Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1362

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

Этнометодология является новейшей версией феноменологичес­кой социологии, которая обязана своим становлением австрийскому философу и социологу Альфреду Шишу (1899—1959), применившему к социологии феноменологический подход Э. Гуссерля, и, по мнению Л. Г. Ионина, специалиста в области понимающей социологии17, опи­равшемуся на концепцию понимания Макса Вебера. В последние годы жизни А. Шюц работал в США, занимая крупные посты в финансовых фирмах (о нем говорили; «банкир днем, феноменолог ночью»), и его влияние на американскую социологию существенно проявилось в гу­манистической феноменологии Питера Бергера и Томаса Лукмана, авторов знаменитого трактата «Социальное конструирование реально­сти». Оно также сказалось на трудах группы социологов, объединив­шихся в 60-е годы в Лос-Анджелесе в Калифорнийском университете вокруг профессора Гарольда Гарфинкеля, выпустившего в 1967 г. «Ис­следования по этнометодологии».

Термин «этнометодология» не имеет ничего общего с этнографи­ей и методологией социологического исследования. Он был предложен Гарфинкелем по аналогии с «этнонаукой», обозначающей «примитив­ные» научные представления и шаманские верования, свойственные «примитивным» обществам. Этнометодология изучает современность, современные верования и представления на уровне здравого смысла,

'" Сочинения феноменологических социологов и этнометодологов весьма тяжеловесны, воспринимаются с трудом, поэтому знакомиться с ними снача­ла лучше по книгам. Ионин Л. Г Понимающая социология. М.. 1979: Он же. Социология культуры. М.. 1996.

's Эта работа по социологии знания выпушена издательством «Медиум» в Москве в 1995 г. В третьей главе обсуждаются особенности конструирования субъективной реальности в ходе социализации детей в семье.

70.

так же как «этнонаука» изучает распространенные методы описания своей деятельности представителями «примитивных» культур. Други­ми словами, эти о методологи я требует отнестись к современности как к другой незнакомой культуре.

Предметом этнометодологии становятся методы интерпретации своих и чужих действий, присущие представителям разных социальных групп, страт, общностей, организаций. Этнометоды присущи обществен­ному мнению, общественным движениям и партиям, средствам массо­вой информации, искусству и науке. Сама социология рассматривается также как разновидность интерпретационной деятельности и включа­ется в предмет этнометодологии наряду с обыденными объяснениями реальности. Этнометодолог должен занять позицию стороннего наблю­дателя, отчужденного как бы от повседневности, т.е. осуществить этно­методалогическую редукцию. Этот метод состоит в том, что этномето­долог «заключает в скобки» все свои знания, впитанные им как участ­ником повседневности, все, что обычно берется на веру и считается «ес­тественным признаком» обиходной жизни, стремясь обнаружить в пос­ледней бытующие интерпретации повторяющихся ситуаций. Метод эт­нометодологической редукции ориентирует на поиск маргинальных пограничных, промежуточных состояний, процессов, событий.


В названной книге Г. Гарфинкеля одно из исследований относится к поведению людей, переменивших свой пол. Гарфинкель при этом не интересуется спецификой операций по перемене пола и поведением транссексуалов, ему нужны тендерные особенности правил, регулиру­ющих повседневные интеракции мужчин и женщин. Для каждого из полов эти правила столь привычны и естественны, что над ними не задумываются. Однако для человека, меняющего пол, и мужской и женский коды поведения являются более определенными, сопостави­мыми между собой, и потому изучение подобных необычных случаев служит лучшему пониманию правил, действующих, так сказать, в нор­ме. Отсюда этнометодологический подход крайне важен там, где спе­циально подчеркивается тендерная принадлежность.

«Гарфинкелинг» — экспериментальный метод, направленный на выявление «фоновых ожиданий», т. е. принимаемых на веру «естествен­ных» основ повседневных решений и действий. Берутся обычные ситу­ации быта, и экспериментаторы (студенты-добровольны) вносят нару­шения в привычный ход общения. При этом конвенциональные пред­посылки обнаруживаются, когда испытуемые пытаются восстановить обиходный алгоритм общения. Автор применял «гарфинкелинг» в тех интервью, когда выяснялась по каким-либо причинам невозможность стандартизированного разговора или когда возникало свободное время и надо было заполнить паузу. Чаше всего эта процедура была связана с

7/

несуразностями малолетнего образа мыслей. Вот пример привлечения внимания респондента к речевой неувязке ответа на вопрос, к противо­речию между фактами бытия и их словесным обрамлением:

  • У Вас есть дети0

  • А как же. есть.

  • Вы не могли бы сказать, сколько именно9

  • А почему нет, могу.

  • Так сколько же7

  • Один

  • Всего один? ^ -Да

  • А я думал, у Вас дети ..

  • Но разве ребенок не относится к детям?

  • Однако у Вас не дети, а ребенок.

  • Конечно, ребенок, и, если он есть, нельзя ответить, что нет детей.

  • Но у Вас в самом деле нет детей .

  • Как нет9 Есть один.

  • Все-таки один — не дети

  • Дети1 Дети! И один в поле воин

  • Простите, «один — дети» — как это понять9

  • Чего уж тут понимать, один ребенок — и все.

  • Но Вы говорили, что у Вас есть дети .

  • Вот я и говорю: есть один ребенок.

  • Пожалуйста, есть дети или есть ребенок?


  • А Вам, собственно, что надо-то? Вы прикидываетесь или это розыгрыш какой-то Я же Вам русским языком говорю — один ребенок.

  • Мальчик9

  • Почему мальчик, у меня дочь ^ >

  • Дочь и ребенок...не вяжется как-то...

  • Что опять не вяжется ?

  • Дочь — ребенок

  • А кто же дочь, если не ребенок?

  • Дочь — она, ребенок - он

  • Так что же. по-вашему, только сын что ли ребенок7

  • Я говорил о другом, что ребенок, если он один...

  • (Перебивает.) Прошу прошения, Вы действительно ученый?

  • Да. социолог

  • И у Вас все такие, извиняюсь, вопросики задают9

  • Это наша работа.

  • Хорошо устроились1

72

•• Разумеется, эта сценка «один — дети» напоминает знаменитую «гар-финкелиаду» Аркадия Райкина про доцента, который тупой, и про сту­дента, которого звали Авас. Весь юмор тут основан на разрушении привычного, стереотипного, причем смешон не только испытуемый, ввергаемый в невероятную ситуацию, но и сам экспериментатор, «обал­девающий» от необходимости поддерживать им же уродуемую беседу. Этот пример понадобился для того, чтобы показать, какова позиция социолога-наблюдателя при этнометодологической редукции. Отстра­нение от привычного не связывается с отгораживанием социолога от жизни, как можно подумать. Социолог не сидит, как Диоген в бочке, напротив, «гарфинкелинг» предполагает включенность иccлeдoвafeля в ситуацию. Для прояснения данного обстоятельства и для демонстрации родства этнометодологии с символическим интеракционизмом придет­ся привести цитату из Г. Блумера, столь же длинную, сколь и глубокую:

«.. Символический интеракционизм требует от исследователя, чтобы он понял процесс интерпретации, при помощи которого действующие единицы поведения конструируют свои действия Этот процесс нельзя понять, лишь обращаясь к условиям, которые предшествовали этому процессу. Его нельзя также понять, выводя его характер из открытого действия, которое является его результатом. Для того чтобы понять этот процесс, исследователь должен при­нять роль действующей единицы, поведение которой он изучает. Поскольку интерпретация осуществляется действующей единицей в терминах формиро­вания значений, оценивания объектов, принятия решений, то процесс должен рассматриваться с точки зрения действующей единицы. Старание понять про­цесс интерпретации, оставаясь в стороне так называемым «объективным» на­блюдателем и отказываясь принять роль действующей единицы, приводит к риску проявления наихудшего субъективизма — объективный наблюдатель скло­нен включить в процесс интерпретации свои собственные догадки, вместо того чтобы понять процесс так, как он происходит у действующей единицы»19.


Воистину не может быть более яркой и убедительной речи в защи­ту метода включенного наблюдения! Но не надо понимать сие букваль­но — социолог всегда «включенный наблюдатель», находящийся в гуще наблюдаемых им событий. Следовательно, социолог всегда обязан на­ходить в себе силы для этнометодологической редукции, для обнару­жения тех процедур интерпретации, которые используются членами каких-либо групп, в т. ч. семей, для превращения специфических об­стоятельств жизни в «естественные» для них, в «обычные» для своих и, наконец, в «известные» всем и каждому.

19 Блумер Г Общество как символическая интеракция С. !78.

73

2.5. ПСИХОАНАЛИЗ, ПСИХОДРАМА И СОЦИОМЕТРИЯ

ПСИХОАНАЛИЗ. Психоанализ оказал огромное воздействие на социологическую мысль и одновременно явился концептуальной осно­вой психосоциальной терапии и социальной работы. Психоаналитичес­кая социология (именно так именуется фрейдовский социологизм в од­ном из трудов по истории социологии Института социологических иссле­дований РАН) занимает особое место среди социологических парадигм — особое по тому чрезвычайному значению, которое придается семей­ным отношениям. Субъективистски и антипозитивистски ориентирован­ная социология Зигмунда Фрейда (1856-1939) конструирует социальную реальность исходя из решающей роли детского опыта семейной социа­лизации. Сложность семейных кнтеракций, лабиринты символики внут­рисемейных взаимосвязей — все это недвусмысленно и явно кладется в основу теоретических построений. Фактически, в соответствии с требо­ванием феноменологической редукции, повседневность микросреды становится моделью мира, социального порядка и структуры власти. Под огнем критики сразу же оказались Эдипов комплекс (сексуальное влече­ние к матери), гиперсексуальность, агрессивность бессознательного, мифологизация патриархальности и патернализма, превращение механиз­мов психологической самозашиты в социокультурные механизмы фун­кционирования социума и т д. Другими словами, все, что состав­ляло достоинство и заслугу подхода к остро поставленной проблеме антагонизма личности и общества, изучаемой не абстрактно, а на реаль­ной почве семейного бытия, было объявлено критиками, особенно со­ветскими, «антиисторическими изысканиями» и «социально-философс­кими спекуляциями». Но, приоткрыв завесу над приватной сферой семей­ности и попытавшись эксплицировать все подспудное для лучшего пони­мания социального поведения, психоанализ с его своеобразной расшиф­ровкой кодов семейной повседневности не постеснялся возвести в ранг высокой теории свои конвенциональные предпосылки, заимствованные из личного опыта семейных взаимоотношений. Разумеется, можно уп­рекать 3. Фрейда за инстинктавистский редукционизм, за медикализацию социума и за многое другое, но гуманистическая и экзистенциальная перспектива социологии стала реальностью, когда не абстрактный и бесполый индивид, а семейный человек со всеми своими радостями и страхами, с болью и наготой быта проник в респектабельное общество «рациональных» личностей, «сознательно» рассчитывающих каждый свой шаг, — экономический, политический и т. д. Следует учесть также, что психоанализ создавался в условиях распространенности расширенной многодетной семьи, когда институциональный кризис семейных ценно­стей еще не давал о себе знать и когда семьецентризм, фамилизм продол-


74

жал оставаться обиходной ориентацией даже среди высших страт. Поэто­му семейная составляющая психоанализа по мере расширения малодет-ной семьи и мал од сто центризма стала подвергаться ожесточенной кри­тике, усиливающейся с каждой очередной победой теоретического и практического феминизма.

Развал системы социокультурных норм семейного образа жизни при многодетности ослабил различные табу и запреты. В этих условиях стало возможным пропагандировать не только добрачные связи, но и оди­ночный стиль жизни, гомогенную сексуальность, в том числе тендер­ное своеобразие. Психоанализ 3. Фрейда подвергся многочисленным нападкам как проявление сугубо «мужского мышления». Часто в свя­зи с этим ссылаются на таблицу, составленную Карен Хорни, предста­вительницей неофрейдизма, создавшей психоанализ женщин и для жен-шин и являющейся, можно сказать, матерью феминистского психо­анализа. К. Хорни взяла существующие в ортодоксальном психоана­лизе взгляды на представления мальчиков о девочках и сопоставила их с представлениями о женщине в психоанализе и продемонстрировала «маскулинность» психоанализа. (Таблица 2.1.)

Психоанализ породил бурю негодования не призывами к переуст­ройству общества — с методологической точки зрения представляет интерес реакция публики на введение в теорию всем давно известных положений из приватного опыта, но их интерпретация оказалась со­вершенно необычной и, более того, перенасыщенной «неприличной» символикой. Откровенное проникновение в психологическую теорию интимных подробностей семейной жизни, вселенское вынесение «сора из избы» плюс абсолютно «неповседневная» интерпретация этой ин­тимности составляют достоинство психоанализа.

С социологической точки зрения важно и то, что 3. Фрейд антаго­низм личности и общества перенес (в связи с усилением индивидуа­лизма и нереспонсивности властных структур по отношению к лич­ности) в структуру человека, обозначив конфликт между «оно» («ид») и «супер-эго» как противостояние природного начала и социального контроля, находящее компромиссное решение в «эго». Таким обра­зом, сама структура человеческого «Я» оказалась изначально проти­воречивой: все агрессивное в человеке, вызванное влечением к смерти и не всегда поддающееся осознанию, нашло противодействие в само­ограничении бессознательных импульсов «оно» под воздействием ин­дивидуальных интерпретаций норм общества, т.е. под давлением «об­щества внутри себя». Социальный порядок вырастает в ходе борьбы «эго», ориентирующееся на «супер-эго» с импульсами «оно» («ид»). Эго сопротивляется социальному нажиму не без помощи барьеров, акти­визируемых бессознательным.