Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1435

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

Ноэль Э. ук. соч С.

39

века, а также книг по изучению истории поколений с учетом состава семей и их судеб. К сожалению, никто не пытается сравнить жизнен­ные коллизии «одиночек» и семейных людей, линии жизни разных се­мей.

Изучая взаимообусловленность динамики и структуры семьи и одновременно внеинструментальные, социально-символические аспек­ты семейного поведения, можно добиться сбалансированного сочета­ния количественных и качественных методов исследования. Такое сочетание возможно, хотя анализ семейного символизма в большей мере окажется качественным, тогда как изучение семейной циклич­ности — количественным. Наметившееся в последние годы возрожде­ние качественных методов социологических исследований не следует рассматривать с точки зрения их противопоставления количественным вообще. Надо лишь учесть тот бум опросов населения (в связи с изби­рательными кампаниями и увлечением маркетингом), который реду­цирует социологию до «вопросомании», а социолога сводит к «анкет­чику», к учетчику мнений «обо всем».

Именно этот «коленный рефлекс» социолога — профессионально­го «задавателя» вопросов — часто вызывает нарекания, а не якобы «ус­талость» от оперирования статистическими данными и обобщениями. Нужно не усиление внимания к микроскопическому, к уникальном), к отдельным «деревьям», из-за которых всегда «леса» не видно, а уве­личение числа индивидуально-монографических исследований и мето­дов наблюдения. Эти трудоемкие виды качественного анализа возрож­даются как реакция на засилье массовых выборочных опросов, как желание дополнить упрощенно-схематическое представление об ин­дивидуальном чем-то живым и полнокровным. По-видимому, за раз­говорами о ценности качественных методов стоит именно это обсто­ятельство. Потребность в адекватном объяснении социума через до­полнение знаний о технологии социальных действий сведениями, рас­ширяющими понимание всех значений жизненных обстоятельств, от­носящихся к результатам или последствиям действий, стремление к полнокровному объяснению явлений движут, в конечном счете, сто­ронниками качественных методов.


1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

В социологии нет никакой «количественной» парадигмы и, следо­вательно, не может быть перехода к «качественной», о чем говорят некоторые ученые. Научное развитие идет не по пути количественно-

40

го накопления данных и затем постепенного обобщения их в теории. Теория всегда задавала тон в социологии, и задача исследователя зак­лючалась в операционализации основных тезисов и терминов, т. е. в переводе теоретических положений и гипотез на язык измерительных средств31. Конечно, предпринимались попытки исследований «наобум», без опоры на какую-либо теорию ввиду отсутствия таковой, но в по­добном случае колоссально возрастала роль обиходных концепций, имплицитного использования при разработке инструментария обще­житейских интерпретаций изучаемого феномена.

Как бы ни была развита социальная статистика, ее данных всегда недостаточно для анализа социологических явлений. Отдельные отрас­ли социологии могут отличаться друг от друга объемом статистичес­ких показателей (особенно повезло тут демографии, меньше — социо­логии семьи), но выявление побуждений к каким-то социальным дей­ствиям, как правило, не подлежит статистическому учету. Социологам приходится самим создавать собственную статистику, но ограничен­ную размером выборочной совокупности респондентов или какого-то массива документов. Измерение ценностных ориентации, установок и мотивов не имеет численно определяемых признаков и поэтому отно­сится к измерению такого качества, которое, в отличие от событий и фактов, не характеризуется количественной определенностью.

Основная трудность для социолога заключается в необходимости каждый раз заново при операционализации теоретических терминов придумывать индексы, позволяющие осуществлять количественные манипуляции. Опасность операционализации в том, что разрабатывае­мые операции по приспособлению исследуемого «качества» к индек­сированию могут увести от измерения требуемого объекта и привести к измерению какого-то другого, но выдаваемого за искомый. «На этом пути, — отмечает Г. М. Андреева, — легко отвлечься от содержатель­ного анализа, предлагаемого социологической теорией, так что итог окажется неудовлетворительным и филигранная техника математичес­кого аппарата придет в противоречие с произвольно интерпретирован­ными переменными»32.


Разителен контраст между шлифовкой социологических инструмен­тов и пренебрежением теорией. Иногда складывается впечатление, что поглощенность техникой исследований, успех при разработке все бо­лее изощренных методик служит как бы доказательством профессио-

31 См ; Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г М Андреевой МГУ. 1972. С. 4-55: Куприян А. Л. Методологичес­ кие проблемы социального эксперимента. МГУ. 1971 С. 6-12; Ядов В А. Социологическое исследование. Самарский ун-т. 1995. С. 20—79.

32 Андреева Г. М. ук. соч. С. 16.

41

нализма, но, увы, ложного, понимаемого лишь как получение «права на выдумку» любых истолкований социологического содержания изу­чаемых явлений. Разумеется, многозначность социальных феноменов ведет к плюрализму концепций, а сложность верифицируемое™ (про­веряемости) их якобы оправдывает обособленное существование са­мих по себе социальных явлений и теорий их развития. Действитель­но, социологу легче добиться признания среди специалистов благода­ря успехам в методике, чем в теории, — в первом случае есть критерии оценок, есть «твердая почва» под ногами, а не «трясина» гипотетичес­ких построений. Во всяком случае, по отношению к собственным те­ориям не наблюдается такой же требовательности к деталям, что и при разработке технических приемов.

В социологии и демографии семьи тщательность и скрупулезность в отладке даже мельчайших деталей инструментария соседствуют па­радоксальным образом не просто с невниманием к теоретическому аппарату, а с игнорированием критического подхода к процедуре на­учного анализа. В этом следует видеть опять же влияние личной се­мейной жизни ученых, представляющих, как правило, средние классы общества. Бытующие в этой среде трактовки обыденных семейных действий с необычной легкостью становятся постулатами теорий, при­обретающих попутно концептуально-технологическое «оперение». Поэтому должна всячески приветствоваться любая попытка привлечь внимание к процессу выработки содержательных выводов, к необхо­димости совершенствования всех узлов и звеньев познавательного ме­ханизма, к строгому соблюдению правил построения теории,

С этой точки зрения трудно недооценить имеющиеся в отечествен­ной науке единичные работы подобного типа. К ним относится заме­чательная книга М. С. Мацковского по проблемам систематизации переменных, соотнесения теоретического и эмпирического уровней при развертывании социологического объяснения в рамках специальных теорий брака и семьи, но, к сожалению, она оказалась не востребо­ванной в атмосфере попустительства «ползучему эмпиризму». В демог­рафии такая же судьба постигла фундаментальную работу В. А. Бори­сова «Перспективы рождаемости», где автор проявляет обостренный интерес к языку междисциплинарного исследования, к концептуаль­ному аппарату, способному продуцировать социолого-демографичес-кие объяснения обратных корреляций между условиями жизни и чис­лом рождений в семьях33.


33 Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методоло­гии и методики. М.. 1989, Борисов В А Перспективы рождаемости. М 1976.

42

В зарубежной социологии семьи, прежде всего в американской, с конца 50-х годов благодаря усилиям крупнейших социологов Р. Хилла и У. Гуда началась систематическая разработка теории. Более того, под влиянием идей Г. Зеттерберга по конструированию теорий34 в социоло­гии семьи сформировалось целое направление, возглавляемое Р. Хил­лом, а И. Най совместно со своими учениками применил технику кон­струирования теории в трех областях социологии семьи: в объяснении ранних браков, семейной стабильности, размера и численности семьи 35.

Наметившаяся тенденция к тщательному продумыванию терми­нологического аппарата и концептуальных связок, к осмыслению про­цедур социологического объяснения не затронула конвенциональных основ семейных теорий. Склонность к объективизму, к инструменталь­но-позитивистскому взгляду на мир семейности не сопровождалась феноменологическим осознанием роли представлений в формирова­нии теорий разводимости, заключения брака, планирования семьи и т п. По свидетельству Д. Томаса и Джин Уилкос — соавторов тысяче­страничной энциклопедии по социологии семьи в США, — «в то время как в философии и социологии науки совершился переворот от объек­тивистского подхода к теории, теория семьи парадоксальным образом продолжала двигаться в противоположном направлении»36.

В 60-е и 70-е годы — время бурного развития социологической гер­меневтики и этнометодологии37, популярности и даже моды на фено­менологическую критику основ традиционной социологии, американ­ские социологи семьи, находившиеся в гуще этого теоретического бума, продолжали с удивительным постоянством держаться подальше от очередного увлечения своих коллег. Для студентов, интересующихся историей социологии, это очень интересная и совершенно неизучен­ная тема.

Единственная работа Р. МакЛайна и А. Вейгерта с призывным заг­лавием «Вперед к феноменологической социологии семьи»38 не нашла

34 Zetterberg H On theory and verification in sociology. N.J , 1965; см. так­ же Хилл Р. Современные теории в исследовании семьи. Социальные иссле­ дования. М , 1970

35 Цит.. Handbook of Marriage and the Family. Sussman M., StemmetzS. N Y.-London, 1987 P. 81.

36 Handbook of Marriage and the Family. P. 88.

37 Герменевтика — искусство интерпретации: этнометодология — страте­ гия изучения привычного, как будто это совершенно чужой, незнакомый мир. Этнометодолог не может уподобляться путешественнику, тычащему пальцем в разные предметы и получающему на вопрос «Что это?» один и тот же ответ, °значаюший на туземном языке «палец».


3S Me La in R. & Weigert A. Toward a Phenomenological Sociology of Family. Contemporary theories about the Family. Vol 2. Ed. W Burr a. o. New York, 1979.

43

отклика в 80-е годы, и только на исходе 90-х гг. можно сказать, что дело сдвинулось с мертвой точки и расцвет анализа истории жизни семей, современного семейного фольклора, разного рода семейных архивов и т, д. предвещает в будущем появление новой фамилистической соци­ологии, не замутненной пятнами домашней премудрости.

Таким образом, микросоциология семьи не редуцируется к коли­чественному подходу, не предлагает лишь описания статистических, документальных данных и объясняет не только «эмпирические фак­ты», полученные в исследованиях, а и соотносит в рамках теории ис­следовательскую информацию с гипотетически-интуитивной. В преде­лах ее предмета нет «низших» или "высших» теорий, нет обобщений сугубо «эмпирических» либо «теоретических», в ней конструируются и средства (инструменты, методы) исследования, и теории исследуе­мых объектов.

Внимание к процедурам конструирования познавательных средств и объяснительных приемов позволяет произвести «очищение» концеп­туального аппарата от всего наносного, предвзятого, обиходного. Если измеряемые признаки фамилистических явлений образуются в ходе операционализации терминов, то ступени объяснения семейных явле­ний соответствуют уровню объекта изучения. Одно дело — объясне­ние внутрисемейных взаимоотношений, ведущих к устойчивости или распаду семьи, и другое дело — объяснение роста разводимости, вклю­чающее внутрисемейную дезорганизацию как звено в цепи объяснений, учитывающих рост профессиональной занятости женщин, изменение жилищного законодательства и другие обстоятельства.

Микромир семьи специфичен, обладает параметрами, которые неуместны или незначимы в макромире социальных институтов. Час­тный мир семьи, становящийся доступным, увы, взглядам посторон­них, особенно представителей разного рода служб и организаций, т. е. делающийся все менее приватным, все более открытым внешнему миру, нуждается в своего рода приватизации, если не желает раство­риться вовне. Именно это качество внутрисемейных отношений, на­зываемое иногда «интимностью»39, и характеризует специфику объек­та микросоциологии семьи, той его части, которая больше относится не к инструментальным аспектам, а к социально-символическим зна­чениям семейности.

Микромир семьи основан на непосредственных контактах, в каж­дой ситуации наблюдается уникальное своеобразие участников. Мир близких людей построен на первичности отношений в отличие от кон-