Файл: Возрастная психология 2 ПП. Содержание курса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2020

Просмотров: 839

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План семинарских занятий

Возрастная психология

Факультет ПП, отделение ПП 2 курс, 4 семестр,

Преп: Т.Е. Чернокова, С.В. Чечуева

Семинар № 1

Тема: психология младенческого возраста

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика социальной ситуации развития младенца.

2. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность младенца.

3. Характеристика кризиса новорождённости. Формирование потребности в общении. Улыбка как новообразование новорожденности.

4. Микропериоды младенческого возраста:

5. Основные новообразования младенчества. Кризис первого года жизни.

Задания:

  1. Составить схему: «Социальная ситуация развития младенца» (2. – с. 200).

  2. Определить содержание и опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что непосредственно-эмоциональное общение является ведущей деятельностью младенца:

-соответствует месту ребенка в системе общественных отношений и его потребностям;

-в ней формируются предпосылки будущей ведущей деятельности;

-в ней развиваются частные психические процессы;

-в ней формируются основные личностные новообразования (2. – с. 201 – 206).

3. Заполнить таблицу: «Развитие общения ребенка а со взрослыми». (4. с. 79 80; 109 – 114).


Название формы общения.

Дата проявления в онтогенезе.

Место общения в системе жизни-де-ят. ребенка

Содержание потребности в

общении

Ведущ.мотив обще-

ния.

Основные сред- ва общения

Значение для психического развития.

  1. Выписать особенности периода новорожденности (3. – с.156 – 157).

  2. Выписать условия формирования у младенца потребности в общении (1. – с. 99 – 100).

  3. Охарактеризовать улыбку как новообразования новорожденности, отличия психологической и гастрической улыбки (1. – с. 101 – 103).

  4. Выписать структурные компоненты «комплекса оживления» и привести доказательств, что комплекс оживления - форма активности (1. – с.105 – 108).

  5. Выписать условия становления предпосылок манипулятивной деятельности (1. – с. 124 – 127)

  6. Выписать особенности манипулятивной деятельности младенца (1. – 130 – 131; 2, 207 – 209).

  7. Выписать новообразования младенчества и симптомы кризиса первого года жизни (3. – с.177 – 179).

Литература:

основная

  1. Смирнова Е.О. Детская психология. М.,2003.

  2. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.

  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004.

дополнительная

  1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.,1986.


Семинар № 2

Тема: психология раннего возраста

Вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика социальной ситуации развития ребёнка раннего возраста. Особенности общения со взрослыми.

  2. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте.

а) значение для психического развития,

б) этапы развития предметной деятельности,

в) закономерности овладения предметно-орудийной деятельностью (Д.Б. Эльконин).


3. Развитие личности в раннем возрасте и основные личностные новообразования возраста.

4. Кризис трёх лет. Симптоматика.

Задания:

  1. Составить схему: «Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста» (3. – с. 213).

  2. Дополнить таблицу: «Развитие общения ребенка со взрослыми» (сем 1).

  3. Определить содержание и опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте.

  4. Описать особенности неспецифических, специфических, функциональных и предметно-орудийных действий (2. – с. 149 – 156) и закономерности овладения предметно-орудийной деятельностью по Д.Б. Эльконину (4. – с.183 – 185; 6).

  5. Охарактеризовать особенности развития самосознания и личностные новообразования раннего возраста (1. – с. 81 – 86).

  6. Выписать симптомы кризиса 3-х лет (4. – с. 197 – 199 или 3. – с. 222 – 223).

Литература:

основная

  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе (1) // Избранные психологические труды. – М., 1995..

  2. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2003.

  3. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.

  4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004.

дополнительная

  1. Развитие личности ребёнка / Под. ред. А.Н. Фонарёва. – М. 1986. с. 59. 71.

  2. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий // Избранные психологические труды. – М. 1989.


Семинар № 3

Тема: психология дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика социальной ситуации развития дошкольника. Общение со взрослыми и со сверстниками в дошкольном возрасте. Значение. Динамика.

  2. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника.

а) значение игры для психического развития ребёнка,

б) содержание, структура и динамика сюжетно-ролевой игры.

  1. Развитие личности дошкольника.

  2. Основные новообразования дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Кризис 7 - ми лет: симптоматика и особенности поведения ребенка в период кризиса.

  3. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Задания:

  1. Составить схему: «Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста» (2. – 231 – 232).

  2. Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что игра является ведущей деятельностью дошкольника (4. с. 207 – 209; 7.с.136 156).

  3. Дополнить таблицу: «Развитие общения ребенка а со взрослыми» (3. – с. 297 – 300).

  4. Выписать особенности общения со сверстниками (3. – с.301 – 303)

  5. Заполнить таблицу: «Развитие общения ребенка со сверстниками» (см сем 1) (3. – с.303 – 307; 5. – с. 6 – 25 ).

  6. Выписать содержание и структуру сюжетно-ролевой игры (4. с.202 – 206).

  7. Заполнить таблицу: «Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» (6.с. 116 – 120; 3. с. 119 – 126).

    Компоненты игры

    2-3 года

    3-4 года

    4-5 лет

    5-7 лет

    Замысел игры, постановка игровых целей и задач





    Содержание игр





    Сюжет игры





    Выполнение роли и взаимодействие детей в игре





    Игровые действия, игровые предметы





    Правила игры





  8. Охарактеризовать особенности развития самосознания, личностные новообразования дошкольного возраста и условия их развития (1. – с. 90 – 98).

  9. Выписать основные новообразования дошкольного возраста (2. – с. 253 – 254; 3. – с. 343 – 346).

  10. Выписать симптомы кризиса 7-ми лет (4. – с. 220 – 221).

  11. Выписать определение понятия и охарактеризовать компоненты психологической готовности к школе (3. – с. 347 – 351).


Литература:

основная

  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе (2) // Избранные психологические труды. – М., 1995.

  2. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.

  3. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2003.

  4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004.

дополнительная

  1. Рузская А.Г. Развитие общения ребёнка со взрослыми и со сверстниками // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г.А. М., 1997.

  2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

  3. Эльконин Д.Б. Комплексная характеристика развития игры. Игра и психическое развитие // Избранные психол. труды. М., 1995.


Семинар № 4 - 5

Тема: психология младшего школьного возраста

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности социальной ситуации развития. Особенности общения со взрослыми и сверстниками.

  2. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте:

а) особенности и учебной деятельности, ее содержание;

б) структура учебной деятельности;

в) формирование учебной деятельности.

4. Трудности освоения обучающих программ и адаптации в младшем школьном возрасте, причины, пути преодоления.

5. Новообразования младшего школьного возраста.

Задания:

  1. Составить схему: «Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста» (2. – с. 260 – 262).

  2. Продолжить таблицы: «Развитие общения ребенка со взрослыми» и «Развитие общения ребенка со сверстниками» (4. – с. 274 – 275).

  3. Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте (2. – с.262; 3. – с. 228, 235 – 238).

  4. Выписать особенности и закономерности освоения учебной деятельности (2. – с. 262 – 263).

  5. Выписать и охарактеризовать содержание и структурные компоненты учебной деятельности (потребности, мотивы, задачи, действия). В.В. Давыдов (1. – с. 77 – 80).

  6. Выписать виды, причины, симптомы, пути преодоления трудностей в обучении и адаптации к школе (6. – с. 79 – 88, 229 – 232).

  7. Выписать новообразования младшего школьного возраста (2. – с. 73 – 274).

Литература:

основная

  1. Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М. , 1996..

  2. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.

  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004.

дополнительная

  1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М. , 2001. – с. 251 280.

  2. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М. , 1990. –

  3. с. 12 28.

  4. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М. , 1995.


Семинар № 6

Тема: психология подросткового и юношеского возрастов

Вопросы для обсуждения:

1. Подростковый возраст как этап психического развития. Особенности социальной ситуации развития.

2. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельности подростка: а) мотивы интимно-личностного общения, их динамика на протяжении возраста; б) содержание общения; в) влияние интимно-личностного общения на формирование новообразований возраста.


3. Самосознание как центральное новообразование подросткового возраста. Причины нарушений.

4. Юношеский возраст как этап психического развития. Характеристика социальной ситуации развития.

5. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в юношеском возрасте: содержание и структура.

6. Самоопределение как центральное новообразование юношеского возраста.

Задания:

  1. Выписать границы и периоды взросления (2. – с.66 – 67).

  2. Выписать физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту, определения понятий «акселерация» и «ретардация» (2. с. 54 – 59).

  3. Дать характеристику «чувство взрослости» (4. с.256).

  4. Составить схему: «Социальная ситуация развития в подростковом возрасте», определить особенности социального статуса подростка (3. – c.289 – 291; 4. – с. 242 – 245).

  5. Продолжить таблицы: «Развитие общения ребенка со взрослыми» и «Развитие общения ребенка со сверстниками» (4. – с.252, 278 – 280).

  6. Определить содержание и, опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым, доказать, что интимно-личностное общение является ведущей деятельностью в подростковом возрасте (3. – с. 291 – 292).

  7. Выписать причины переориентации подростков со взрослого на сверстника (2. с. 128 – 129).

  8. Выписать мотивы общения со сверстниками в младшем, старшем подростковом и юношеском возрастах, дать психологическое обоснование такой динамики (7. с. 154 – 155).

  9. Выписать определение понятий самосознание, самоопределение, самоуважение. Определить особенности развития самосознания в подростковом возрасте. Выделить пути влияния интимно-личностного общения на формирование самосознания подростка. (1. с. 107, 111; 2. с. 84 – 104; 7.с. 163 – 166).

  10. Составить схему: «Социальная ситуация развития в юношеском возрасте», определить особенности социального статуса юноши. (4. – с. 264 – 265).

  11. Определить содержание и, опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым, доказать, что учебно-профессиональная деятельность является ведущей в подростковом и юношеском возрастах (4. с. 267).

  12. Охарактеризовать центральное новообразование юношеского возраста и условия его развития (4. с. 268 270).

  13. Охарактеризовать кризис 21 года. (5. с. 168).

Литература:
основная
  1. Божович Л. И. Избранные психологические труды. – М., 1995.

  2. Кон И.С. Психология ранней юности. М. ,1989.

  3. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М. , 1995.- с. 275 – 294.

  4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 242 – 280.

дополнительная

  1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М., 2003.

  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001. – с. 280 – 331, 342 - 363.

  3. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1995.


Семинар № 7 – 8

Тема: основные проблемы взросления

Вопросы для обсуждения:

    1. Проблемы взаимоотношений со взрослыми в подростковом и юношеском возрасте. Конфликты и их причины. Проблема «отцов и детей».

    2. Особенности эмоциональной сферы в период взросления. Норма и патология в подростковом возрасте. Акцентуации характера.

    3. Девиантное поведение в период взросления.

    4. Учебная деятельность в период взросления. Причины снижения успеваемости.

    5. Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов в подростковом и юношеском возрасте.

    6. Проблема «будущего» в подростковом и юношеском возрасте.

    7. Юношеская субкультура.


Задания:

  1. Выписать причины и поводы для конфликтов со взрослыми в подростковом и юношеском возрасте (2. с. 145 – 146). Определить суть проблемы «отцов и детей» и возможности избегания конфликтов (1. – с. 106 – 114).

  2. Определить факторы, влияющие на самощущение и эмоциональное состояние подростка (1. с.78 – 79, 244).

  3. Выписать критерии отличия нормы и патологии (2. с. 236). Выписать «группы риска» (2. с. 258 – 260).

  4. Выписать и охарактеризовать виды нарушений психического развития в период взросления. (1. с.246 – 248; 2. с. 291 – 300).

  5. Выписать и охарактеризовать акцентуации характера (1. с. 248).

  6. Выписать определения понятий «девиантное поведение», «антисоциальное поведение», «делинквентное поведение», «криминальное поведение» (1. с.237).

  7. Заполнить таблицу: «Характеристика девиантного поведения подростков»(1. – с. 238 – 243, 249, 252).

    Вид девиантного поведения

    особенности в подростковом возрасте

    причины

    пути профилактики






  8. Определить особенности отношения к учителям (1. с.122 123).Охарактеризовать динамику мотивации учебной деятельности в подростковом и юношеском возрастах. Выделить причины и пути преодоления снижения успеваемости (5. с. 159 – 162)

  9. Выделить основные линии и условия психосексуального развития в подростковом и юношеском возраста (2. с.126 – 127).

  10. Охарактеризовать особенности подростковой и юношеской сексуальности (1. с.219 – 224, 229 230; 2. с.128 – 130).

  11. Охарактеризовать динамику отношения к будущему в подростковом и юношеском возрастах, дать психологическое обоснование (1. с.190 – 192; 3. с.273 – 275; 5. с.179 181).

  12. Выписать особенности юношеской субкультуры и причины образования формальных и неформальных молодежных объединений (1. – с. 141 – 143, 149, 159), параметры различения юношеских групп (1. – с.139 – 140).

  13. Подготовить сообщения «Виды современных неформальных молодежных объединений» по группам (периодика).

Литература:

основная

  1. Кон И.С. Психология ранней юности. М. ,1989.

  2. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М. , 1994.

  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004.

дополнительная

  1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001. – с. 280 – 331, 342 363.

  2. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1995. – с. 145 – 189.


Семинар № 9

Тема: психология зрелых возрастов

Вопросы для обсуждения:

  1. Критерии зрелости. Границы и периоды зрелости. Факторы, влияющие на взрослого человека. Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

  2. Характеристика ранней зрелости. Основные проблемы и задачи возраста (освоение социальных ролей в семье и на производстве).

  3. Кризис середины жизни.

  4. Поздняя зрелость как вершина жизненного пути. Влияние физиологических и психологических факторов на изменение социальной ситуации и ведущей деятельности. Основные проблемы и задачи возраста

  5. Предпенсионный кризис.