Файл: Катышева. Литературный монтаж.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Литмонтаж как способ художественного мышления, аргу­ментами которого становятся различные свидетельства совре­менников – документальные, образно-поэтические, литмонтаж как способ переплавки разнородного материала в некое новое идейно-художественное единство и призван был ответить на запросы времени. И при этом «утолить голод» широких масс по слову слышимому, обращенному к ним, и в то же время оду­хотворенному. Он помогал осознать себя, других, путь, прой­денный и происходящее сегодня.

Литмонтаж родился в атмосфере митингов, ораторских вы­ступлений, в атмосфере пропаганды и агитации за идеи и дей­ствительность, рожденные революций. Одна из задач литмонтажной драматургии – оперативное создание образа нового времени. Его главные приметы – проснувшееся само­сознание народа, готового к революционному действию, творя­щего историю.

Первые постановки, возникшие на базе литмонтажной дра­матургии (Агиттеатр в Ленинграде под руководством В. Шимановского), участники которых рабочие, красноармейцы – стремились отразить историко-революционные события. Об этом свидетельствуют их названия – «Голоса восстания» (1918 г., литмонтаж 1-го акта из пьесы Р. Роллана «Взятие Ба­стилии» и инсценированных стихов революционных поэтов), «Свержение самодержавия» (1919 г., литмонтаж документаль­ных и литературных материалов, представляющих хронику се­ми исторических событий в революционном движении Рос­сии _ от 9 января 1905 года до Февральской революции и ареста Николая II).

Программа же Центральной студии Губполитпросвета «Три дня» (1922 г.) в постановке В. Шимановского – по праву счи­тается первым литмонтажом, выполнявшим сугубо агитацион­ные задачи. Работа была посвящена этапам освободительного движения п России. Она прослеживала исторические нити от, восстания декабристов, событий 9 января 1905 года до Ок­тябрьской революции. Композиция была основана на монтаже трех исторических ситуаций. В каждой из них авторы стреми­лись отразить приметы времени и рождающиеся освободитель­ные идеи.

Источниками литмонтажа послужили отрывки из художест­венных произведений (М. Горький, А. Рылеев, А Блок), из­бранные места из «Катехизиса» декабристов, революционные песни.

Историко-хроникальный принцип лежал в основе строения этого литмонтажа. Образно-эмоциональная иллюстрация событий еще не вырастала в глубокий художественный анализ их причин, внутренних закономерностей в самой драматургии сценария. По его авторы стремились целеустремленно, именно в рамках темы отобрать и смонтировать материал.


Аналогичные'принципы отличают строение и другого лит­монтажа, созданного театром «Синей блузы» в феврале 1924 года через месяц после смерти В И Ленина

«Этот литмонтаж,— пишет Н Соколов,— о сценарной осно­ве «Памяти Ленина» у синеблузников — состоял из стихов, опубликованных в газетах в траурные январские дни. Стихи композиционно были связаны между собой отрывками из речей политических ораторов, цитатами из ленинских работ, отрыв­ками из воспоминаний о Ленине его соратников по партии, по политической борьбе. «Трудная задача получить оригинальный ударный текст избранных поэтических произведений и стено­грамм речей наших лучших ораторов» — так объясняла редак­ция «Синей блузы» причины возникновения литмонтажей, вскоре завоевавших немалую популярность»

Итак, первые шаги в разведке нового жанра искусства были сделаны. Предстояло его развитие вглубь, предстояли худо­жественные завоевания на его территории, открытия неизве­данных путей.

Выполнение этих задач выпадает на долю выдающегося советского артиста Владимира Николаевича Яхонтова.

Ученик К. С. Станиславского, Е. Б. Вахтангова, В. Э. Мей­ерхольда, он сумел по-своему в высшей степени творчески и оригинально использовать опыт великих учителей.

В частности, в практике Яхонтова отразился монтажный способ строения драматургического материала постановок Мей­ерхольда, его учение о музыкальном реализме.

Ал. Гладков, в статье, посвященной 10-летию театра

Современник», руководимого Яхонтовым, пишет: «Своеобра­зие и закон построения литмонтажей Яхонтова в их органиче­ской музыкально-композиционной природе: лейтмотив, повтор, контрапунктическое сочетание тем, вариации,— почти все приемы яхонтовской драматургии могут быть обозначены со­ответствующими музыкальными терминами...»

Е. Б. Вахтангов в своих постановках добивался эффекта присутствия личности актера с его отношением к своему персо­нажу. Это также не прошло бесследно для Яхонтова.

И наконец, глубокой органике, оправданности поведения актера на сцене, стремящегося к продуктивному, целесообраз­ному действию,— этому учился Яхонтов у Станиславского.

Одна из важных причин, объясняющая искания Яхонтова в области монтажной драматургии,— умение слушать и слышать время. Он живо интересовался всем новым в искусстве не только театральном, но и в других смежных областях. И не мог не заметить открытий и осмыслений средств и форм кино­монтажа и у Эйзенштейна, и у Дзиги Вертова (документаль­ное поэтическое кино), поисков советской «поэтической драма­тургии» (ранний Н. Погодин, Вс. Вишневский, В. Маяковский).


В этом ряду поэт Владимир Маяковский для Яхонтова осо­бенно важен не только как драматург.

Школа В. Маяковского чтеца-трибуна на эстраде, его спо­соб строить свое выступление оказали на Яхонтова несомненное влияние.

Авторские концерты Маяковского явились для Яхонтова мощным толчком в исканиях проблемного выступления на эст­раде, способного вызвать в аудиторий активное соучастие, соразмышления В разговорах Маяковского со зрительным за­лом Яхонтов не мог не почувствовать роль масштабной личности гражданина-творца на эстраде. Значительность его граж­данского «я», удивительная яркость и зрелищность в проявле­нии индивидуальности сообщали и самой теме выступления особую весомость и убедительность.


По зову сердца

Первая программа «На смерть Ленина», созданная по за­конам литмонтажа, определила путь Яхонтова как артиста.

Страна переживала боль непоправимой утраты.

Выступая перед рабочими Стекольного завода на Северном Кавказе, «Пролетарской воли» в Пятигорске, перед рабочими Грозного, артист почувствовал и осознал потребность создать программу «до зарезу необходимую и нужную» в данный исто­рический момент. Он понимал, что главным возбудителем проблемного выступления является тесная связь с людьми, знание их дум и чаяний. «Я насмотрелся вдоволь и на нефтя­ные вышки, и на лица живых людей, постоял там среди них, а потом сказал: очень важная вещь среда для худож­ника».

Из потребности говорить о сегодняшнем самом важном и возникает у Яхонтова жанр публицистического литмонтажного спектакля о В. И. Ленине, спектакля, выполняющего «неотложные задачи».

«Я делал это в силу того обстоятельства,— объясняет Яхон­тов,— что монументального произведения на эту тему еще ни­кто не написал. Были стихи и газетные статьи. Молчать же я не мог. Бывают события, когда художнику молчать трудно. И, не дожидаясь, когда напишут гениальные художественные произведения о Владимире Ильиче я взял нужную мне сумму честных, искренних и волнующих о нем слов и сделал из них литературную композицию».

Оперативность, стремление незамедлительно осмыслить те­кущий, взятый в исторических связях момент, переживаемый страной,— вот что определило особенность первого литмонта­жа «На смерть Ленина». Позже эта черта станет характерной для публицистических литмонтажных композиций, на волнующие гражданские темы. Не случайно «последним ак­том» в программе «На смерть Ленина» становился митинг, в котором принимали живое участие слушатели. Он возникал стихийно и в то же время был внутренне подготовлен арти­стом. Яхонтов побуждал свою аудиторию, рабочих заводов, включаться в развитие и ход мыслей, заданный выступлением. Участники митинга продолжали говорить уже об очередных делах своего производства, о задачах партии и всей страны в переживаемый исторический момент.

Как и в программах агиттеатра, у Яхонтова большое место отводится созданию образа среды, времени. Новое же, что по­является именно у него — конкретность и актуальность пробле­мы, требующей коллективного обсуждения. Ею полны умы и сердца сограждан — как быть достойным дела великого Ленина и плодотворно осуществлять его заветы. Иллюстратив­ность в изображении событий уступает место анализу явлений, относящихся к главному предмету разговора. Четко поставлен­ное задание давало Яхонтову могучий целенаправленный твор­ческий стимул.


Проблема, или назревший вопрос неумолимо рождают по­требность ответить на него. В поисках ответа Яхонтов обра­щается к самому разнообразному материалу — стихам, про­зе, публицистике, политическому документу, мемуарной лите­ратуре, т. е. ко всему, что заслуживало внимания и имело от­ношение к теме программы.

«На смерть Ленина» — работа В. Яхонтова была первым шагом к созданию им монументального произведения «Ленин» (1925 г.). Текст первоначальной композиции не сохранился. Но, осмысляя свой опыт в книге «Театр одного актера», В. Яхонтов подчеркивает ее значение. Именно здесь определи­лись важные закономерности литмонтажа, произошло рожде­ние нового жанра на литературной эстраде.

Исполнитель впервые обрел новые для себя функции — ав­тора.

«Я держал в своих руках,— вспоминает Владимир Николае­вич,— тот раздел, который в театре находился обычно в руках драматурга, ибо, используя, казалось бы, готовую продукцию: стихи, прозу, я подчинял этот материал своей идее (выделено мною — Д. К.), отбирая наиболее ценное, сильное по выражению... Я создавал как бы новое произведение на свой голос, в полном соответствий с моим замыслом, я нашел драматургию своего жанра».

Артист шел к этому не сразу. Сначала он исполнял отдельные статьи, из газет, стихи. «Я еще не подозревал,— признается Владимир Николаевич,— какая сила в последова­тельности, в правильной расстановке». И только несколько Позднее, обдумывая предложение своего режиссера Е. Поповой – «надо сделать так, чтобы не было концертных номеров. Пусть будет целое», Яхонтов весь материал выстраивает под углом зрения поставленной темы, имеющей начало, развитие, кульминацию.

Обе композиции делались при непосредственном участии Е. Поповой, режиссера В. Яхонтова.

Уже самые первые их шаги в создании литмонтажа могут послужить наглядным уроком для тех, кто сегодня пробует свои силы в этом виде творческой деятельности.

Яхонтов особо акцентирует принцип отбора материала. Не Вообще отрывки, фрагменты, стихи, а под углом конкретной Темы. Не произвольное соединение, но продуманная последо­вательность. В чем она заключается? Ему важно не перечисление фактов, доводов, а их взаимосвязь, рождающая «третий смысл» — суждение исполнителя. Личность артиста, его откры­тое отношение к материалу выдвигается как важный компо­нент литмонтажа.

II наконец, динамическое претворение темы и идеи – с завязкой, кульминацией и развязкой, содержащей итоговые выводы.