ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 1382
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин
1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи
1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов
1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи
2.4. Этнометодология, феноменологическая социология
3.3. Специфика изучения формирования
4.1. Методология изучения стадий семейного цикла
4.2. Неполнота жизненного цикла семьи
4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов
4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)
4.5. Методы генеалогического исследования семьи
5.1. Исследование диспозиций семейного поведения
5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |
5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения
(По опросу 31 трехдетной москвички)
6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье
6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей
6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)
"УрланисБ Ц История одного поколения (Социально-демограф»чес-кий очерк ) М , 1968
гз В американской социологии семьи «семейная карьера» часто используется в качестве термина, обозначающего, как и в мире профессий, успех, взлет и неудачи, крах семьи Причем имеется в виду не повышение социального статуса или благосостояния благодаря заключению брака, а собственно сама судьба семьи Модальной («неповрежденной») семьей называется семья, достигшая без повреждений и отклонений завершаюшей стадии семейного цикла а, семьи, не достигающие этой полноты цикла, как поезда, сходяшие с рельсов, терпят семейное крушение, что свидетельствует о неудачной семейной карьере
24 Mattessich P and Hill R Life Cycle and Family Development // Handbook of Marnaee and the Family//Ed Sussman M & Stemmetz S New York and London, 1987 P 439
160
таблица 4.2.
СТАДИИ СЕМЕЙНОГО РАЗВИТИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ ИЗМЕНЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ СТРУКТУР И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ (согласно Р. Хиллу и Р. Роджерсу - 1964)"
Наимснова нне |
1 Становление |
2 Деторождение |
3 Школьные годы |
4 Юность |
Переход котде леиию молодежи |
5 Построди тельство |
б Годы уединения |
Возраст |
М 22-23 Ж 20-21 |
О 24-30 М 22-28 ДО-6 ДО-4 ДО-2 |
О 30-37 М 28-35 Д6-13 Д4-И Д2-9 ДО? |
О 37-44 М 35 42 Д 13-20 Д IMS Д9-16 Д7 14 |
О 44 52 М42 50 (Д 20 28ж) (Д 18 -26м) (Д 16-24ж) (Д 14-22м) |
М 52 65 Ж 50 64 |
М 66 69,3 Ж 64-77 1 |
Размер |
2 |
3 5 |
56 |
6 |
6-2 |
2 |
2-1 |
Число взаим ных контактов |
1 |
3-10 |
10-15 |
15 |
15 1 |
1 |
1 0 |
Длительность стадии (лет) |
1 |
6 |
7 |
7 |
8 |
14 |
3 13 |
Стаж брака |
1 |
7 |
14 |
21 |
29 |
43 |
43 46 |
Семейные роли |
М (муж) Ж (жена) |
М-О (муж-отец) Ж М (жена-мать) С-Б (сын брат) Д-С {дочь сестра) |
М О Ж-М С-Б д-с |
М О Ж-М С-Б дс |
М-О-дед Ж-М -баб С Ь дядя Д-С тетя |
М-дед Ж баб |
М-дед Ж баб |
Задачи развития ЗР — ролевые и возрастные |
ЗР мол взрс |
ЗРроднтельства ЗР мал ребенка ЗР ребенка |
ЗРродительства ЗР мал ребенка ЗР ребенка ЗР предотрочесг |
ЗРродител ЗР ребенка ЗР пред от р ЗР гинейдж |
ЗР прародит ЗР родите л ЗР тинейдж ЗР мол взросл |
ЗР построд ЗР прарод |
ЗР прарод ЗР старых |
Основная цель семьи |
Адаптация к жизни брачной пары |
Реорганизация пары вокруг нужд малыша и дошкольника |
Реорганизация семьи к расширению связей детей со школьниками |
Перестрои ка семейных уз на большую свободу и ответственность |
Реорганизация семьи в союз равных |
Реорганизация семьи вокруг забот брачной пары — стратегия отчуждения |
Ослабление связан ности с другими |
Op cit P 447
Схема 4.2.
ФАЗЫ СЕМЕЙНОГО РАЗВИТИЯ МОДАЛЬНОЙ («НЕПОВРЕЖДЕННОЙ») СЕМЬИ И НЕСКОЛЬКИХ ДИВЕРГЕНТНЫХ ТИПОВ, ПО ДАННЫМ РЕПРОДУКТИВНЫХ КОГОРТ ЖЕНЩИН 1900-1949, США (согласно Р. Хиллу и П. Мэттисиху)"
Примечания к схеме 4.2 А — брак, В — первое родительство, ВЬ — деторождение во втором браке, С — развод и фаза родителей-одиночек, D — повторный брак и повторное родительство, Е — дети школьного возраста, F — дети юношеского возраста, G — отделение взрослых детей, Н — постродительство, F.D. — распад семьи, вдовство, развод.
тости информации вообще) — тут сказывается узко при клад ной, либо чиновничий подход, когда теория самого семейного цикла никого не волнует В приведенной таблице определена средняя длительность каждой стадии и указано число взаимных контактов, определяемых не только размером семьи, но и характеристиками межличностных взаимоотношений
Большой интерес вызывает схема модального семейного цикла с указанием отклонений от «неповрежденной» семьи в связи с разводами, бездетностью и повторными браками Такого рода когортный анализ позволяет зафиксировать многообразие семейных изменений, цикличность «семейного развития» Согласно Хиллу и Мэттисиху, семейное развитие есть процесс структурной дифференциации и трансформации, осуществляющийся в ходе всей истории семьи и относящийся к активному основанию или избирательному отвержению ролей, порождаемых семейными позициями в зависимости от успеха реагирования на функциональные требования системы семьи и от адаптации к жизненным стрессам, вызываемым семейной цикличностью. В этой дефиниции подчеркивается, во-первых, организационная, интеракционная суть семейного развития, во-вторых, связанность всех проявлений семейного поведения через семейную карьеру или историю, в-третьих, указаны источники семейных изменений: функциональные требования системы (задачи семейного развития) и цикличность жизненных стрессов27
Следует пояснить, что организационные свойства семейного развития — это способность семьи как системы дифференцировать свою структуру с течением времени в связи с возникающими ролями и изменениями потребностей семьи на каждой стадии. Три элемента семейной организации появляются или исчезают в ходе осуществления семейной истории или карьеры, люди, роли и паттерны (образцы) организации или взаимодействия. Образцы взаимодействия семейного цикла лучше именовать образцами трансактного (переходного от стадии к стадии) изменения, так как они воплощают в себе ту или иную приспособленность, готовность к изменениям в связи с требованиями семейных членов и общества, но в строгом соответствии с имеющимися у семьи ресурсами на каждой стадии никла.
Op. ci( P 442
163
Задачи семейного развития как первый источник смены стадий включают в себя задачи, связанные с физическим и моральным сохранением, социализацией, социальным контролем, а также с появлением или выбытием членов семьи. Второй источник — это преодоление стрессов, неизбежно возникающих при осуществлении цикла, это кризисы семейного развития в точках перехода, смены стадий, требующие перегруппировки семейных ресурсов, активизации действий семьи как целого. Стрессовое событие снижает уровень достигнутой устойчивости семьи и восстановление этой стабильности за счет внутрисемейных трансформаций наличных ресурсов. Трансактные стрессы сопряжены с тремя исходами: с возвращением на прежний уровень устойчивости, с переходом на более высокий или пониженный уровень стабильности. Социолог Рона Раппопорт еще в 1963 г. ввела понятие «нормально-критических переходов», когда семейный цикл развертывается через последовательность кризисных событий вхождения в брак, первого родительства, депарентализации (прекращения родительства), отделения детей, отчуждения стареющих родителей, их отстраненности и распада семьи.
Именно рост стрессогенности в связи с этими семейными событиями на фоне других, менее напряженных оказывается дополнительным, если не основным аргументом придания этим событиям статуса пограничных, маргинальных между соседними стадиями цикла. Конечно, с точки зрения семейного стресса подобных событий можно выделить больше и сам выбор этих «болевых» точек вызывает сомнения. Например, почему выделяется только первое родительство, а не второе, третье — не совсем ясно, хотя, что подразумевается при этом, понятно (как в одном бытовом анекдоте из семейной жизни: когда первенец проглотил вишневую косточку, родители бросились в больницу промывать ему желудок, а когда второй чуть не подавился, они даже не обратили внимания на это). Однако вышеназванный перечень кризисных событий в основном совпадает с теми, что отделяют одни стадии от других. Вместе с тем в пределах отдельной стадии возможен целый ряд стрессовых ситуаций. Ниже приводится их список, полученный в одном из исследований, и студентам предлагается в порядке практического задания определить стрессы, относящиеся к семье, и сгруппировать их по стадиям цикла.
ПРАКТИКУМ. Шкала уровня социальной реадаптации (стрессовые ситуации даны в соответствии со средней оценкой по опросу Холмса и Рейх-1967)28.
!S Holmes Т. & Rahe R. The social readjustment rating scale // Journal of Psychosomatic Medicine Vol 11 1967
164
Смерть супруга (и) 100
Развод 73
Разъезд супругов 65
Уголовное дело, приговор суда 63
Смерть близкого родственника 63
Травма или болезнь 53
Замужество, женитьба 50
Увольнение с работы 47
Примирение в браке 45
Уход на пенсию 45
Ухудшение здоровья кого-то из близких ... 44
Беременность 40
Сексуальные проблемы 39
Прибавление в семье 39
Приспособление к новым условиям бизнеса 39
Изменение материального положения .... 38
Смерть близкого друга (подруги) 37
Переход на другую работу 36
Семейные ссоры стали чаще (реже) 36
Займ или кредит свыше 10 000$ 31
Приближение срока закладной 30
Агрессия 30
Длительная болезнь родственника 30
Наркомания или СПИД в семье 30
Изменение обязанностей на работе 29
Сын или дочь покидают семью 29
Ссоры с родственниками мужа/жены 29
Выдающийся личный успех 28
Супруг начинает/бросает работать 26
Начало/окончание обучения 26
Изменение условий проживания 25
Изменение личных привычек 24
Неприятности с начальством 23
Изменение распорядка и условий работы . . 20
Перемена места жительства 20
Смена учебного заведения 20
Изменение привычных условий отдыха .... 19
Перемены в религиозной активности 19
Перемены в социальной активности 18
Займ или кредит менее 10 000 $ 17
Изменение режима сна 16
Семейные праздники стали чаще/реже .... 15
165
Изменение режима питания 15
Отпуск и рождественские праздники 13 и 12
Незначительные нарушения закона И
Примечание. Русский перевод дан по: Психодрама — вдохновение и
техника. Под ред. П Холмса и М. Карп М , 1997. С. 223—224.
Теория семейного стресса, интенсивно разрабатываемая в настоящее время, не только имела психофизиологические корни, но была также продиктована необходимостью соединить внешние воздействия среды на семью с ее внутренними импульсами семейной динамики. В теории АВС-Х семейного кризиса Р. Хилл осуществил применительно к семейному циклу подобное соединение внешних и внутренних влияний Теория АВС-Х хорошо описывает возможности семьи по приспособлению к стрессовым ситуациям, поэтому она часто используется как фундамент практической социальной работы с семьями.
Так, Барнхилл и Лонго пришли к выводу, что семьи, нуждающиеся в социальной поддержке, как правило, являются теми, кто задержался на старых паттернах адаптации к стрессам, кто не смог выработать новых средств нейтрализации стрессов на новой стадии цикла'*. Поэтому смысл семейной терапии в активизации потенциала семьи по выработке адекватных средств купирования новых стрессов, а не в поиске индивидуальных особенностей членов семьи, способствующих семейной напряженности Циклическое (или стадиальное) мышление применительно к семейной терапии позволяет утверждать, что присущее людям свойство воспринимать все внешние обстоятельства сквозь призму межличностных чувств, и значит, сквозь призму эмоциональной напряженности — не вечный атрибут общения Теория семейного цикла прогнозирует неизбежность стрессов как нормального проявления смены стадий и тем самым указывает на истинную причину семейных конфликтов
Большинство семей само может справиться с кризисами стадий или со стрессами цикла, а остальным, действительно, нужна помощь Причем терапия во главу угла ставит семью в целом, а не отдельного члена семьи. Многие клиницисты, не учитывающие перспективу семейного цикла, ориентируют свою практику на психотерапию индивида, а если и прибегают к групповой психотерапии, то лишь как к приему воздействия на поведение индивида.
Вместе с тем практика социальной работы с семьями алкоголиков, например, показывает, что циклический подход здесь наиболее перс-
23 Mattessich Р & Hill R Op cit 440,455 В теории АВС-Х стресса А есть стрессовое событие, В — ресурсы семьи в момент стресса, т. е выхода семейной системы из состояния равновесия, С — восприятие, определение стрессовой ситуации членами семьи, X — уровень стресса или семейного кризиса
166
пективен. Хронический алкоголизм сам по себе развивается по стадиям, продолжителен и, накладываясь на семейный цикл, тормозит ето нормальный ход, возвращая семью к уже пройденным этапам. Даже успешное излечение алкоголика — члена семьи, не связанное с терапией, избавляющей семью от задержки, «зацикливания» на предшествующей стадии, может вернуть бывшего алкоголика в семью, где все паттерны семейного общения остались прежними — ориентированными на актуальный алкоголизм, и потому эта инерция семейного поведения начнет, как это ни парадоксально, превращать «закодированного» пациента вновь в «алкаша». Этот пример позволяет увидеть, что методология циклического подхода к семье предполагает и адекватный метод исследования — лонгитюдный анализ (в демографической статистике это продольный анализ, тогда как поперечный анализ фиксирует на момент исследования структуру и статику изучаемого явления). В чистом виде лонгитюдный метод применяется к изучению семейного развития или семейной истории крайне редко, так как требует сбора данных об одних и тех же семьях на протяжении многих лет, что крайне дорого и трудоемко