Файл: Допустить к защите 2015 г. Научный руководитель канд экон наук, доц кафедры гму е. А. Беляева курсовая работа современная финансовая политика рф.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 237
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность финансовой политики
1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики
1.2 Направления финансовой политики
1.3 Инструменты финансовой политики
2 Анализ финансовой политики Российской Федерации
2.1 Эволюция финансовой политики Российской Федерации
2.2 Характеристика современной финансовой политики Российской Федерации
2.3 Воздействие финансовой политики на экономику Российской Федерации
3 Рекомендации по повышению эффективности финансовой политики Российской Федерации
3.1 Проблемы финансовой системы Российской Федерации
3.2 Механизмы повышения эффективности финансового регулирования
2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: увеличение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, уменьшение затрат на ВПК, повышение эффективности денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.
3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальный ориентир финансовой политики осуществляется не только в получении возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на увеличение благосостояния народа, но и в новом подходе к основной цели финансовой политики. Уровень жизни населения определяется теперь как величина, определяющая совершенствование производства, направление и структуру применения финансовых ресурсов.
В научной литературе выделяются и другие цели финансовой политики государства, такие как: уменьшение темпов инфляции (что особо значимо сейчас, так как инфляция в настоящее время представляет собой одну из первостепенных проблем государства, угрожающую благосостоянию населения), урегулирование экономических циклов (то есть применение финансовой политики в качестве способа для борьбы со спадами). При этом, можно сказать, что данные цели по своей сути являются уже производными от основной задачи финансовой политики - обеспечение высокого благосостояния граждан страны.
Первостепенной целью финансовой политики государства должно являться формирование финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Таким образом, главная цель финансовой политики заключается в выполнении точных стратегических задач и решении тактических вопросов применения функционального предназначения финансов [4]. На стратегические задачи финансовой политики оказывают влияние внешние и внутренние условия, а так же наличие финансовых ресурсов, функционирование товарно-денежных отношений, государственного устройства и т. п.
Задачами финансовой политики являются 5:
-
формирование условий для создания максимально возможных финансовых ресурсов; -
рациональное с точки зрения государства распределение и использование финансовых ресурсов; -
организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами; -
разработка финансового механизма и его постоянное развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.
Таким образом, можно сказать, что сущность и содержание финансовой политики достаточно сложны, так как она охватывает большой комплекс мероприятий, таких как: разработка основной концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
1.2 Направления финансовой политики
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Параллельно органы государственной власти формируют текущие тактические цели и задачи в сфере финансовых отношений, которые направлены на решение основных проблемам, существующих в государстве, а именно, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, стабилизации экономических и социальных процессов и совершенствования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Данные мероприятия связаны между собой и зависимы друг от друга [6].
Финансовый механизм – это самая динамичная часть финансовой политики, так как изменения связаны с решением различных тактических задач, поэтому финансовый механизм чувствительно реагирует на все текущие особенности в экономической и социальной сферах государства. При этом, необходимо отметить, что может быть так – одинаковые финансовые отношения могут быть организованы совершенно по-разному. То есть, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут основываться на взимании налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может состоять из разных перечней прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, и каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, которые меняются с развитием налогового законодательства.
В состав финансовой политики многие экономисты включают бюджетную и кредитно-денежную политики, при этом их чаще всего рассматривают как самостоятельные направления финансовой политики. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Бюджетная политика Российской Федерации включает в себя Бюджетный кодекс, другие законодательные акты, согласно которым определяется форма бюджетного устройства государства и регламентируется бюджетный процесс в целом. То есть, суть бюджетной политики заключается в формировании источников доходов государственного бюджета
, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в определении источников и способов покрытия бюджетного дефицита, форм и методов управления государственным долгом. От итогов решения данных вопросов зависит социально-экономический ориентир бюджетной политики, а также тип построения модели бюджетного федерализма, это касается государств с федеративным устройством [4].
Необходимо отметить, что в состав бюджетной политики входят налоговая, таможенная, инвестиционная политики и политика управления государственным кредитом, которые так же могут рассматриваться как относительно самостоятельные направления.
Налоговая политика - это политика, направленная на формирование налоговой системы, осуществляющая выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. В ее основные задачи входят: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Основной целью налоговой политики выступает обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами [5].
Таможенная политика представляет это особая область налоговой и ценовой политики, которая использует свои собственные специфические формы и методы влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя методы и инструменты таможенной политики, может регулировать доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг, а также регулировать экспорт товаров и услуг.
Инвестиционная политика направлена на создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика, представляя собой часть финансовой политики, имеет место быть на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Основная задача инвестиционной политики – это создание выгодных условий вкладов финансовых средств в экономику России для инвесторов
, то есть, чтобы капитал не утекал из России, а, наоборот, осуществлялся постоянный приток иностранного капитала.
Политика управления государственным кредитом направлена на обеспечение деятельности государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта, то есть это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. В РФ данную деятельность осуществляют Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования 6.
Кредитно-денежная политика – это часть социально-экономической политики, которая направлена на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.
Необходимо отметить, что в состав кредитно-денежной политики входят денежная, кредитная, ценовая политики и финансовая политика на рынке ценных бумаг, которые так же могут рассматриваться как относительно самостоятельные направления.
Денежная политика связана с обеспечением устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), контроль инфляции, регулирование национальной валюты.
Кредитная политика связана с обеспечением своевременности и бесперебойности расчетов народного хозяйства и в других звеньях финансовой системы (через регламентацию и организацию деятельности банковской системы).
Ценовая политика направлена на регулирование и корректировку цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур - монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны - недр, земли, водных, лесных и других ресурсов [4].
Финансовая политика на рынке ценных бумаг направлена на управление деятельностью финансового рынка (то есть через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курсы покупки и продажи); через увеличение или снижение Центральным банком ставок рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и контроль уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов)7.