ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2).Плакат пожеланий.

Предложения по проведению Масленицы. «Широкая Масленица — 2015».

Проведите Масленицу 2015 на природе, не пожалеете! Как организовать Масленицу?

Этапы проведения Масленницы:

Учебно-методический комплекс дисциплины

1.4 Извлечение из гос впо

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:

1.6. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:

1.6.2. Содержание разделов дисциплины:

1. Основы этнической педагогики.

2.Основы этнической психологии.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Список дополнительной литературы

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.

1.13 Примерная тематика рефератов.

Этническая культура личности

Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий).

Словарь терминов (глоссарий) по изучаемым темам.

Раздел 1. Основы этнической педагогики

Тема 1.1 Теоретические основы этнической педагогики

Тема 1.2Народное воспитание в наследии классиков педагогики

Тема 1.3Народный идеал воспитания

Тема 1.4 Средства народной педагогики

Тема 1.5Факторы народного воспитания

Тема 1.6 Семья как хранитель и продолжатель опыта народной педагогики. Этнопсихология семейных отношений

Раздел 2. Основы этнической психологии

Тема 2.1Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины

Тема 2.2 Этничность и этническая идентичность

Тема 2.3 Этнические стереотипы в процессе межэтнического общения

Тема 2.4Этнокультурные различия и психология межэтнических отношений

Раздел 5. Практикум по решению задач. Нет

Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы

Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.

1.Предмет и объект изучения этнопедагогики.

2.Основные задачи этнопедагогической науки.

3.Проблема воспитания детей средствами народной педагогики в истории зарубежной педагогической мысли.

4.Проблема воспитания детей средствами народной педагогики в истории отечественной педагогической мысли.

5.Этническая педагогика как целостная система.

6.Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа.

7.Народ как творец педагогической культуры.

8.Совершенный человек как цель народного воспитания.

9.Пословицы и поговорки как средство народного воспитания.

10.Загадки как средство народного воспитания.

11.Педагогические возможности сказок как средства народного воспитания.

12.Игра, труд, традиции как факторы народного воспитания.

13.Современное значение этнопедагогики. Общечеловеческие основания этнопедагогики.

14.Роль семейного воспитания в народной педагогике.

15.Пути реализации идей этнической педагогики в региональной системе образования.

16.Этнопедагогика как составная часть педагогической культуры.

17.Этнопедагогика семьи.

18.Семья как хранитель опыта народной педагогики.

19.Традиции семейного воспитания.

20.Духовные ценности семьи.

21.Народная мудрость о воспитании.

22.Этнопедагогизация содержания учебно-воспитательного процесса в условиях современной школы.

23.Этнопедагогическая и этнопсихологическая подготовка учителя.

24.Этническакя психология как наука

25.Этническая психология в системе наук.

26.Возникновение и становление этнопсихологии

27.Методология этнопсихологических исследований.

28.Психологические причины роста этнической идентичности.

29.Этапы становления этнической идентичности

30.Социальная мобильность этносов.

31.Межкультурные контакты.

32.Этническая толерантность.

33.Этнические конфликты.

34.Модели измерения этнической идентичности.

35.Современные теории национального самосознания.

36.Национальное окружение и этническое самосознание.

37.Психологические факторы формирования этнического самосознания.


38.Проблемы этнической самоидентификации.

39.Основные функции этнического самосознания.

40.Идеологический уровень этнического самосознания.

41.Социально-психологический уровень этнического самосознания.

42.Этноцентризм.

43.Этнокультурные методы в психологии.

44.Религия и этнопсихология.

45.Женские и мужские этнические стереотипы.

46.Концепция этнического национализма.

47.Этнические стереотипы и этноцентризм.

48.Национальный характер.

      1. 1.12 Комплект экзаменационных билетов

      2. Экзамен по данной дисциплине не предусмотрен.

1.13 Примерная тематика рефератов.

Все темы рефератов предполагают обязательное самостоятельное составление библиографии по теме исследования.

Национальное образование в свете идей народной педагогики.

Традиции народной педагогики и их влияние на нравственное воспитание детей.

Народные обряды, ритуалы и традиции как средство воспитания современного школьника.

Актуализация народных идеалов совершенного человека в непрерывной системе образования (семья – ДОУ – школа).

Идеи народной педагогики в эстетическом воспитании детей.

К.Д.Ушинский о народности в воспитании.

Педагогика В.А.Сухомлинского как воплощение общечеловеческих гуманистических идеалов.

Общность педагогических культур разных народов.

О взаимодействии народного воспитания и педагогической науки.

Народная мудрость об умственном воспитании молодого поколения.

Народ о роли труда в жизни человека.

Идеи патриотизма и любви к родине в эпосах народов.

Использования прогрессивных народных традиций в современном семейном воспитании.

Нравственное воспитание в педагогике народов.

Назидательные сказки как средство нравственного воспитания детей.

Поощрение и наказание в народном воспитании.

Народные традиции и обряды как средства воспитания современного школьника.

Традиции и обычаи как средство трудового воспитания школьников.

Идеи народной педагогики в экологическом воспитании молодёжи.

Народные игры как педагогическое явление.


Этнедагогизация семейного быта и воспитание детей.

Народная педагогика в системе образования: современное состояние и перспективы развития.

Этнопедагогика в системе социальных наук.

Проблемы этнической самоидентификации.

Основные функции этнического самосознания.

Социально-психологические аспекты межнационального общения.

Социально-психологическая защита этнических меньшинств.

Этнические проблемы современности.

Психология поведения в иноэтничной среде.

Особенности поликультурного образования и воспитания.

Этническое самосознание в условиях модернизации.

Психологические факторы формирования этнического самосознания.

Процессы этнической консолидации в современном мире.

Национальный характер.

Значение семейной педагогики в процессе этносоциализации.

Религия и этнопсихология.

Проблема национальной дискриминации.

Формы сосуществования этносов.

Формирование культуры межэтнических отношений.


      1. 1.14 Примерная тематика курсовых работ

      2. Курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.

      3. 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ

      4. Квалификационные работы по данной дисциплине не предусмотрены.

      5. 1.16 Методика исследования

      6. Нет.

      1. 1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине

      2. Нет.

Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала.

Лекция 1. Теоретические основы этнической педагогики (2 часа)

План:

1.Истоки народной педагогики.

2.Образовательно-воспитательный потенциал народной педагогики.

Основные понятия:

Народная педагогика– совокупность знаний и навыков воспитания, передающихся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов.

Этническая культура личности– сложное интегральное личностное образование гуманистической направленности, которое представляет собой синтез знаний, сознания, деятельности и определенных качеств.

Этнопедагогика- наука, изучающая эмпирический опыт этнических групп в области воспитания и образования детей, морально-этнических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, т. е. в целом этнической общности. Этнопедагогика включает в себя специфическое видение мира, особое состояние сознания (этнопедагогическое представление), особым образом организованную деятельность, стереотипы поведения, особую традиционную систему воспитания. Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и воздействия общественного, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт.


народная педагогика, этнопедагогика.

Тезисы

Прежде всего необходимо утвердиться в содержании и структуре таких исходных категорий, как «этнос», «этническое самосознание», «этнизация», «этническая культура», «этническая педагогика» и др. Представляется целесообразным начать анализ с понятия «этнос» и логически перейти к рассмотрению других категорий исследования.

Термин «этнос» в современном человекознании используется довольно давно и широко. Однако научное осмысление его как специального понятия для обозначения особой общности людей произошло лишь в последние десятилетия ХХ века в результате возрастания интереса ученых к проблемам этногенеза и этнической истории, ко всем этническим процессам в целом. В то же время в науке не утвердилось общепринятое определение данного феномена. Сложность состоит и в том, что зачастую исследователи отождествляют категории «народ» и «этнос», «народ» и «нация», что естественно, отражается и на понимании этнической культуры.

В теории этногенеза Л.Н.Гумилева этничность рассматривается как объективная, изначально данная характеристика человечества. Он практически исключает использование понятия «народ» и определяет реальную этническую целостность как «динамическую систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями». В ракурсе данной установки этнос мыслится им не как совокупность личностей, а как «коллектив особей». Этнос он трактует как «этносоциальный организм», высший тип которого называется нацией.

С позиции исследователя Л.И.Михайловой этнос является исторически более ранним и родовым понятием, народ формируется на основе различных этнических групп, а нация – еще более позднее образование, включающее в себя характеристики и этноса, и народа. Считается, что нация возникла в период укрепления централизации и развития капиталистических отношений. Ее основными признаками являются социальное происхождение, экономические связи, общность территории, языка, национальные особенности культуры и психологии, национальное самосознание. Таким образом, этнос, народ и нацию можно рассматривать как три слоя, уровня или типа в историческом процессе развития родоплеменной общности.

В настоящее время в этнологии существуют несколько дефиниций в определении этноса. Он трактуется как:

*форма развития и существования человечества (С.М.Широкогоров);