Файл: Допустить к защите 2015 г. Научный руководитель канд экон наук, доц кафедры гму е. А. Беляева курсовая работа современная финансовая политика рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, сокращая все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.

Планово—директивная теория определила на основные позиции отношения планомерности, систему директивных планово—распределительных функций государства на основе четкого выполнения плановых показателей развития экономики, что позволяло обеспечить приоритетность натуральных показателей плана, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов государственных предприятий и отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предполагало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет основной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Такая система была направлена на внутренние финансовые ресурсы страны, обходя значение международного движения капитала за исключением государственных займов 10.

Регулирующая теория, которая была основана на экономической теории Дж. М. Кейнса и его последователей, направлена на то, что государству необходимо регулировать циклическое развитие экономики с помощью конкретных финансово—кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).

В. И. Ленин о финансовой политике и ее значимости (18 мая 1921 г.): «всякие радикальные реформы нами обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике»10.

Финансовая политика любого государства является составной частью экономической политики и выражает деятельность государственных органов власти.

Финансовая политика — совокупность мероприятий по использованию финансов в хозяйственной практике. Практическое воплощение финансовая политика находит в совокупности мероприятий, проводимых государством через финансовую систему (через все ее подразделения). На разных этапах исторического развития финансовая политика России имела свои особенности и была подчинена решению социально—экономических задач конкретного этапа.

1. В первые годы советской власти финансовая политика имела четко выраженную классовую направленность (до советского тоже) и была ориентирована на удаление крупного капитала и собственников из сферы обращения и производства. Выполнение данной задачи происходило посредством контрибуции (конфискации) и жестких революционных налогов, то есть впервые в истории финансовой науки было реализовано учение К. Маркса о том, что необходимо вырвать из рук буржуазии весь капитал и распределить его.


2. Значительное влияние финансовая политика оказала на проведение национализации, насильственной коллективизации сельскохозяйственного производства (1929 г. — год великого перелома).

3. Финансовая политика военных лет была ориентирована на выполнение жесткой концентрации финансовых ресурсов в руках государства и победу над фашистами. Это была самая жесткая концепция финансовых ресурсов за весь советский период. Доля бюджета поднялась до 92 % и была нацелена на финансирование разгрома Германии.

4. Основная задача финансовой политики послевоенного периода заключалась в восстановлении народного хозяйства. И эта задача была решена в кратчайшие сроки с успехом.

5. В 60-80—е годы ХХ в. финансовая политика государства была ориентирована на решение задач по проведению крупномасштабных экономических экспериментов (1, 2 в пятилетку), ни один из которых не увенчался успехом (например, пятилетка качества и производительности труда и др.)

6. На финансовую политику 90—х годов повлияли глубокий экономический кризис, реструктуризация административной экономики, высокие темпы инфляции и спад физических объемов производства. Главной особенностью финансовой политики конца 90—х годов ХХ в. и настоящего периода в том числе, является направленность на стабилизацию структуры финансовой политики, урегулирование темпов инфляции и создание основополагающих условий для роста производства, а также создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в народное хозяйство 10.


2.2 Характеристика современной финансовой политики Российской Федерации



Налоговая система выступает активным элементом финансовой политики государства. «Если целевые установки налоговой политики не коррелируют с задачами бюджетной политики, налоговая система становится «вещью в себе» и неизбежно тормозит экономическое развитие общества, даже выполняя, казалось бы, самую гуманную задачу – снижение налогового бремени» [5].

Бюджетная политика считается одним из основных инструментов экономической политики государства, ее важнейшая задача – управление сальдо бюджета и государственным долгом. Налогообложение в рамках финансовой системы страны существует в рамках бюджетной политики государства, то есть должно быть ориентировано на соблюдение интересов государственных финансов. Налоговая политика призвана обеспечивать государство финансовыми ресурсами при разумном распределении налоговой нагрузки и осуществлять пополнение государственных доходов за счет экономического роста (увеличения доходов и имущества налогоплательщиков), а не ужесточения налоговых условий.

Проанализируем, как эти положения реализуются в России. Доходы бюджетной системы Российской Федерации за 2014 год, по отчетным данным Федерального казначейства, достигли 26 371,1 млрд рублей 11.

Отношение данного показателя к ВВП, как и годом ранее, составило 36,9%. При этом произошло увеличение нефтегазовых поступлений (на 0,5 процентного пункта ВВП – в основном вследствие ослабления рубля) при одновременном снижении не нефтегазовых доходов (на 0,5 процентного пункта ВВП), в первую очередь страховых взносов на обязательное социальное страхование и поступлений от внешнеэкономической деятельности. Расходы бюджетной системы Российской Федерации в 2014 году составили 27 216,0 млрд рублей, или 38,1% ВВП, что на 0,1 процентного пункта ниже, чем в 2013 году (рисунок 1) 11.



Рисунок 1 – Расходы бюджетной системы РФ (трлн рублей)
В результате бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в 2014 году были исполнены с дефицитом 844,9 млрд рублей, или 1,2% ВВП, что на 3,3 млрд рублей (0,1 процентного пункта) ниже, чем за 2013 год. Федеральный бюджет за 2014 год исполнен по доходам в сумме 14 496,8 млрд рублей, или 20,3% ВВП, что на 0,6 процентного пункта выше аналогичного показателя за 2013 год. Расходы федерального бюджета в 2014 году составили 14 830,6 млрд рублей, или 20,8% ВВП, что на 0,6 процентного пункта выше соответствующего показателя 2013 года. Дефицит федерального бюджета в 2014 году по отношению к ВВП остался на уровне 2013 года (0,5% ВВП), увеличившись в абсолютном выражении на 10,8 млрд рублей 11.


Доходы и расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составили в 2014 году 8905,5 и 9353,3 млрд рублей соответственно, дефицит – 447,8 млрд рублей (12,5; 13,1 и 0,6% ВВП соответственно). Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год составили 6159,1 млрд рублей, расходы – 6190,1 млрд рублей, дефицит – 31,1 млрд рублей, Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 1250,5; 1268,7 и 18,1 млрд рублей соответственно. Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014 год исполнен с профицитом 23,6 млрд рублей при доходах и расходах 175,1 и 151,4 млрд рублей соответственно.

По данным Минфина России, объем совокупного государственного и муниципального внутреннего долга Российской Федерации на 1.01.2015 составил 9615,6 млрд рублей, или 13,5% ВВП, увеличившись за год на 24,4% в абсолютном выражении, или на 1,8 процентного пункта ВВП. Доля внутреннего долга в общем объеме государственной и муниципальной задолженности составила 75,7%, что на 5,1 процентного пункта ниже соответствующей величины на 1.01.2014. 11

Государственный внутренний долг Российской Федерации на 1.01.2015 составил 7241,2 млрд рублей, или 10,1% ВВП, что превышает показатель на соответствующую дату предыдущего года на 1,5 процентного пункта. В структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации объем государственных ценных бумаг Российской Федерации составил 5475,7 млрд рублей (75,6%), увеличившись на 1043,3 млрд рублей (на 23,5%), государственных гарантий – 1765,5 млрд рублей (24,4%), увеличившись на 475,6 млрд рублей (на 36,9%). Объем государственных ценных бумаг, обращающихся на внутреннем рынке ценных бумаг, за год уменьшился на 1,0% и на 1.01.2015 составил 3593,2 млрд рублей, или 65,6% от их общего объема в обращении 11.

Средства федерального бюджета в валюте Российской Федерации на счетах, открытых в Банке России, на 1.01.2015 составили 757,1 млрд рублей, увеличившись за год на 78,6 млрд рублей, или на 11,6%. Средства федерального бюджета в иностранных валютах в рублевом эквиваленте на 1.01.2015 составили 8387,3 млрд рублей, увеличившись за год на 3217,0 млрд рублей, или в 1,6 раза, в том числе средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (без наращённых процентов) составили 4945,5 и 3288,3 млрд рублей (увеличились на 2085,8 и 1164,6 млрд рублей соответственно). Данный рост объема средств в основном объясняется валютной переоценкой (рисунок 2) 11.



Рисунок 2 – Средства федерального бюджета на счетах, открытых в Банке России (трлн рублей)
Профицит счета текущих операций по итогам 2014 года составил 59,5 млрд долларов США (34,8 млрд долларов США в 2013 году). Его рост был связан с уменьшением дефицита баланса первичных доходов и услуг при росте положительного сальдо торгового баланса. Сальдо торгового баланса увеличилось под воздействием опережающего снижения импорта товаров по сравнению с экспортом.

Экспорт товаров уменьшился до 497,8 млрд долларов США (на 4,9%). Незначительное увеличение показателя в первом полугодии сменилось его снижением во второй половине года. При замедлении темпов роста мировой экономики, обусловившем ухудшение внешней ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта, цены вывозимых товаров снизились на 4,9%. Сырая нефть поставлялась внешним потребителям по сравнению с предыдущим годом дешевле на 6,2%, природный газ – на 7,4%, нефтепродукты – на 2,8%. Цены на прочие товары снизились в среднем на 4,3%. Вместе с тем российским экспортерам удалось сохранить общие физические объемы вывоза почти на неизменном уровне по сравнению с 2013 годом: сокращение поставок в натуральном выражении трех основных энергетических товаров на 2,1% было в значительной степени компенсировано ростом вывоза прочих товаров на 4,3%. Стоимость экспорта топливно-энергетических товаров уменьшилась до 346,2 млрд долларов США (372,0 млрд долларов США в 2013 году), в результате чего доля этой товарной группы в структуре экспорта сократилась с 70,6% в 2013 году до 69,6% в 2014 году. В то же время экспорт черных и цветных металлов, включая изделия из них, сохранился на уровне 2013 года – 40,5 млрд долларов США.

Опережающими темпами сокращался экспорт продукции машиностроения: до 26,3 млрд долларов США (или на 8,7%), доля этой товарной группы в совокупном экспорте уменьшилась с 5,5 до 5,3%. Несмотря на сокращение ввоза продовольственных товаров и сырья для их производства из ряда стран, Российская Федерация не только смогла удовлетворить внутренний спрос, но и увеличила экспорт товаров этой группы на 16,5%, до 18,9 млрд долларов США.

Импорт товаров в 2014 году составил 308,0 млрд долларов США