки зрения, согласно которой элементы финансового меха­низма включают в себя все многообразие видов, форм, методов организации финансовых отношений.

Отнесение видов, форм, методов ор­ганизации финансовых отношений к отдельным элемен­там финансового механизма не совсем оправданно, пос­кольку они функционируют лишь относительно само­стоятельно, являясь одновременно взаимосвязанными и взаимозависимыми. Финансовый механизм призван регулировать финансовые отношения, которые имеют, как уже отмечалось, многосторонний характер. Виды, формы, методы организации финансовых отношений регулируют лишь конкретную сторону финансовых отношений, выступая, таким образом, своеобразным инструментарием в рамках определенного элемента ре­гулирования.



Следовательно, виды, формы, методы организации финансовых отношений изменяются в зависимости от того, в рамках какого элемента механизма управления они используются, выступая своеобразным инструмен­тарием конкретного элемента. Они формируют уже кон­кретные механизмы, приводящие в движение финансо­вые ресурсы в публично-правовой форме.

В связи с этим можно утверждать о том, что финан­совый механизм включает в себя три крупных элемен­та - финансовое планирование, финансовое регули­рование и финансовый контроль, использующих для реализации своих задач определенный инструмента­рий, состоящий из видов, форм, методов организации финансовых отношений 8. Набор элементов финансового инструментария зависит от того, какие задачи ставит перед собой государство на том или ином промежутке времени, а также от того, в рамках какого элемента уп­равления они применяются.

Государственное финансовое планирование реализу­ется, прежде всего, в показателях системы бюджетов орга­нов государственной власти и местного самоуправления, а также внебюджетных фондов. Основными финансовыми планами органов государственной власти и местного са­моуправления являются бюджеты соответствующих уров­ней, бюджеты внебюджетных фондов, сводный финансо­вый баланс страны и среднесрочные финансовые планы субъектов (муниципальных образований). Параметры фи­нансовых планов характеризуют перспективное состояние финансов и потребности в финансовых ресурсах 9.

Процесс финансового планирования продолжается непрерывно в связи с возникающими задачами финансо­вой политики, а также в целях обеспечения возможности достижения планируемых показателей в соответствии с изменяющимися условиями среды.

По нашему мнению, финансовое планирование как элемент финансового механизма представляет собой целенаправленную деятельность субъектов управления финансами по определению ожидаемых параметров и показателей формирования и использования государс­твенных финансовых ресурсов, составлению, рассмот­рению, утверждению и исполнению финансовых планов с целью обеспечения воспроизводственного процесса и реализации государственной финансовой политики.

Следующим элементом механизма финансовой по­литики является финансовое регулирование, которое играет особую роль в реализации финансовой стратегии Правительством 9. В общем виде финансовое регулирова­ние можно представить как целенаправленное воздейс­твие органов публичной власти и управления на процесс общественного воспроизводства или их вмешательство в экономику для исправления «ошибок» рынка и возни­кающих диспропорций.


Из изложенного выше можно сделать, по крайней мере, два вывода.

Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы.

Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.



2 Анализ финансовой политики Российской Федерации



2.1 Эволюция финансовой политики Российской Федерации



Система управления финансами основана на финансовой политике государства, которую разрабатывают и осуществляют законодательная и исполнительная ветви власти. Необходимость формирования и систематического регламентирования финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственное влияние на составление и реализацию программ финансовой политики оказал экономический кризис 1929-1933 гг., который поставил под сомнение возможность рыночной системы к самостоятельному регулированию экономики без непосредственного вмешательства государства. Основные принципы финансовой политики были описаны в работах Джона Кейнса и его последователей. В 30-40—е годы ХХ в. задачи финансовой политики в основном заключались в ослаблении влияния кризисов на экономику, повышению активности хозяйствующих субъектов и повышению платежного спроса 10. В 60—х годах цели и задачи финансовой политики и взгляды ученых на нее изменились, основной ее задачей стали достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. В 70—х годах основным направлением финансовой политики становится борьба с инфляцией и формирование высокой занятости населения, стимулирование экономического роста, выравнивание платежного баланса и др.

Финансы и финансовая политика являются взаимосвязанными понятиями. От успешного проведения финансовой политики во многом зависят результаты воздействия финансов на экономическое и социальное развитие общества.

История знает три основных типа финансовой политики: классическую, планово—директивную, регулирующую10.

Классическая теория определяла для государства роль «ночного сторожа», то есть основа финансовой политики, по мнению «классиков», заключалась в достижении абсолютной свободы рыночных отношений, при этом рынок должен быть основном регулятором, обеспечивающим во всех случаях экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. Так же они считали, что государство обязано обеспечить рынок должными правовыми нормами