ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 1379
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин
1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи
1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов
1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи
2.4. Этнометодология, феноменологическая социология
3.3. Специфика изучения формирования
4.1. Методология изучения стадий семейного цикла
4.2. Неполнота жизненного цикла семьи
4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов
4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)
4.5. Методы генеалогического исследования семьи
5.1. Исследование диспозиций семейного поведения
5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |
5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения
(По опросу 31 трехдетной москвички)
6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье
6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей
6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)
Таблица 5.10.
РАЗЛИЧИЕ ЦЕННОСТЕЙ В СПЛОЧЕННЫХ И КОНФЛИКТНЫХ СЕМЬЯХ (по данным исследования «Москва-78»)
Сплоченные семьи |
Конфликтные семьи |
||
1 Рождение и воспитание детей |
0,09 |
1 Своболное время |
0,28 |
2. Достаток |
0,15 |
2 Достаток |
0,36 |
3. Образование |
0,20 |
3 Образование |
0,40 |
4. Свободное время |
0.29 |
4. Рождение и воспи- |
|
|
|
тание детей |
0,44 |
5. Отдых |
0,31 |
5 Работа |
0,46 |
6. Работа |
0,33 |
6. Отдых |
0.50 |
308
При установлении ориентации родителей на воспитание детей возможно дальнейшее изучение содержательных характеристик социали-зационного поведения. Во многих социологических исследованиях наблюдаются отдельные измерения элементов диспозиционной системы, но нет фокусирования всей стратегии исследования (а значит, методик и технологий измерения) на соотношении между потребностями, целями и результатами воспитания.
Какие из элементов диспозиций поседения изучаются больше всего? В блоке изучения потребностей чаще встречаются попытки оценить поведенческие модели «хорошего отца (матери)» с точки зрения самих родителей (крайне мало исследований с точки зрения детей и подростков). Также мало исследований модели «хорошего сына (дочери)», причем в основном они касаются репродуктивной стадии семейного цикла, а не его завершающих стадий, когда можно было бы определить удовлетворенность родителей итогами своей социа-лизационной деятельности. Блок результатов воспитания так же, как и блок ситуаций социализации, в большей мере представлен исследованиями девиантного, неблагополучного и лаже криминального поведения, чем нормы. Различие исследований социализации как раз проводится именно по различиям семейных ситуаций в этом отношении, поэтому разброс научных интересов здесь широк. Однако изучение линий воспитательного поведения по стадиям семейного цикла под воздействием того или иного определения ситуаций, соответствия итогов социализации поставленным целям фактически не проводится. Какова роль непосредственных контактов родителей и детей при этом, каково значение разлук и вообще депривации родителей и детей, насколько сильно воздействие на эти процессы вне-семейных ориентации и внесемейного поведения родителей — все это еще долго предстоит выяснять. В этом смысле впереди непочатый край работы. Завершая раздел методологии и методов изучения социализации, хотелось бы привлечь внимание к необходимости тщательной подготовки инструментария в исследовании наиболее интимных моментов родительского поведения. Следующий пример касается сложности разработки методик по выявлению отношения окружающих к приемным родителям, оказавшимся в маргинальной ситуации, в положении социального меньшинства и потому сталкивающихся постоянно с обиходными предубеждениями и стереотипами.
Когда американские социологи Кирк и Фейт проводили исследование отношения к семьям с приемными детьми, они первоначально вопрос о возможных недоброжелательных замечаниях со стороны окружающих поставили в прямой форме. На него утвердительно
309
ответила только шестая часть опрошенных, и это заставило социологов переформулировать вопрос, специально сконструировать целый ряд конкретных ситуаций общения, в которых могут оказаться приемные родители и дети. Вот первоначальная формулировка: «Делал ли кто-нибудь когда-либо недружелюбные замечания или неприятные и причиняющие беспокойство ребенку поступки именно потому, что они знали, что ребенок приемный?». После пилотажного опроса, обнаружившего неэффективность подобной формулировки, была создана другая процедура, имитирующая возможные ситуации. «Здесь приведен список конкретных ситуаций, в которых могут оказаться приемные родители и дети. Для каждого высказывания отметьте, пожалуйста, в соответствующем столбце, случалось ли Вам встречаться с чем-либо подобным, и если да, то насколько часто (один раз| редко, часто).
1. Приятель замечает: «Не правда ли, замечательно, что Вы взял! этого ребенка?». 2. Кто-то из гостей, женщин, говорит: «Как Вам по-j везло, что Вы не прошли, как я, через все трудности беременности родов». 3. Друг спрашивает: «Скажи,' ты знаешь что-нибудь о прошло? этого ребенка?». 4. Доброжелатель говорит: «Это же премилый ребЫ нок, а, кроме того, никогда не узнать, каким бы получился Ваш с ственньтй». 5. Вашего ребенка спрашивает его друг по игре: «Ну, а кт< твои настоящие родители?». 6. Вас представляют кому-либо на вече] ре, и хозяйка говориг: «Они не эгоистичны, у них приемный ребенок».^ 7. Друг говорит: « Этот ребенок выглядит так, как будто он Ваш собственный». 8. Кто-то говорит о Вашем приемном ребенке: «Ему повезло, что Вы ему попали в родители». 9. Сосед замечает: «Как хорошо Вы заботитесь о Вашем ребенке, как настоящая магь». 10. Вы случайно услышали, как кто-то сказал: «Не прекрасно ли, что он такой хороший отец ребенку, который не его собственный». 11. Гость восклицает: «Это ведь особый дар —- любить чужого ребенка как своего собственного». 12. Мать приятеля Вашего ребенка: «Трудно представить себе, как управиться с моим Джонни, когда он разбалуется. Я часто удивляюсь, как Вы справляетесь со своим приемным».
ПРАКТИКУМ. Составьте перечень ситуаций по аналогии с вышеприведенными в отношении окружающих к «повторной семье», где оба супруга оказались разведенными и у каждого есть ребенок от первого брака, но в семье, помимо «совместного» ребенка, еще только сын жены. Предварительно проведите пилотажное интервью в нескольких повторных семьях указанного типа и постарайтесь выяснить часто встречающиеся негативные ситуации.
Проведите в учебных целях опрос среди холостых и семейных (с разным числом детей — О, 1, 2) на основе техники СД. Объекты оце-
310
Таблица 5.11.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (по опросу 1319 двухдетных москвичек)
Самооценка Я |
Величина Д между Я и объектами |
Объект опенки |
Величина Д между эталоном и объектами оценки |
ДЕТИ |
Я |
2,487 |
дети |
0 |
дети |
Я |
2,172 |
I ребенок |
4,483 |
дети |
Я |
1,94] |
2 детей |
0,637 |
дети |
я |
1,716 |
3 детей |
2,898 |
дети |
я |
1,045 |
Моя жизнь |
1,70) |
дети |
1 ребенок |
3,075 |
Моя жизнь |
1,502 |
3 детей |
Моя жизнь |
1,269 |
2 детей в семье |
1,269 |
Моя |
|
|
|
|
жизнь |
Таблица 5.12.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
(По опросу 31 трехдетной москвички)
Самооценка Я |
Величина Д между Я и объектами |
Объект оценки |
Величина Д между эталоном и объектами оценки |
ДЕТИ |
Я |
2,300 |
Дети |
0 |
дети |
Я |
3,266 |
1 ребенок |
5,368 |
дети |
я |
1,687 |
2 детей |
1,021 |
дети |
я |
1,385 |
3 детей |
1,524 |
дети |
я |
1,686 |
Отдых |
2,975 |
дети |
я |
1,368 |
Свободное время |
2,139 |
дети |
я |
2.868 |
Рождение и |
2,320 |
дети |
|
|
воспитание детей |
|
|
я |
2,382 |
Достаток |
3,855 |
дети |
я |
2,272 |
Образование |
2.790 |
дети |
я |
2,057 |
Учеба |
3,174 |
дети |
я |
0,558 |
Работа |
2,095 |
дети |
311
Схема 5.9.
ПРОФИЛИ ЦЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПО ОЦЕНКАМ ДВУХДЕТНЫХ ЖЕНЩИН (1319)
Я И ДЕТИ
нивания надо взять из таблиц 5 11 и 5 126', приведенных выше Следует построить профили объектов Можно добавить новые объекты, раскрывающие ценность воспитания детей, и ценности, конкурирующие с воспитанием Попробуйте ввести эталонные объекты «хороший ребенок» и «плохой ребенок», а также «мать» и «отец» в целях сопоставления с Я По итогам напишите курсовую работу
5.7. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, НОРМ,
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ, УСТАНОВОК К ЗДОРОВЬЮ
И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ
Сам ос охранительное поведение выражается а системе действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного пикла, на установку продления срока жизни в пределах этого цикла Социологические исследования по данной тематике начались в 80-е годы в рамках кафедры демографии экономического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова (МГУ) Автор данной книги имел к этой работе прямое отношение В основу изучения поведения, опосредующего жизнь и смерть, здоровье и продолжительность жизни, была положена концепция диспозиционной регуляции социального поведения В общих чертах казалось ясным, что конечные результаты исследования связаны с сохранением здоровья и жизни членов семьи, обусловлены (разумеется, при прочих равных условиях) состоянием семейных отношении и спецификой определения ситуации образа жизни Но оставалось совершенно неизвестным, как организовать изучение элементов диспозиционной системы
Медицинские и демографические сведения о структуре заболеваний, ведущих к смерти, о выходе на первый план сердечно-сосудистых и онкологических «причин» смерти (а также несчастных случаев на транспорте, производстве и т д ) свидетельствовали о росте эндогенных факторов смертности, т е не связанных с внешними факторами., как-то эпидемиями, стихийными бедствиями и войнами Все это говорило о влиянии внутренних факторов социального поведения на состояние здоровья, на ту или иную степень риска заболеть, особенно в результате поражения сердечно-сосудистой системы Однако врачи, концентрируя внимание на профилактике заболевании, на программах оздоровления населения и пропаганде