ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2).Плакат пожеланий.

Предложения по проведению Масленицы. «Широкая Масленица — 2015».

Проведите Масленицу 2015 на природе, не пожалеете! Как организовать Масленицу?

Этапы проведения Масленницы:

Учебно-методический комплекс дисциплины

1.4 Извлечение из гос впо

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:

1.6. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:

1.6.2. Содержание разделов дисциплины:

1. Основы этнической педагогики.

2.Основы этнической психологии.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Список дополнительной литературы

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.

1.13 Примерная тематика рефератов.

Этническая культура личности

Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий).

Словарь терминов (глоссарий) по изучаемым темам.

Раздел 1. Основы этнической педагогики

Тема 1.1 Теоретические основы этнической педагогики

Тема 1.2Народное воспитание в наследии классиков педагогики

Тема 1.3Народный идеал воспитания

Тема 1.4 Средства народной педагогики

Тема 1.5Факторы народного воспитания

Тема 1.6 Семья как хранитель и продолжатель опыта народной педагогики. Этнопсихология семейных отношений

Раздел 2. Основы этнической психологии

Тема 2.1Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины

Тема 2.2 Этничность и этническая идентичность

Тема 2.3 Этнические стереотипы в процессе межэтнического общения

Тема 2.4Этнокультурные различия и психология межэтнических отношений

Раздел 5. Практикум по решению задач. Нет

Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы

Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

Лекция 5. Факторы народного воспитания (2 часа)

План:

1.Традиции в народном воспитании

2.Быт народа как фактор воспитания

3.Народные игры

Основные понятия:

Тезисы

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал.

Природа – один из важнейших факторов народного воспитания. Природосообразность порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне целесообразно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества. С природой как решающим фактором воспитания согласовывается утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. В «Декларации прав человека» говорится: «Человек рождается свободным». Природа – это и отчий дом, и Вселенная, и мировое пространство. Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса.

Природосообразный подход в воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход в формировании личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на чувства, сознание, поведение человека. Принцип природосообразности должен учитываться при составлении учебных программ. Многое из опыта общения с природой духовно обогащает народную педагогику. Этот опыт всегда национален, но он никогда не выпадает из русла общечеловеческих тенденций. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитию – как зло. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. На тех же позициях стояли Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой.

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. В играх тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр – в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей – серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходят искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, завершенность, комплексность. И что еще очень важно – в процессе игры дети очень рано включаются в самостоятельное воспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели – стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями.


Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

1.Возраст играющих.

2.Место для проведения игр.

3.Количество участников игры.

4.Наличие инвентаря для игр.

Педагог объясняет детям правила игры. Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действия.

Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. Язык дан людям для того, чтобы они, поняв друг друга, могли жить вместе. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Духовность связана прежде всего со словом, языком, речью. Недаром говорят о слове: можно им убить, можно и воскресить. Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Словесные приемы воздействия на личность многочисленны и разнообразны: увещевание, уговор, разъяснение, приказ, просьба, поручение, поверье, приучение, наставление, назидание, пожелание, совет, намек, одобрение, благодарность, осуждение, упрек, укор, зарок, запрет, благопожелание, завет, заповедь, проповедь, исповедь и др. Именно в вопросе национальных языков сегодня назрела острейшая проблема. Тотальная дискриминация национальных языков привела к духовно-нравственной деградации многих народов. Мировые, региональные, официальные, государственные языки, ни в коем случае нельзя изучать за счет родных языков.

Труд в народной педагогике занимает особое место. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. В народе ценится единство слова и дела. Отвергается хвастовство.

Общение как бы суммирует действие всех предыдущих факторов – природы, игры, слова и дела и эту сумму передает последующей группе факторов – традиции, быту, искусству, религии, примеру-идеалу.

И.В.Суханов последовательно разводит понятия «традиции» и «обычаи». Обычаи и традиции выполняют две общие для них специальные функции: быть средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществлять воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Но эти функции, обычаи и традиции осуществляют различными путями. Обычаи непосредственно путем детальных предписаний действий в конкретных ситуациях стабилизируют определенные звенья общественных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поколений. Традиции, в отличие от обычаев, прямо обращены к духовному миру человека, они выполняют свою роль средства стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями.


Д.М.Угринович основными формами традиционной народной культуры считает обычай и обряд. С ним солидарен Г.Н.Волков, утверждающий, что количественно- качественный анализ обычаев и обрядов позволяет уяснить не только содержание, но и систему народного воспитания, включающую процессы этнизации и индивидуализации личности. Следовательно, обычай, обряд, ритуал являются предписанием к определенному стилю поведения и организации исполнения этих требований. Причем таких требований, которые отбирались самой жизнью и ей же постоянно пересматривались.

Э.С.Маркарян обосновывает взгляд на традицию как на интегральное явление, включающее в себя и обычай, и ритуал, и целый ряд других стереотипизированных форм человеческой деятельности.

Обычаи и традиции народа – это нормы и правила поведения, передающиеся от одного поколения к другому. Их общая функция – быть средством воспроизводства и стабилизации отношений между людьми, защиты и сохранения их жизни.

Обычаи отличаются от традиций детальным предписанием действий в конкретных ситуациях. Они передают стандарт поведения, являясь, тем самым механизмом трансляции культуры, механизмом преемственности поколений. Наиболее эффективной стороной обычая является обрядовая форма. Обряд сопряжен с существенными моментами в жизни человека, например, рождением ребенка, поступлением в школу, вступлением в брак и т.д. В процессе воплощения эмоций и идей во внешние действия, образующие обряд, происходит формирование и развитие общезначимых явлений, отношения к действительности.

Благодаря традициям происходит передача культурного опыта и способов жизнеобеспечения. Традиции мобилизуют, способствуют сплочению народа, обеспечивают нравственно-этническую преемственность.

Верность национальным обычаям и традициям – это отношение к истории своего народа, чувство уважения к опыту прошлых поколений, выражение толерантности.

Педагогический процесс в этносе полифункционален. В нем нет дисфункций в связи с естественностью и природосообразностью педагогических целей и средств. Характер изменений в этносе задан традицией изнутри и не произволен. Любой этнос хранит реальные и символические события прошлого, порядок и образы которого являются ядром коллективной идентичности. Традиция служит не только символом непрерывности процесса воспитания в этносе, но и регламентирует пределы инноваций в нем. Степень развитости креативной функции традицией служит критерием активности этнофоров – носителей элементов народной культуры.


Искусство как фактор воспитания свидетельствует об общей устремленности народа к прекрасному. Народное искусство противостоит массовой культуре. Под прекрасным в широком смысле слова народ понимал саму жизнь в ее непрерывном развитии. Черты прекрасного народ видел в явлениях природы, семейной и общественной жизни, общении, труде, художественных ремеслах, выразительных звуках (народной музыке), организованных движениях человеческого тела (народных плясках и танцах), художественном слове. Вместе с тем в понятие прекрасного включалась творческая деятельность людей, направленная на освоение и преобразование действительности по законам красоты, придуманным самим народом. Понятие прекрасного содержало в себе отрицание безобразного, некрасивого – того, что противоречило представлениям народа о красоте и достоинстве человека, что мешало утверждению нового, прогрессивного. Сферой проявления и источником прекрасного народ считал прежде всего быт, все то, что постоянно окружало членов семьи: красоту жилища, вещей, одежды, украшений.

Эстетика труда понималась как дружная коллективная продуктивная работа семьи, общины, как красота самого процесса труда и его результатов. Прекрасное находили и в сфере общения и поведения человека. Эстетика общения включала требования культуры речи, проявления вежливости, такта, уважения и почитания старших. Все сферы проявления прекрасного народная педагогика рассматривала как источник выработки у молодого поколения не только понимания сущности прекрасного, умения ценить его, но и формирования способности создавать прекрасное.

Основная литература:

Дополнительная литература:

Лекция 6. Семья как хранитель и продолжатель опыта народной педагогики. Этнопсихология семейных отношений (2 часа)

План:

1.Семья как первый социальный институт формирования личности ребёнка.

2.Семья и её воспитательно-педагогический потенциал.

3.Духовные ценности семьи в прошлом и настоящем.

4.Включение детей в трудовую деятельность в семейно-бытовой сфере.

5.Воспитание детей на основе идей народной педагогики в современной семье.

6.Этнопсихология семейных отношений.

Основные понятия:семейное воспитание, типы семьи, традиционная семья, смешанный брак, семейно - бытовая сфера коммуникации, семейные традиции, семейные традиции, духовные ценности семьи, моноэтническая семья, национальность, разноэтническая семья, формирование семейных отношений.


Тезисы

Актуальность темы связана с тем, что эффективное этнокультурное образование невозможно без участия и помощи института семьи в этом процессе, а также неустойчивостью современной семьи вследствие утраты традиционных культурных ценностей.

Семья всегда считалась основным воспитателем ребенка, относительно других общественных институтов. Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками. Взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста. Мудрость семейного воспитания, как исторически проверенного опыта должна стать органическим дополнением к современным учебно-воспитательным системам.

Незаменимость семьи в процессе традиционном воспитания и этнокультурного образования. Влияние на детей уклада семейной жизни, духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Педагогически целесообразная организация жизнедеятельности детей в семье. Родительское воспитание доброты, сочувствия и сострадания, справедливости и честности. Роль идеала в воспитании ребенка. Корректировка отношений детей с внешним миром: помощь в установлении правильных взаимоотношений детей со взрослыми, контроль за соблюдением правил поведения в общественных местах. Воспитание любви к природе. Включение детей в трудовую деятельность в семейно-бытовой сфере.

Важно подчеркнуть, что уклад семейной жизни, сплоченность семьи является основой выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений.

Семья, основанная на традиционных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных культурных ценностей.

Приоритеты традиционной семьи:

-Воспитание чувства долга в семье;

-Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке;

-Обязанности старших детей по отношению к младшим членам семьи;

-Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.

Сохранение традиционной семьи предполагает: самобытность каждого дома. Выдумка, творчество. Народные мотивы и промысел. Вещи, сделанные своими руками. Искусство в жизни семьи. Музыка в доме. Народная песня в семье. Семейные праздники. Особая роль женщины в семье.