Файл: Возрастная психология 2 ПП. Содержание курса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2020

Просмотров: 805

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Охарактеризовать формы общения в дошкольном возрасте (2, с. 77 - 98). Переписать таблицу: «Развитие общения дошкольника со взрослыми» (2, с. 79 -80), дополнить характеристикой общения с взрослым в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах.

  2. По аналогии составить таблицу «Развитие форм общения с сверстниками».

Литература:

основная

  1. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Избранные психологические труды – М.,1997.

  2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.,1986.

  3. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 1995.

  4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 125 – 146.

дополнительная:

  1. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб.,2003. –с. 22 – 23.


Семинар № 9

Тема: проблема движущих сил психического развития в отечественной психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Обучение как движущая сила психического развития в теории Л.С. Выготского. Критика зарубежных теорий обучения, развивающее обучение, понятие «зоны ближайшего развития».

2. Развитие идей Л.С. Выготского о развивающем обучении в отечественной психологии. Теории развивающего обучения Л.В. Занкова и В.В. Давыдова.

3. Деятельность как движущая сила психического развития. Понятие деятельности и ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев).

Задания:

  1. Охарактеризовать подходы к проблеме соотношения обучения и развития (5).

  2. Обосновать положение Л.С. Выготского о роли обучения в психическом развитии, понятия зоны ближайшего развития, развивающего обучения, типы обучения (4, с. 183 – 186; 6).

  3. Выявить особенности развивающего обучения, отличия теорий развивающего обучения Л.В. Занкова и В.В. Давыдова (1, с.296 301; 2, с. 21 – 26).

  4. Выписать понятие деятельность, ее структура, ведущая деятельность и характеристики ведущей деятельности (3, с. 20 – 27).

Литература:

основная

  1. Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 – 1980гг. / Под ред.И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.

  2. Занков Л.В. Обучение и развитие // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред.И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.

  3. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.,1996.

  4. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.

дополнительная

  1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987 – с. 377 – 382.

  2. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.


Семинар № 10

Тема: проблема периодизации психического развития в отечественной психологии

1. Критика подходов к проблеме периодизации психического развития в зарубежной психологии.

2. Понятие «возраста» и критерии периодизации в теории Л.С. Выготского. Понятие структура возраста, ее характеристики. Стабильные и критические возрасты.


3. Деятельность как критерий периодизации психического развития. Закон чередования ведущих типов деятельности Д.Б. Эльконина, типы кризисов, эпохи и стадии детства.

Задания:

  1. Определить различия функциональной и генетической периодизаций (2, с. 331).

  2. Выписать критерии периодизаций психического развития в зарубежной психологии и теории Л.С. Выготского (3).

  3. Выписать понятия возраста, социальной ситуации развития, новообразований, особенностей кризисов (1, с.4 – 20).

  1. Определить типы и виды ведущих деятельностей на разных стадиях онтогенеза (4, с. 169-176).

  2. Выявить отличия культурно-исторического и зарубежных подходов к проблеме психического развития. Заполнить таблицу (3, с. 177 – 192).

Психологи

Ход развития

Условия

Источники

Форма развития

Специфика развития

Движущие силы развития








Литература:

основная:

  1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.,1996.

  2. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

  3. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.

  4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.,1994. с.169 –176

дополнительная

  1. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003. с. 56 57.

  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004.с. 147 – 153.



Вопросы к зачету

Возрастная психология

Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 3 семестр,

Преп: Т.Е. Чернокова. С.В. Чечуева

  1. Возрастная психология как наука. Понятие психического развития, возраста. Структура психологического возраста. Закономерности психического развития. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Связь с другими науками.

  2. Разделы возрастной психологии. Их разработанность и значение. Исторический анализ понятий: детства, зрелости, старости. Парадоксы детства. Характеристика детства как социокультурного феномена.

  3. Понятия: методология, метод, стратегия. Стратегии исследования в возрастной психологии (Д.Б. Эльконин).

  4. Классификация методов возрастной психологии по Б.Г.Ананьеву. Характеристика групп методов.

  5. Биогенетический подход в детской психологии (Ст. Холл, Э. Мейман, К.Бюлер, П.П. Блонский).

  6. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии (наследственности и среды) В. Штерна. Реализация факторного подхода в психологических теориях 20 в.

  7. Концепции научения в бихевиоризме (Дж. Уотсон, Б. Скиннер). Виды научения.

  8. Концепции научения в необихевиоризме (А.Бандура, Сирс, Миллер…).

  9. Психоаналитические теории развития ребенка. Структурная концепция личности 3. Фрейда. Этапы психического развития.

  10. Механизмы психического развития в концепции А. Адлера. Проблемы психического развития в неопсихоанализе (А.Фрейд, К. Хорни…). Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

  11. Учение Ж. Пиаже о развитии интеллекта. Закономерности развития интеллекта. Качественное своеобразие детского мышления. Понятие эгоцентризма. Пути его преодоления.

  12. Стадии интеллектуального развития Ж. Пиаже.

  13. Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского. Предмет и метод исследования. Понятие высших психических функций, закон их развития. Учение о системном строении сознания. Линии развития сознания.

  14. Понятие об условиях психического развития в зарубежной и отечественной психологии. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка. Общение как условие психического развития ребенка (Л.С. Выготский, М.И Лисина).

  15. Развитие общения со взрослыми и сверстниками в онтогенезе (работы М.И Лисиной). Значение, характеристика форм общения.

  16. Проблема обучения и развития в зарубежной и отечественной психологии. Концепция развивающего обучения Л.С. Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.

  17. Развитие идей Л.С. Выготского о развивающем обучении в работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

  18. Деятельность как движущая сила психического развития. Понятие деятельности и ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Закон чередования ведущих типов деятельности.

  19. Проблема периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии. Критерии периодизаций, их достоинства и недостатки.

  20. Особенности периодизации психического развития Л.С. Выготского - Д.Б. Эльконина: понятия «возраста», «социальной ситуации развития», «возрастных новообразований», стабильные и критические возраста. Д. Б. Эльконин: ведущая деятельность как критерий периодизации. Эпохи и стадии психического развития.


Самостоятельная работа студентов
График контроля самостоятельной работы

Возрастная психология

Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 4семестр

преподаватели Чернокова Т.Е., Чечуева С.В.

Объем самостоятельной работы:

общее количество часов в 4 семестре: 78 часов

из них на подготовку к семинарам и лабораторным работам: 30 ч.

на самостоятельное изучение вопросов: 48 ч.

Тема

часов

Форма контроля

Срок

исп-я

5

Психология младенца

4

Проверка конспектов

март

6

Психология ребенка раннего возраста

2

Проверка конспектов

март

7

Психология ребенка дошкольного возраста

4

Проверка конспектов

март

8

Младший школьный возраст

6

Проверка конспектов. Собеседования

апрель

9

Подростковый возраст

10

Проверка конспектов. Тест. Собеседования

апрель

10

Юношеский возраст

6

Проверка конспектов. Тест. Собеседования

апрель

11

Психология зрелых возрастов

4

Проверка конспектов

май

12

Психология старости

4

Проверка конспектов

май

Задания по самостоятельной работе

Тема

Задание

лит-ра


5

Психология младенца

1. Выписать безусловные и ранние условные рефлексы,

2. Выписать условия формирования потребности в общении, особенности манипулятивной деятельности и условия ее формирования;

3. Составить таблицу: «Развитие сенсорных процессов в младенчестве»

Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2003

Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 170 – 173


6

Психология ребенка раннего возраста

1. Выписать особенности игровой, бытовой, изобразительной деятельности, в раннем возрасте;

2. Выписать особенности развития познавательных функций, речи, воли и произвольности в раннем возрасте

Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 188 – 193

7

Психология ребенка дошкольного возраста

1. Выписать виды деятельности дошкольника, их особенности и значение для развития личности ребенка;

2. Выписать особенности развития психических функций в дошкольном возрасте

Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 210 – 220

8

Младший школьный возраст

1. Выписать особенности игровой, трудовой, изобразительной деятельности в мл шк возрасте;

2. Выписать особенности развития психических функций в младшем школьном возрасте

Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 225 – 238

9, 10

Подростковый и юношеский возраст

1. Изучить монографию И.С. Кона;

2. Охарактеризовать основные теории отрочества в психологии

3. Выписать особенности учебной деятельности в подростковом и юношеском возрасте и факторы, влияющие на их успеваемость;

4. Выписать особенности развития психических функций в подростковом и юношеском возрасте;

5. Выписать виды акцентуаций характера и девиантного поведения подростковом возрасте;

Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004.

6. Найти в художественной литературе психологический портрет подростка с целью определения не приходящих, существенных характеристик возраста и исторически обусловленных особенностей;

7. Дать характеристику неформальных молодежных объединений


11

Психология зрелых возрастов

1. Выписать факторы, влияющие на успешность освоения социальный ролей в молодости

Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М. , 1997.

2. Выписать особенности развития психических функций в зрелости, охарактеризовать возможности обучения и творческих достижений в зрелых возрастах

Гамезо М.В. и др. Возрастная психология. – М., 1999. - с. 27 -30

3. Найти в художественной литературе примеры, иллюстрирующие проблемы зрелых возрастов


12

Психология старости

1. Выписать индивидуальные варианты старения;

2. Выписать особенности развития психических функций в старости, охарактеризовать возможности трудовой деятельности и творческих достижений

Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999. - с. 52-57, 67-72

3. Найти в художественной литературе примеры, иллюстрирующие проблемы геронтогенеза или типы старости