Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

Семейные структуры и процессы многообразны, их можно описы­вать в зависимости от целей исследования и социологической моды как угодно — плюрализм типологий и классификаций бесконечен. Однако этот поток сознания «семьеведов» упорядочивается, когда в фокус6

136

внимания будет жизненный цикл семьи, который как бы стягивает узлом все множество тем и сюжетов Если семейный цикл оказывается цен­тром микросоциологических исследований, тогда каждое ответвление обретает смысл относительно этого центра.

Сегодня микросоциология семьи тонет в микрокосмосе видов, ти­пов и форм семьи. Какие только семьи не попадают в поле зрения до­тошных искателей истин — семьи людей различных профессий (геоло-юв, рыбаков, шахтеров и т. д.), с детьми — одаренными, отсталыми, инвалидами, делинквентами и т. д , с родителями — знаменитыми и не очень, разведенными, приемными, однополыми, верующими и атеис­тами, богатыми и бедными, наркоманами и алкоголиками и др В этом перечне точку можно поставить лишь условно, так как критерии, по которым строятся классификации, никогда не иссякнут.

Взгляд на семью с точки зрения ее возникновения, функциониро­вания и распада сразу позволяет обрести точку отсчета. При инстру­ментальном подходе социолога интересуют социально-временное про­странство событий от начала до конца существования семьи, веер по­тенциальных путей, открывающихся перед вновь созданными семья­ми, и неизбежные крушения семейного поезда Учет всей массы семей в общенациональном масштабе с помощью статистики больших чи­сел позволяет не только узнать среднюю продолжительность семей­ного цикла и наиболее распространенные траектории семейных судеб, но и определить вероятности любых ответвлений или конфигураций семейного цикла.

Статистически наполненное знание о стадиях семейного цикла открывает законы микросемеиных изменений, что делает будущее каж­дой семейной когорты (взятой по году заключения брака) в значитель­ной мере предрешенным, поскольку известны все перипетии семейных судеб предшествующих когорт В этой перспективе становятся более отчетливыми очертания возможных исходов жизненных ситуаций при­менительно и к отдельным семьям. Конечно, если известно, что по­ловина всех заключаемых вновь браков подвержена разводу и что «пе­риод распада», как говорил выдающийся наш демограф Б. Ц. Урланис, составляет 10 лет, то это не значит, что из двух пар молодоженов, от­правившихся вместе в свадебное путешествие, одна обречена 10 лет спустя раствориться в статистике разводов.


Так понимать статистику разводимости нельзя и поэтому следует не винить, а изучать демографическую статистику. Знания о семейном цикле сегодня неполны, и ни в одной стране мира, даже с самой раз­витой статистикой, нет насыщенной демографическими и социологи­ческими данными картины цикла микросемейных изменений Теоре­тическая неразработанность концепции семейного цикла не способ-

137

ствует сбору эмпирической информации обо всем многообразии цик­ла и не позволяет пока получить полную картину динамики семей, что было бы равносильно созданию своего рода таблицы Менделеева

Феноменологический подход к изучению семейного цикла фикси­рует внимание на преемственности, повторяемости шаблонов (образ­цов, паттернов) обыденных интерпретаций при смене семейных поко­лении Другими словами, это то, что называют семейными традиция­ми, но сюда надо добавить не только семейные ритуалы разного рода, но также стереотипы, предания, были, мифы и т п Следует подчерк­нуть, что все неспецифические для семейного цикла аспекты образа жизни (т е внесемеиные), но так или иначе связанные с циклом се­мьи, не подлежат анализу Тем более не относятся к семейному циклу индивидно-возрастные регулярности (нельзя отождествлять с семей­ным индивидуальный цикл жизни, даже учитывающий семейную фазу бытия)

Примером изучения неспецифических аспектов является анализ социальной мобильности семейных поколений — одна из основных тем социологического исследования семейных историй При всей своей важности это все-таки побочная тема по отношению к проблеме ста­бильности «ядра» семьи (родителей и детей) — его существования как целостности в стихии прибавлений— убавлений размера и состава се­мьи В каждой семейной фамилии свой особый стиль общения, свои интерпретации общекультурных ролей, свой непереводимый для не­посвященных язык — именно это составляет предмет внеинструмен-тального изучения семейных судеб Разумеется, там, где это уместно и возможно, социально-символический анализ прибегает к количествен­ным методам, но в целом феноменологический подход дополняет ин­струментальный

Прежде чем перейти к обсуждению методик исследования семей­ных структур и процессов, следует остановиться вот еще на каком обстоятельстве Во множестве работ по семейному циклу трудно най­ти объяснение тому, отчего для определенной последовательности семейных событий применяется слово «цикл», а не «траектория», «ли­ния», «путь» и т п


Словарь Ожегова дает два значения слова цикл во-первых, это за­конченный ряд чего-нибудь (например цикл лекций или стихотворе­ний) и, во-вторых, это совокупность явлений, составляющая кругоо­борот в течение какого-то промежутка времени (годовой цикл враще­ния Земли и т п ) В первом смысле завершенного ряда событий се­мейный цикл изучается в демографии семьи, во втором смысле семей­ный цикл, если иметь в виду повторяемость событий, также мог бы рассматриваться в демографии, но не используется нигде, кроме, по-

138

усалуй, генеалогии семейного рода Но именно в микросоциологии семьи цикличность фаз или этапов приобретает вес и даже прогности­ческую силу, однако при одном условии — когда семья рассматривает­ся в контексте преемственности поколений и в массе семей Общена­циональный масштаб позволяет сопоставить продолжительность и структуру семейного цикла, допустим, в начале и в конце XX века и убедиться воочию в размахе процесса дробления, нуклеаризации семьи Вместе с тем в рамках отдельного семейного клана, рода, фами­лии, т е в пределах расширенной семьи (см 4 4), можно говорить о цикличности семейных событий Вновь возникающая в лоне расши­ренной семьи нуклеарная семья начинает повторять при своем функ­ционировании все то, что уже довелось пережить ориентационной, родительской семье Кругооборот семейных явлений в случае расши­ренной семьи налицо повторяемость циклов «ориентационная — реп­родуктивная семья» неизбежна до тех пор, пока не прекращает свое существование сама расширенная семья, т е пока не обрывается нить рода-фамилии Что же касается нуклеарной семьи, то цикла в смысле кругооборота событий тут не наблюдается, идет последовательная смена одних стадий другими, и поскольку известен весь ряд их, то можно ставить вопрос о степени завершенности, полноты таким образом по­нимаемого семейного цикла, но вовсе не о цикличности событий как повторяемости их в отдельно взятой семье


4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

i

Источником данных о семье служат переписи населения и теку­щий учет рождений, смертей, браков и разводов, миграции, а также выборочные обследования разного рода, включая микропереписи Данные переписей о численности и составе семей являются для выбо­рочных обследований основой оценки ошибок выборки, репрезента­тивности информации, полученной среди ограниченного объема се­мей, но распространенной на всю их совокупность Органы госстати­стики, опираясь на материалы переписей и текущего учета, ежегодно расчетным путем определяют численность населения по стране и ре­гионам, состав по полу, возрасту и др , но не по числу и составу семей зти данные о семье можно получить только в годы переписей населе­ния

Перепись 1897 г была первой и всеобщей переписью населения и находилась при ее подготовке и проведении в центре внимания об­щественности Лев Толстой рассматривал перепись населения «как

139

социологическое исследование, которое проводится для того, чтобы вывести законы социологии и на основании этих законов «учредить лучше жизнь людей». В статье, посвященной московской переписи 1882 г. (с 1860 по 1889 гг. было проведено 79 городских переписей), он писал, что для «общества интерес и значение переписи в том, что Она дает ему зеркало, в которое, хочешь или не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас». Л. Н. Толстой участвовал в этой перепи­си и свои впечатления описал в книге «Так что же нам делать?». Боль­шое значение придавал переписи населения 1897 г. великий русский ученый Д. И. Менделеев, который на ее основе написал книгу «К познанию России», опубликованную в 1906 г. и неоднократно пере­издававшуюся. Выдающийся русский писатель А. П. Чехов непосред­ственно участвовал в проведении переписи 1897 г. — руководил груп­пой счетчиков-регистраторов в Серпуховском уезде Московской гу­бернии. Особенно значительной была роль в организации и проведе­нии переписи 1897 г. известного русского ученого П. П. Семенова-Тян-Шанского, который в 1864—1875 гг. возглавлял Центральный ста­тистический комитет, а в 1875—1897 гг. — Статистический совет Ми­нистерства внутренних дел, в ведении которого находилась статисти­ка царской России1.

Намеченная на 1915г. вторая всеобщая перепись не состоялась из-за начавшейся Первой мировой войны. В 1916 г. и в 1917 г. были прове­дены переписи сельскохозяйственного населения, и лишь в 1920 г. уда­лось провести всеобщую перепись, которая стала первой советской переписью (численность страны 137 млн чел., в том числе горожан — 21 млн). В 1923 г. вместе со Всесоюзной переписью городского населе­ния проводилась также промышленная перепись, а в 1926 г. была про­ведена охватившая всю территорию Всесоюзная перепись населения (численность населения оказалась такой же, как и сейчас, в конце XX века, — 147 млн чел., тогда как горожан было лишь 18%, а не около трех четвертей, как ныне).


Материалы следующей переписи 1937 г. были сожжены, посколь­ку численность страны, в которой осуществлялись репрессии, не до­стигла величины, заранее заявленной Сталиным. Всесоюзная пере­пись 1939 г. выявила численность на уровне 170 млн чел. при резком скачке горожан с 26 млн (1926) до 56 млн. Такого темпа роста город­ского населения, вызванного ускоренной индустриализацией, не на­блюдалось в Европе и в США (где для удвоения числа горожан по­требовалось 60 лет и соответственно 30 лет). В подобных обстоятель-

1 ЦСУ при Совете Министров СССР// Всесоюзная перепись населения" всенародное дело М., 1978. С. 17.

140

ствах возник кризис жилья, тормозивший нуклеаризацию семьи в го­родах и ускоривший падение детности (наряду с влиянием лротиво-семейной идеологии государства и вопреки еще сохранявшейся у пе­реселенцев из деревни общекультурной ценности семьи с несколь­кими детьми).

Всесоюзная перепись 1959 г., проведенная через 20 лет после са­мой разрушительной по людским потерям войны (и разрушительной для реальных, а также потенциальных семей), обнаружила колоссаль­ную разницу в перевесе численности женщин над мужчинами (115 и 94 млн). Разница в 21 млн превысила довоенную (8 млн), причем 14,2 млн перевеса женщин над мужчинами пришлись на брачные возрасты 20—50 лет, что не могло не повлиять на снижение числа браков и се­мей и на структурное падение коэффициентов рождаемости2. Это су­жение возможностей вступления в брак для миллионов женщин не могло не отразиться на таком переопределении этой ситуации, кото­рое сделало приемлемым и распространенным новые формы сексуаль­ного и репродуктивного поведения женщин (прежде всего имеется в виду феномен матери-одиночки).

Всесоюзная перепись 1970 г. выявила расширение брачных возмож­ностей женщин (130 млн женщин и примерно 111 млн мужчин), при­чем превышение на 18,9 млн уже не включало возрастные группы от 20 до 30 лет, а в возрастах 30—50 лет уменьшилось в 2,8 раза, сократив­шись с 33,6 млн (1959 г.) до 4,9 млн3. Общее число семей в СССР в 1970 г. было примерно 59 млн против 50 млн в 1959 г. В общей совокупно­сти семей около 80% состояли из одной брачной пары, причем при­мерно у пятой части последних не было детей; состояли из двух и бо­лее брачных пар 3,7% всех семей, и «осколочные» семьи, вообще не имевшие брачной пары, наблюдались среди 14,9% «семей»4.

Слово «семей» заключено в кавычки, поскольку «осколочные об­разования» представляли собой различные комбинации лишь из 2-х компонентов семьи (родительства и родства). Семьей в переписях обыч­но считается «совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством или свойством и общим бюджетом», т. е. совместное прожи­вание и общий бюджет добавляются к родству вместо супружества и родительства, которые как бы подразумеваются, но явно не формули­руются. Из общего числа семей 35,4% имели одного ребенка, 26,4% — двоих детей, 17% — 3 и более детей, 21,2% семей не имели детей вовсе (если учесть, что примерно 7—9% пар остаются бездетными к концу