Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

Таблица 5.10.

РАЗЛИЧИЕ ЦЕННОСТЕЙ В СПЛОЧЕННЫХ И КОНФЛИКТНЫХ СЕМЬЯХ (по данным исследования «Москва-78»)

Сплоченные семьи

Конфликтные семьи

1 Рождение и воспитание детей

0,09

1 Своболное время

0,28

2. Достаток

0,15

2 Достаток

0,36

3. Образование

0,20

3 Образование

0,40

4. Свободное время

0.29

4. Рождение и воспи-

тание детей

0,44

5. Отдых

0,31

5 Работа

0,46

6. Работа

0,33

6. Отдых

0.50

308

При установлении ориентации родителей на воспитание детей воз­можно дальнейшее изучение содержательных характеристик социали-зационного поведения. Во многих социологических исследованиях наблюдаются отдельные измерения элементов диспозиционной систе­мы, но нет фокусирования всей стратегии исследования (а значит, методик и технологий измерения) на соотношении между потребнос­тями, целями и результатами воспитания.

Какие из элементов диспозиций поседения изучаются больше все­го? В блоке изучения потребностей чаще встречаются попытки оце­нить поведенческие модели «хорошего отца (матери)» с точки зре­ния самих родителей (крайне мало исследований с точки зрения де­тей и подростков). Также мало исследований модели «хорошего сына (дочери)», причем в основном они касаются репродуктивной стадии семейного цикла, а не его завершающих стадий, когда можно было бы определить удовлетворенность родителей итогами своей социа-лизационной деятельности. Блок результатов воспитания так же, как и блок ситуаций социализации, в большей мере представлен иссле­дованиями девиантного, неблагополучного и лаже криминального поведения, чем нормы. Различие исследований социализации как раз проводится именно по различиям семейных ситуаций в этом отно­шении, поэтому разброс научных интересов здесь широк. Однако изучение линий воспитательного поведения по стадиям семейного цикла под воздействием того или иного определения ситуаций, со­ответствия итогов социализации поставленным целям фактически не проводится. Какова роль непосредственных контактов родителей и детей при этом, каково значение разлук и вообще депривации роди­телей и детей, насколько сильно воздействие на эти процессы вне-семейных ориентации и внесемейного поведения родителей — все это еще долго предстоит выяснять. В этом смысле впереди непоча­тый край работы. Завершая раздел методологии и методов изучения социализации, хотелось бы привлечь внимание к необходимости тщательной подготовки инструментария в исследовании наиболее интимных моментов родительского поведения. Следующий пример касается сложности разработки методик по выявлению отношения окружающих к приемным родителям, оказавшимся в маргинальной ситуации, в положении социального меньшинства и потому сталки­вающихся постоянно с обиходными предубеждениями и стереоти­пами.


Когда американские социологи Кирк и Фейт проводили исследо­вание отношения к семьям с приемными детьми, они первоначаль­но вопрос о возможных недоброжелательных замечаниях со сторо­ны окружающих поставили в прямой форме. На него утвердительно

309

ответила только шестая часть опрошенных, и это заставило социо­логов переформулировать вопрос, специально сконструировать целый ряд конкретных ситуаций общения, в которых могут оказаться при­емные родители и дети. Вот первоначальная формулировка: «Делал ли кто-нибудь когда-либо недружелюбные замечания или неприят­ные и причиняющие беспокойство ребенку поступки именно пото­му, что они знали, что ребенок приемный?». После пилотажного опроса, обнаружившего неэффективность подобной формулировки, была создана другая процедура, имитирующая возможные ситуации. «Здесь приведен список конкретных ситуаций, в которых могут ока­заться приемные родители и дети. Для каждого высказывания отметь­те, пожалуйста, в соответствующем столбце, случалось ли Вам встре­чаться с чем-либо подобным, и если да, то насколько часто (один раз| редко, часто).

1. Приятель замечает: «Не правда ли, замечательно, что Вы взял! этого ребенка?». 2. Кто-то из гостей, женщин, говорит: «Как Вам по-j везло, что Вы не прошли, как я, через все трудности беременности родов». 3. Друг спрашивает: «Скажи,' ты знаешь что-нибудь о прошло? этого ребенка?». 4. Доброжелатель говорит: «Это же премилый ребЫ нок, а, кроме того, никогда не узнать, каким бы получился Ваш с ственньтй». 5. Вашего ребенка спрашивает его друг по игре: «Ну, а кт< твои настоящие родители?». 6. Вас представляют кому-либо на вече] ре, и хозяйка говориг: «Они не эгоистичны, у них приемный ребенок».^ 7. Друг говорит: « Этот ребенок выглядит так, как будто он Ваш соб­ственный». 8. Кто-то говорит о Вашем приемном ребенке: «Ему по­везло, что Вы ему попали в родители». 9. Сосед замечает: «Как хорошо Вы заботитесь о Вашем ребенке, как настоящая магь». 10. Вы случай­но услышали, как кто-то сказал: «Не прекрасно ли, что он такой хо­роший отец ребенку, который не его собственный». 11. Гость воскли­цает: «Это ведь особый дар —- любить чужого ребенка как своего соб­ственного». 12. Мать приятеля Вашего ребенка: «Трудно представить себе, как управиться с моим Джонни, когда он разбалуется. Я часто удивляюсь, как Вы справляетесь со своим приемным».

ПРАКТИКУМ. Составьте перечень ситуаций по аналогии с выше­приведенными в отношении окружающих к «повторной семье», где оба супруга оказались разведенными и у каждого есть ребенок от пер­вого брака, но в семье, помимо «совместного» ребенка, еще только сын жены. Предварительно проведите пилотажное интервью в не­скольких повторных семьях указанного типа и постарайтесь выяснить часто встречающиеся негативные ситуации.


Проведите в учебных целях опрос среди холостых и семейных (с разным числом детей — О, 1, 2) на основе техники СД. Объекты оце-

310

Таблица 5.11.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (по опросу 1319 двухдетных москвичек)

Само­оценка Я

Величина Д между Я и объектами

Объект опенки

Величина Д между эталоном и объектами оценки

ДЕТИ

Я

2,487

дети

0

дети

Я

2,172

I ребенок

4,483

дети

Я

1,94]

2 детей

0,637

дети

я

1,716

3 детей

2,898

дети

я

1,045

Моя жизнь

1,70)

дети

1 ребенок

3,075

Моя жизнь

1,502

3 детей

Моя жизнь

1,269

2 детей в семье

1,269

Моя

жизнь

Таблица 5.12.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ


(По опросу 31 трехдетной москвички)

Само­оценка Я

Величина Д между Я и объектами

Объект оценки

Величина Д между эталоном и объектами оценки

ДЕТИ

Я

2,300

Дети

0

дети

Я

3,266

1 ребенок

5,368

дети

я

1,687

2 детей

1,021

дети

я

1,385

3 детей

1,524

дети

я

1,686

Отдых

2,975

дети

я

1,368

Свободное время

2,139

дети

я

2.868

Рождение и

2,320

дети

воспитание детей

я

2,382

Достаток

3,855

дети

я

2,272

Образование

2.790

дети

я

2,057

Учеба

3,174

дети

я

0,558

Работа

2,095

дети


311

312

Схема 5.9.

ПРОФИЛИ ЦЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПО ОЦЕНКАМ ДВУХДЕТНЫХ ЖЕНЩИН (1319)

Я И ДЕТИ

нивания надо взять из таблиц 5 11 и 5 126', приведенных выше Следует построить профили объектов Можно добавить новые объекты, раскры­вающие ценность воспитания детей, и ценности, конкурирующие с воспитанием Попробуйте ввести эталонные объекты «хороший ребе­нок» и «плохой ребенок», а также «мать» и «отец» в целях сопоставле­ния с Я По итогам напишите курсовую работу

5.7. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, НОРМ,

ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ, УСТАНОВОК К ЗДОРОВЬЮ

И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ

Сам ос охранительное поведение выражается а системе действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полно­го жизненного пикла, на установку продления срока жизни в преде­лах этого цикла Социологические исследования по данной тематике начались в 80-е годы в рамках кафедры демографии экономического факультета Московского государственного университета имени Ло­моносова (МГУ) Автор данной книги имел к этой работе прямое от­ношение В основу изучения поведения, опосредующего жизнь и смерть, здоровье и продолжительность жизни, была положена кон­цепция диспозиционной регуляции социального поведения В общих чертах казалось ясным, что конечные результаты исследования свя­заны с сохранением здоровья и жизни членов семьи, обусловлены (разумеется, при прочих равных условиях) состоянием семейных от­ношении и спецификой определения ситуации образа жизни Но ос­тавалось совершенно неизвестным, как организовать изучение эле­ментов диспозиционной системы

Медицинские и демографические сведения о структуре заболе­ваний, ведущих к смерти, о выходе на первый план сердечно-сосу­дистых и онкологических «причин» смерти (а также несчастных слу­чаев на транспорте, производстве и т д ) свидетельствовали о росте эндогенных факторов смертности, т е не связанных с внешними факторами., как-то эпидемиями, стихийными бедствиями и война­ми Все это говорило о влиянии внутренних факторов социального поведения на состояние здоровья, на ту или иную степень риска заболеть, особенно в результате поражения сердечно-сосудистой системы Однако врачи, концентрируя внимание на профилактике заболевании, на программах оздоровления населения и пропаганде