ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2).Плакат пожеланий.

Предложения по проведению Масленицы. «Широкая Масленица — 2015».

Проведите Масленицу 2015 на природе, не пожалеете! Как организовать Масленицу?

Этапы проведения Масленницы:

Учебно-методический комплекс дисциплины

1.4 Извлечение из гос впо

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:

1.6. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:

1.6.2. Содержание разделов дисциплины:

1. Основы этнической педагогики.

2.Основы этнической психологии.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Список дополнительной литературы

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.

1.13 Примерная тематика рефератов.

Этническая культура личности

Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий).

Словарь терминов (глоссарий) по изучаемым темам.

Раздел 1. Основы этнической педагогики

Тема 1.1 Теоретические основы этнической педагогики

Тема 1.2Народное воспитание в наследии классиков педагогики

Тема 1.3Народный идеал воспитания

Тема 1.4 Средства народной педагогики

Тема 1.5Факторы народного воспитания

Тема 1.6 Семья как хранитель и продолжатель опыта народной педагогики. Этнопсихология семейных отношений

Раздел 2. Основы этнической психологии

Тема 2.1Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины

Тема 2.2 Этничность и этническая идентичность

Тема 2.3 Этнические стереотипы в процессе межэтнического общения

Тема 2.4Этнокультурные различия и психология межэтнических отношений

Раздел 5. Практикум по решению задач. Нет

Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы

Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

*исторически сложившаяся группа людей, обладающих общими

особенностями языка, культуры и психики (Ю.В.Бромлей);

*исторически сложившаяся, достаточно устойчивая общность

людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим

самосознанием (В.Г.Крысько).

К названным характеристикам целесообразно добавить национальное (этническое) самосознание, которое предполагает идентификацию индивида с историческим прошлым данной группы, а также с исторической и социокультурной перспективой. Проблемы формирования национального самосознания освещаются в контексте изучения отношения «нация – личность» при рассмотрении его как элемента этнической психологии. Суть национального самосознания исследователи видят в осознании автохтонным населением своего единства с одним народом и его отличия от других, в самоидентификации людей с определением этнической общности.

Большинство исследователей национального самосознания в современных условиях приходят к выводу, что главным его признаком является не обособление, а межэтническая интеграция. В этой связи понятие «национальное самосознание» стали рассматривать как феномен не только одного этноса, а и метаэтнической общности.

В контексте сказанного этнос является соотносительной категорией, лишенной смысла вне полиэтнической системы отношений. Инструментами выражения национального самосознания и источниками народного воспитания являются ментальность, язык, быт, народное творчество, родная земля и природа.

Исходя из вышесказанного, этническое сознание определяется как:

*путь понимания человека человеком (гуманистическая составляющая);

*осознание себя как представителя определенной культуры, языка, этноса

(этническая идентификация);

*осознание механизмов культурного развития (этническое самовоспитание).

В современной этнологии в контексте методологических подходов существуют различные теории этноса. В пассионарной теории этноса Л.Н.Гумилева история человечества рассматривается как последовательная цепь многочисленных этногенезов. Согласно дуалистической теории Ю.В.Бромлея, в этносе сочетаются собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая деятельность, этническое самосознание) и те характеристики, которые рассматриваются в качестве условий формирования и существования собственно этнических элементов (природно-географо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые).


Суть информационной концепции этноса С.А.Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова состоит в «информационной защите» членов этноса от нестабильности и неопределенности жизни. Человек не может быстро реагировать на изменения социальной, природной, культурной среды. Он нуждается в своеобразном «информационном фильтре», каким является этнос. Чтобы войти в общечеловеческую цивилизацию, нужно адаптироваться в среде более малочисленной и исторически устоявшейся. Роль этноса возрастает в обществах переходного типа, когда старая система ценностей рушится, а новая еще не сформировалась.

Перейдем к рассмотрению понятия «этническая культура».

Культура охватывает все сферы человеческой деятельности, является качественной характеристикой общественной жизни, развития и социализации человека, межпоколенной трансмиссии. Личность во взаимодействии с культурой уместно рассматривать в трех важнейших ипостасях:

1)личность, являясь объектом культурного воздействия, осваивает, усваивает и присваивает культуру;

2)личность функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей;

3)личность, создавая культуру, одновременно творит и себя.

Таким образом, культура отражает и степень развития человека, его свободы, и характеризует общество в контексте активного участия в этом процессе творческого индивида.

Американский этнолог Маргарет Мид, связывая межпоколенные отношения с темпом общественного развития и господствующим типом семейной организации, различает в истории человечества три типа культур:

*постфигуративная, в которой дети учатся главным образом у

своих предков;

*кофигуративная, в которой дети и взрослые учатся прежде всего

у равных, сверстников;

*префигуративная, в которой взрослые учатся также у своих

детей.

Постфигуративная культура преобладает в традиционном, патриархальном обществе, которое ориентируется, главным образом, на опыт прежних поколений, то есть на традиции ее живых носителей – стариков. Традиционное общество живет как бы вне времени, взаимоотношения возрастных слоев так жестко регламентированы, что каждый знает свое место, и никаких споров на этот счет не возникает. Всякое новшество вызывает подозрение: «Наши предки так не поступали».


Для кофигуративной культуры типична ориентация не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. В воспитании влияние старших уравновешивается, а то и перевешивается влиянием сверстников.

Префигуративная культура ориентируется прежде всего на будущее. Темп развития настолько убыстряется, что опыт становится недостаточным. Старшие все больше начинают прислушиваться к молодым.

Концепция Маргарет Мид подчеркивает, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя не только информационный поток от старших к младшим, но и встречную тенденцию: молодежная интерпретация современной ситуации и культурного наследия оказывает влияние и на старшее поколение. «Какие бы новшества не предлагала молодежь, они всегда основаны на опыте прошлых поколений и, следовательно, на определенной культурной традиции».

Одной из важнейших характеристик культуры является ее этническая или национальная принадлежность, другой – то, что сближает ее с другими, формируя общечеловеческую метакультуру.

Анализ понятия «народная культура» целесообразно проводить в ракурсе концепции В.М.Межуева о генезисе культуры. Данную концепцию можно обозначить как трехпластовой подход к анализу исследуемого феномена. Нижним слоем культуры является собственно этническое – наиболее устойчивое, меньше всего подверженное изменениям, что присуще культуре родоплеменной общности, народности и нации. Как отмечает исследователь, это – «свойство культуры, сложившееся в результате связей и населения по кровным узам, территории расселения, диалекту, традициям, обрядам, верованиям и интересам. Оно складывалось веками и поэтому продолжает оставаться наиболее устойчивой чертой культуры современных этнических групп». Следует отметить, что этническое сегодняшнего дня характеризует отдельные этнографические группы, отдельные области или районы расселения наций. Вторым, более высоким, пластом является народная культура, «которая составляет основу, базис национальной культуры, аккумулирующий уклад жизни, быт, думы и чаяния народа».

Верхний слой (пласт) в структуре культуры составляет национальное, которое является высшей формой этнического. Национальная культура включает в себя и этническую, и народную. А народная – коррелирует лишь этническую культуру и ее рекапитуляцию. Взаимодействие культур можно рассматривать в следующей логике: как общенациональное; особенное – народное; единичное – этническое.


Культура проходит две стадии развития. Этническая культура характерна для первой, традиционной стадии, выступает как «культура в себе». Человек воспитывается в рамках системы ценностей конкретного локального общества. Выполнение им норм общежития, традиций, обрядов гарантирует надежность его бытия. В традиционном обществе культура становится «защитным поясом» для человека. Вторым «защитным поясом» является природа.

Вторая стадия развития культуры сопряжена с возникновением национального самосознания, со вступлением культуры в диалог с другими культурами. Данную стадию одни авторы называют современной другие – интеллигентной, прогрессивной. Современная культура не может в должной степени выполнять роль «защитного пояса» для человека. Проблема состоит в том, чтобы обеспечить диалог традиционной и современной культур, найти пути их органического сочетания и вернуть человеку его «защитный пояс», создав новую культуру.

Народная культура рассматривается как культура народа, то есть этническая культура, вбирающая в себя и традиционные и современные формы выражения знаний, ценностей, норм. В основе этнической культуры лежат «стереотипы» поведения, обусловленные вмещающим и кормящим ландшафтом.

В современной науке под этническими стереотипами понимают относительно устойчивое представление о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах.

Этническая культура личности – сложное интегральное личностное образование гуманистической направленности, которое представляет собой синтез знаний, сознания, деятельности и определенных качеств. Компоненты этнической культуры личности представлены в таблице.


Этническая культура личности

Компоненты культуры личности

Выражение компонентов культуры личности

Этнические знания

Необходимые знания о культуре своего народа: - знание родного языка, образцов материальной и духовной культуры (народного зодчества, культуры питания, устного народного творчества, музыкального фольклора, народной хореографии, народного декоративно-прикладного творчества, календарно-обрядовой и семейно-обрядовой культуры, народной этики, игрушки и т.д.);

- знание воспитательного опыта народа

Этническое сознание

Этнические культурные потребности и интересы; взгляды, убеждения, идеалы; оценочные суждения о народной культуре; осознание своей принадлежности к определенному этносу, этническая идентификация и этнические установки; восприятие поликультурного сосуществования разных народов как основы сохранения жизни на Земле

Этническая деятельность

Стремление к этнокультурной деятельности; потребность трудиться на благо своей страны, во имя сохранения человечества; содействие расширению культурных контактов нации с другими народами

Этнические качества

Эмоциональная отзывчивость к красоте, добру и истине народной культуры; чувство дружбы и единства между народами страны проживания; озабоченность судьбами «малой родины», «большой родины», ноосферы; толерантность

Потребителем культуры является прежде всего сфера образования и воспитания. Возникает необходимость организации глубокого всестороннего взаимодействия между культурой и образованием.

Сохранение духовности, неповторимости национального облика народа зависит от людей, взявших на себя миссию сохранения и трансляции культуры будущему поколению.

Через присвоение культурного опыта человек приобщается, входит и живет в культуре. Такое «вхождение» осуществляется посредством процесса культурной идентификации.

Культурная идентификация – это процесс единения (отождествления) личности с культурными идеалами, исторически сложившимися в национальной культуре государства (страны) на основе духовных ценностей, сохраняемых и транслируемых потомкам как национальное достояние.