Файл: Допустить к защите 2015 г. Научный руководитель канд экон наук, доц кафедры гму е. А. Беляева курсовая работа современная финансовая политика рф.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность финансовой политики
1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики
1.2 Направления финансовой политики
1.3 Инструменты финансовой политики
2 Анализ финансовой политики Российской Федерации
2.1 Эволюция финансовой политики Российской Федерации
2.2 Характеристика современной финансовой политики Российской Федерации
2.3 Воздействие финансовой политики на экономику Российской Федерации
3 Рекомендации по повышению эффективности финансовой политики Российской Федерации
3.1 Проблемы финансовой системы Российской Федерации
3.2 Механизмы повышения эффективности финансового регулирования
Так же необходимо отметить понятие и роль международной финансовой политики, которая направлена на управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.
1.3 Инструменты финансовой политики
Механизм финансовой политики - это динамичный способ управления финансами. В зависимости от изменения внешней и внутренней среды он требует изменения своей структуры, совершенствования в целом или отдельных своих элементов, методов и инструментов4. Финансовый механизм приводит в действие систему финансов в соответствии с принятой государством концепцией финансовой политики. Следовательно, по его эффективности можно судить о степени соответствия данной концепции сложившейся социально-экономической ситуации в стране и наоборот.
Финансовая политика государства направлена на управление финансовыми ресурсами страны. Поскольку движение финансовых ресурсов и доходов носит двусторонний характер можно выделить механизм формирования финансовых ресурсов и механизм их использования. Различаются они не только спецификой форм, методов и инструментов, но и целевой установкой. Целью механизма формирования финансовых ресурсов является полноценное финансовое обеспечение органов публичной власти и хозяйствующих субъектов. В свою очередь механизмы использования финансовых ресурсов направлены на результативное и эффективное их расходование.
Посредством элементов финансового механизма государство осуществляет регулирование финансовых отношений. Ввиду большого разнообразия таких отношений, структура финансового механизма является достаточно сложной. В нее входят различные элементы, соответствующие вариативности финансовых отношений.
Таким образом, множественность финансовых взаимосвязей определяет большое количество элементов механизма финансовой политики.
Однако большинство ученых придерживаются точки зрения, согласно которой элементы финансового механизма включают в себя все многообразие видов, форм, методов организации финансовых отношений.
Отнесение видов, форм, методов организации финансовых отношений к отдельным элементам финансового механизма не совсем оправданно, поскольку они функционируют лишь относительно самостоятельно, являясь одновременно взаимосвязанными и взаимозависимыми. Финансовый механизм призван регулировать финансовые отношения, которые имеют, как уже отмечалось, многосторонний характер. Виды, формы, методы организации финансовых отношений регулируют лишь конкретную сторону финансовых отношений, выступая, таким образом, своеобразным инструментарием в рамках определенного элемента регулирования.
Следовательно, виды, формы, методы организации финансовых отношений изменяются в зависимости от того, в рамках какого элемента механизма управления они используются, выступая своеобразным инструментарием конкретного элемента. Они формируют уже конкретные механизмы, приводящие в движение финансовые ресурсы в публично-правовой форме.
В связи с этим можно утверждать о том, что финансовый механизм включает в себя три крупных элемента - финансовое планирование, финансовое регулирование и финансовый контроль, использующих для реализации своих задач определенный инструментарий, состоящий из видов, форм, методов организации финансовых отношений 8. Набор элементов финансового инструментария зависит от того, какие задачи ставит перед собой государство на том или ином промежутке времени, а также от того, в рамках какого элемента управления они применяются.
Государственное финансовое планирование реализуется, прежде всего, в показателях системы бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления, а также внебюджетных фондов. Основными финансовыми планами органов государственной власти и местного самоуправления являются бюджеты соответствующих уровней, бюджеты внебюджетных фондов, сводный финансовый баланс страны и среднесрочные финансовые планы субъектов (муниципальных образований). Параметры финансовых планов характеризуют перспективное состояние финансов и потребности в финансовых ресурсах 9.
Процесс финансового планирования продолжается непрерывно в связи с возникающими задачами финансовой политики, а также в целях обеспечения возможности достижения планируемых показателей в соответствии с изменяющимися условиями среды.
По нашему мнению, финансовое планирование как элемент финансового механизма представляет собой целенаправленную деятельность субъектов управления финансами по определению ожидаемых параметров и показателей формирования и использования государственных финансовых ресурсов, составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению финансовых планов с целью обеспечения воспроизводственного процесса и реализации государственной финансовой политики.
Следующим элементом механизма финансовой политики является финансовое регулирование, которое играет особую роль в реализации финансовой стратегии Правительством 9. В общем виде финансовое регулирование можно представить как целенаправленное воздействие органов публичной власти и управления на процесс общественного воспроизводства или их вмешательство в экономику для исправления «ошибок» рынка и возникающих диспропорций.
Из изложенного выше можно сделать, по крайней мере, два вывода.
Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы.
Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.
2 Анализ финансовой политики Российской Федерации
2.1 Эволюция финансовой политики Российской Федерации
Система управления финансами основана на финансовой политике государства, которую разрабатывают и осуществляют законодательная и исполнительная ветви власти. Необходимость формирования и систематического регламентирования финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственное влияние на составление и реализацию программ финансовой политики оказал экономический кризис 1929-1933 гг., который поставил под сомнение возможность рыночной системы к самостоятельному регулированию экономики без непосредственного вмешательства государства. Основные принципы финансовой политики были описаны в работах Джона Кейнса и его последователей. В 30-40—е годы ХХ в. задачи финансовой политики в основном заключались в ослаблении влияния кризисов на экономику, повышению активности хозяйствующих субъектов и повышению платежного спроса 10. В 60—х годах цели и задачи финансовой политики и взгляды ученых на нее изменились, основной ее задачей стали достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. В 70—х годах основным направлением финансовой политики становится борьба с инфляцией и формирование высокой занятости населения, стимулирование экономического роста, выравнивание платежного баланса и др.
Финансы и финансовая политика являются взаимосвязанными понятиями. От успешного проведения финансовой политики во многом зависят результаты воздействия финансов на экономическое и социальное развитие общества.
История знает три основных типа финансовой политики: классическую, планово—директивную, регулирующую10.
Классическая теория определяла для государства роль «ночного сторожа», то есть основа финансовой политики, по мнению «классиков», заключалась в достижении абсолютной свободы рыночных отношений, при этом рынок должен быть основном регулятором, обеспечивающим во всех случаях экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. Так же они считали, что государство обязано обеспечить рынок должными правовыми нормами