Файл: Допустить к защите 2015 г. Научный руководитель канд экон наук, доц кафедры гму е. А. Беляева курсовая работа современная финансовая политика рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
существенный рост в добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. По итогам 2014 года положительный финансовый результат в экономике сократился по сравнению с 2013 годом на 9,1%. Доля убыточных предприятий увеличилась на 1,3 процентного пункта и составила 28,1%. Ослабление спроса, ухудшение финансового состояния организаций сопровождались ростом неплатежей. В дебиторской задолженности за год доля просроченной задолженности увеличилась на 0,9 процентного пункта, до 6,5% на конец 2014 года, в кредиторской задолженности – на 0,4 процентного пункта, до 5,7%. Удельный вес просроченной задолженности по кредитам банков и займам в общей сумме данной задолженности по состоянию на конец 2014 года оставался на уровне аналогичного показателя 2013 года (0,6%). В 2014 году численность занятого в экономике населения увеличилась на 0,2% (в 2013 году она снизилась на 0,2%).

При этом продолжилось сокращение предложения рабочей силы, обусловленное действием долгосрочных демографических факторов. В результате уровень безработицы сократился до 5,2%. Подстройка российского рынка труда к новым условиям происходила в первую очередь через изменение уровня заработной платы, а не численности занятых. Темп прироста реальной начисленной заработной платы замедлился до 1,3% в 2014 году против 4,8% в 2013 году. В этих условиях существенно сократился положительный вклад расходов на конечное потребление в экономический рост.

Несмотря на всплеск спроса, произошедший под влиянием повышения инфляционных и девальвационных ожиданий в конце 2014 года, темп прироста расходов на конечное потребление домашних хозяйств в целом в 2014 году снизился до 1,3% (в 2013 году он составлял 5,0%). В условиях сокращения реальных располагаемых денежных доходов населения потребление в 2014 году поддерживалось за счет снижения склонности населения к сбережениям до 7,9% (в 2013 году – 11,1%).

Бюджетная политика проводилась в рамках бюджетных правил, и ее влияние на экономику носило в целом нейтральный характер. Расходы на конечное потребление государственного управления внесли небольшой отрицательный вклад в прирост ВВП. Нарастание экономических рисков, ослабление рубля и последовавшее за ним удорожание импортируемых инвестиционных товаров, снижение прибыли организаций, ухудшение неценовых условий кредитования и рост стоимости кредитных ресурсов вызвали снижение вложений в основной капитал в 2014 году по сравнению с предыдущим годом на 2,7%. Низкая деловая активность привела к сокращению запасов материальных оборотных средств. В результате вклад валового накопления в экономический рост в 2014 году остался отрицательным.


В 2014 году большая часть прироста ВВП была обеспечена ростом чистого экспорта, который стал результатом более медленного сокращения физических объемов экспорта товаров и услуг по сравнению с импортом, снизившимся вследствие ослабления рубля и сужения совокупного спроса в экономике. По оценке, разрыв выпуска находился в 2014 году в отрицательной области, что являлось фактором, сдерживавшим рост цен в экономике.

Кроме того, ограничивающее влияние на затраты и цены оказывали низкие параметры индексации регулируемых цен и тарифов на продукцию инфраструктурных компаний, снижение мировых цен на энергоносители. В декабре 2014 года цены производителей в добыче полезных ископаемых были ниже, чем в декабре 2013 года; заметно меньше был их рост в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в грузовом транспорте.

Доминирующими в 2014 году являлись проинфляционные факторы, в первую очередь ослабление рубля, которое привело к росту цен на импортируемую промежуточную и конечную продукцию. В этих условиях более высокими, чем в 2013 году, были темпы роста цен производителей в обрабатывающих производствах, строительстве и сельском хозяйстве. Прямое и косвенное влияние курсовой динамики и действие ряда специфических факторов обусловили повышение в 2014 году темпов роста потребительских цен на все основные группы товаров и услуг. Главным фактором ускорения роста цен на широкий круг непродовольственных товаров являлось ослабление рубля. Кроме того, повышение инфляционных ожиданий в отдельные периоды года приводило к всплескам спроса и росту цен на товары длительного пользования – бытовую технику и электронику. В целом за 2014 год непродовольственные товары подорожали на 8,1% (за 2013 год – на 4,5%)(рисунок 5)11.



Рисунок 5 – Динамика потребительских цен, базовой инфляции, регулируемых цен и тарифов на платные услуги населению (прирост в % к соответствующему месяцу предыдущего года)
В целом за 2014 год (декабрь по отношению к декабрю предыдущего года) инфляция составила 11,4% (за 2013 год – 6,5%), превысив целевой ориентир, установленный «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» (5,0%), что было обусловлено действием непредвиденных факторов. Базовая инфляция возросла до 11,2% (в 2013 году она составила 5,6%)11.



3.2 Механизмы повышения эффективности финансового регулирования



В течение 2014 года было принято около 60 фе­деральных законов, направленных на совершен­ствование банковского законодательства и законодательства, регулирующего финансовый рынок в целом. В их числе ряд федеральных законов при­нят в целях поддержки финансовой системы Рос­сии в условиях ухудшения политической и экономи­ческой ситуации в мире.

Так, Федеральным законом от 5.05.2014 № 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О на­циональной платежной системе" и отдельные за­конодательные акты Российской Федерации" были установлены правовые основы функционирования национальной системы платежных карт (НСПК), соз­дания Банком России оператора НСПК и его дея­тельности.

В целях повышения капитализации систем­но значимых банков Федеральным законом от 21.07.2014 № 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О дополнитель­ных мерах по поддержке финансовой системы Рос­сийской Федерации" предусмотрена возможность направления средств Фонда национального бла­госостояния на приобретение привилегированных акций кредитных организаций, исполнивших обязательства по субординированным кредитам.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 451-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Феде­рального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" был увеличен предель­ный размер возмещения по вкладам физических лиц в банках Российской Федерации до 1,4 млн руб­лей, а Агентство по страхованию вкладов наделено правом передачи облигаций федерального займа, внесенных Российской Федерацией в имущество Агентства в качестве имущественного взноса, в субординированные займы и (или) путем оплаты такими облигациями субординированных облига­ционных займов банков при соблюдении установленных условий.

Для обеспечения указанного правомочия Агент­ства по страхованию вкладов Федеральный закон от 26.12.2014 № 448-ФЗ "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предоставил Правительству Россий­ской Федерации право осуществить имуществен­ный взнос Российской Федерации в имущество государственной корпорации "Агентство по страхо­ванию вкладов" в размере до 1 трлн рублей.

В целях финансирования самоокупаемых ин­фраструктурных проектов Федеральным законом от 26.12.2014 № 449-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" преду­смотрена возможность размещения на основании решения Правительства Российской Федерации до 1 0% средств Фонда национального благосостоя­ния в российских кредитных организациях, объем собственных средств которых не менее 100 млрд рублей, на субординированных депозитах либо в субординированные облигации этих кредитных ор­ганизаций.


С 1 июля 2015 года вступит в силу Федеральный закон от 29.12.2014 № 476-ФЗ "О внесении изме­нений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования ре­абилитационных процедур, применяемых в отно­шении гражданина-должника", который регулирует отношения, связанные с несостоятельностью (бан­кротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодатель­ные акты Российской Федерации", направленным на доработку положений по пенсионной реформе, были внесены также изменения в Уголовный ко­декс Российской Федерации и иные законодатель­ные акты, предусматривающие установление уго­ловной ответственности за внесение в документы финансовой отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций заведомо неполных или недостоверных сведений о финансовом положении организации.

Регулирование финансовых рынков и инвестиционных институтов предполагает следующие меры:

  • укрепление финансовой системы и реформирование местных финансовых институтов путем выработки и распространения международных принципов и стандартов регулирования и надзора за банковской системой, фондовым рынком и различными финансовыми институтами. Укрепление финансовой инфраструктуры через принятие более универсальных стандартов аудита, бухучета, процедур банкротства, платежных систем. Совершенствование Базельских стандартов расчета достаточности банковского капитала;

  • определение путей укрепления пруденциального надзора как в развивающихся, так и в развитых странах;

  • создание механизмов рыночного регулирования рынка деривативов и инвестиционной деятельности с активным использованием заемных ресурсов;

  • стимулирование введения международных стандартов деятельности в офшорных финансовых центрах.

Экономическая политика:

  • определение условий либерализации внутреннего рынка и введения адекватного валютного режима в странах с развивающимися рынками, выработка способов контроля за движением международного капитала;

  • повышение эффективности механизмов государственной поддержки частного сектора и распределения социальных выплат;

  • поиск путей минимизации потерь населения в результате кризисов и разработка политики, которая бы лучше защищала наиболее уязвимые слои населения;

  • ·расширение прозрачности в частном и государственном секторе и в деятельности международных финансовых институтов.