ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 260

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2).Плакат пожеланий.

Предложения по проведению Масленицы. «Широкая Масленица — 2015».

Проведите Масленицу 2015 на природе, не пожалеете! Как организовать Масленицу?

Этапы проведения Масленницы:

Учебно-методический комплекс дисциплины

1.4 Извлечение из гос впо

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:

1.6. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:

1.6.2. Содержание разделов дисциплины:

1. Основы этнической педагогики.

2.Основы этнической психологии.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Список дополнительной литературы

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.

1.13 Примерная тематика рефератов.

Этническая культура личности

Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий).

Словарь терминов (глоссарий) по изучаемым темам.

Раздел 1. Основы этнической педагогики

Тема 1.1 Теоретические основы этнической педагогики

Тема 1.2Народное воспитание в наследии классиков педагогики

Тема 1.3Народный идеал воспитания

Тема 1.4 Средства народной педагогики

Тема 1.5Факторы народного воспитания

Тема 1.6 Семья как хранитель и продолжатель опыта народной педагогики. Этнопсихология семейных отношений

Раздел 2. Основы этнической психологии

Тема 2.1Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины

Тема 2.2 Этничность и этническая идентичность

Тема 2.3 Этнические стереотипы в процессе межэтнического общения

Тема 2.4Этнокультурные различия и психология межэтнических отношений

Раздел 5. Практикум по решению задач. Нет

Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы

Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

В процессе культурной идентификации личность усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия, функционирует в культурной среде и создает культуру. Из этого следует, что единство культуры и личности проявляется лишь в человеке, живущем духовной жизнью, сознающем и переживающем противоречия своей эпохи как свои собственные проблемы.

Следовательно, национальное образование должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности, мировую национальную культуру с целью оказания помощи и поддержки развивающейся личности в ее культурном самоопределении и саморазвитии.

Вышеизложенное является основой концепции личностно-ориентированного образования культурологического типа, разработанной Е.В.Бондаревской. Культурологическое личностно-ориентированное образование – особый вид образования, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогического общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества. Это образование обеспечивает личностно-смысловое развитие, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой личности, опираясь на ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию. Сущность культурологического подхода в образовании заключается в воспитании человека культуры и нравственности, направленного на сохранение и воспроизводство ценностей национальной культуры.

В современных условиях развития общества, когда углубляется социально-культурный кризис, становится объективным существующее противоречие между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях. Этому способствует забвение наследия и опыта народной педагогики, недостаточная разработанность системы приобщения к народным воспитательным и культурным традициям различных этносов. Глобальность характера вышеназванного противоречия обусловила необходимость коренного пересмотра сложившейся практики образования. Не случайно внимание исследователей привлекает способность народной педагогики приспосабливаться к социально-экономическим отношениям, насыщаться новым содержанием.

Одно из последних определений феномена «народная педагогика», принадлежащее Г.Н.Волкову, было опубликовано в Российской педагогической энциклопедии: «Народная педагогика – совокупность знаний и навыков воспитания, передающихся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов».


На стыке различных человековедческих дисциплин зародилась новая область научного знания – этническая педагогика, предназначенная для целенаправленного воспроизводства знаний, умений и навыков, качеств личности, ценных для данного этноса. Термин «этнопедагогика» был введен Г.Н.Волковым в 1966 году.

Этническая педагогика как наука предполагает изучение педагогики этнической общности. Народная педагогика является основным и главным объектом данной науки. Базис этнопедагогической науки заложен в фундаментальных трудах Е.Н.Водовозовой, П.Ф.Каптерева, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского; А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого; Г.Н.Волкова, В.А.Николаева, Г.А.Станчинского, В.А.Сухомлинского, Я.И.Ханбикова, И.А.Шорова и др.

Методологической основой этнической педагогики является антропологический метапринцип, рассматривающий человека в трех ракурсах: природном, социальном, и культурном (Т.А.Бернштам, Ю.В.Бромлей и др.).

Ведущая идея этнопедагогики – достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека.

Главная задача этнопедагогики заключается в раскрытии характерных для каждого этноса закономерностей процесса социализации личности, то есть процесса усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена поликультурного общества.

Как целостная система, этническая педагогика характеризуется определенностью педагогических целей; ведущими идеями, которые несут информацию, необходимую для передачи последующим поколениям; категориальным аппаратом: принципами, средствами, формами и методами народного воспитания; формируемыми отношениями между объектами и субъектами этновоспитательного процесса; специфичностью условий, в которых организуется воспитание.

Этнопедагогика, как часть педагогической науки, исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее чрезвычайно актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и этносоциологических методов.

Сегодня термин "этнопедагогика" является неотъемлемой частью понятийно-терминологического аппарата педагогики. Этнопедагогика является наукой, которая изучает эмпирический опыт этнических групп в области воспитания и образования детей, морально-этнических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, т. е. в целом этнической общности. Этнопедагогика включает в себя специфическое видение мира, особое состояние сознания (этнопедагогическое представление), особым образом организованную деятельность, стереотипы поведения, особую традиционную систему воспитания. Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и воздействия общественного, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт. Этнопедагогика рассматривается нами как "живое знание народа", как канал трансмиссии культуры от одного поколения к другому, который постоянно пополняется новациями, входящими в традиции народного педагогического знания. Другими словами, этнопедагогика - это один из способов вхождения человека в народную культуру.


Одной из функций народного воспитания выступает этнизация – процесс социализации и укоренения человека в этносе. Она осуществляется посредством воспитания, коррекции и компенсации в ходе организованного педагогического процесса, который происходит преимущественно в онтогенезе, но осуществляется осознанно более зрелой, чем школьники, личностью в возрасте 17 лет и старше, когда у человека на уровне осознанного отношения формируется национальное самоопределение и более или менее четкая этническая картина мировосприятия

Теория этнизации включает следующие проблемы: процесс социального ученичества и усвоение социальных ролей; изучение факторов этнизации и прежде всего факторов среды – особенностей социализации в городе, в деревне, в различных типах семьи и школы, дошкольных учреждениях, группах ровесников и профессиональных группах, кругах внутриэтнического общения и национальных движениях; этнизация средствами массовой информации; процессы интериоризации стереотипов и ценностей этноса и идентификация личности. Ею изучаются формы социального контроля, стадии социального созревания, адаптации молодежи к этнической среде и критерии социальной зрелости. Этнизация – процесс, происходящий параллельно с индивидуализацией личности, ей присущи методы параллельного воздействия.

Основная литература:

1.Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. - М.,1992.

2.Волков Г.Н. Этнопедагогика.- М.: Академия,1999.-168с.

3.Ялалов Ф.Г. Этнопедагогика: Монография/Науч. ред.: проф. Г.Н. Волков.- М.: Владос, 2002. - 149 с.

Дополнительная литература

1.Волков Г.Н. Этнопедагогика.- Чебоксары, 1974

2.Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С.Комаровой.- М.,2000

3.Стельмахович М.И. Народная педагогика.- Киев: Народная Асвета,1985

Лекция 2. Народное воспитание в наследии классиков педагогики (2 часа)

План:

1. Народная мудрость о воспитании.

2. Педагогическое наследие общественных деятелей и мыслителей.

3. Идеи народного воспитания в наследии педагогов-просветителей.

Основные понятия:

Обычаи- детальные предписания действий в конкретных ситуациях, стабилизирующие определенные звенья общественных отношений и воспроизводящие их в жизнедеятельности новых поколений.


Традицииобращены к духовному миру человека, они выполняют свою роль средства стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями.

Тезисы

В отечественных педагогических концепциях особая роль отводилась этнопедагогическим воззрениям.

Владимир Мономах противопоставлял труд лени, Даниил Заточник – ум – глупости, Кирилл Туровский – добродетель – лихоимству. Педагогическая мысль Древней Руси акцентировала внимание на трудовом воспитании: «Праздный да не ест» (Симон Полоцкий). Давались рекомендации родителям: «Не учи безделию, учи рукоделию». Был разработан свод нравственных норм и правил: «Домострой», «Гражданство обычаев детских» и др. В эпоху Петра 1 трижды издавалось «Юности честное зерцало», где были представлены стандарты этикета.

Становление и развитие русской педагогической теории и практики претерпевало влияние европейских взглядов на сущность воспитания и обучения детей. Однако, передовая русская интеллигенция (в период Русского Просвещения) в лице М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, Д.И.Фонвизина, Н.М.Карамзина, А.Н. Радищева отстаивала идею приоритетности национального воспитания.

Так, великий помор М.В. Ломоносов, большой знаток и любитель пения, обратил внимание на то, что « сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают».

Эпоха борьбы за народность в воспитании связана с именами П.Я.Чаадаева, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова. В 1831 году Пушкин пишет свои сказки, а Гоголь – «Вечера на хуторе близ Диканьки», глубоко проникнутые народным духом. Достаточно вспомнить поэтично описанные Н.В.Гоголем традиционные народные праздники – Рождество («Ночь перед рождеством»), день Ивана Купала («Ночь накануне Ивана Купалы») и др.

В.Г.Белинский заострил проблему единства общечеловеческого и национального в воспитании. Он писал: «Народность обыкновенно выпускается из воспитания. Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления. Кто не принадлежит своему отечеству, то не принадлежит и человечеству».

В работе «О народных сказках» В.Г.Белинский говорил о необходимости шире применять их в воспитании, ибо в доступной и выразительно-образной форме они знакомят детей с жизнью животных, людей, народной мудростью, с моральными представлениями народа.


Новый этап в педагогической культуре народов России представляют труды К.Д.Ушинского. Он вошел в историю педагогики как народный просветитель всероссийского и мирового масштаба. Основой своей педагогической системы «учитель русских учителей» считал идею народности, изложив ее в трудах «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы», «Вопросы о народных школах» и др.

К.Д.Ушинский глубоко проникал в духовную жизнь народа: он прекрасно знал обычаи, обряды, праздники, традиции России. Воспитательную сущность сказок педагог определял тем, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

«Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, что кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

В «Родном слове» уделено большое внимание русским сказкам, так как они помогают ребенку понять художественный образ, развивают мышление, речь, приобщают к культуре народа. В обработках сказок Ушинским опоэтизирована природа, показана борьба добрых и злых сил, где добро побеждает («Курочка ряба», «Козлятки и волк», «Петух да собака» и др.).

Несомненный интерес представляют этнографические труды русского педагога, в частности описание народов Севера: «Самоеды очень любят свою дикую, пустынную родину».

Он полностью приводит восхищенный рассказ ненца о своей родине, в которой и сопки, и горы, и великие озера со светлой водой, и каменистые берега быстрых рек: «Когда сам и стадо здорово, да промысел удачен – где же можно жить веселее, как не в тундре».

Замечательны этнические характеристики К.Д.Ушинского. Он с восторгом описывает коми-зырян; любуясь стройностью и подвижностью их тела, отмечая любознательность и музыкальность, заключает, что зырянин оживляет мрачную картину Севера. К.Д.Ушинский пытался понять сущность саморазвития «зырянского племени»: «зыряне всегда не только оставались народом самобытным, но гнали перед собой племена остяков и самоедов, - а также пополнение сил одного племени за счет другого, такое взаимное поглощение племени действует благоприятно на развитие племени властвующего».

На основе сравнения народностей, их истории, обычаев, духовных сокровищ, языков Ушинский приходит к оценке духовного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка: «Русский язык сообразно размашистому разбегу русских полей, любит разливаться свободно, подобно сильному источнику, выбивающемуся широкой волной из недосягаемой глубины».