ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.07.2020
Просмотров: 844
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Фак-т ПП, отделение ПП, 2Курс, 3семестр
преподаватели Чернокова Т.Е., Чечуева С.В.
Задания по самостоятельной работе
Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 3 семестр,
Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 4семестр
преподаватели Чернокова Т.Е., Чечуева С.В.
Задания по самостоятельной работе
Задания:
-
Выписать предмет акмеологии, определение понятия, критерии, границы и периоды зрелости (2. – с.283, 288, 290), самодерминации (1. – с. 11).
-
Выписать факторы, влияющие на взрослого человека (2. – с.291).
-
Выписать определения понятий «жизненный путь человека», «субъективная регуляция жизни» (1. – с. 26 – 29).
-
Составить схему: «Особенности и динамика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в зрелых возрастах» (2. – с. 289; 5).
-
Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что профессиональная деятельность является ведущей в зрелости.
-
Дать характеристику периодов зрелости (3. – с.125 – 133). Заполнить таблицу:
Период
Ведущие потребности
Задачи возраста
Проблемы возраста
молодость
зрелость
-
Определить содержание, симптомы кризиса середины жизни, факторы, влияющие на его разрешение (1. – с.103 – 109).
-
Определить содержание, симптомы предпенсионного кризиса, факторы, влияющие на его разрешение (2. – с.314 – 317).
Литература:
основная
-
Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002.
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с.283 – 304.
дополнительная
-
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М. , 1997. – с. 579 – 654.
-
Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.
-
Моргун В.Ф., Ткачёва М.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М., 1981. – с. 55 – 62.
-
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.,2001. – с. 363 – 436.
Семинар № 10
Тема: геронтопсихология
Вопросы для обсуждения:
-
Особенности геронтогенеза. Стадии геронтогенеза.
-
Социальная ситуация развития и ведущая деятельности в старости.
-
Особенности развития личности в старости.
-
Факторы долгожительства.
-
Индивидуальные варианты старения.
Задания:
-
Выписать предмет геронтопсихологии, определение понятия геронтогенез, стадии геронтогенеза, особенности и задачи развития в старости (2 – с.309, 313 – 314, 319).
-
Составить схему: «Особенности и динамика социальной ситуации развития и ведущей деятельности на разных этапах старости» (по Н.С. Пряжникову) (2. – с.319 – 325).
-
Выписать особенности развития личности в старости (2. – с. 325 – 329).
-
Выписать факторы долгожительства (4. – с.65 – 66).
Задания для самостоятельной работы, контролируемые согласно графику:
-
Описать типы старости по И.С. Кону. (4. – с.58). Охарактеризовать типы приспособления к старости по Д.Б. Бромлей (4. – с. 59 – 61). Заполнить таблицу:
Тип старения |
Особенности самоощущения, отношения к стрости и приближению смерти |
Особенности отношения к окружающим, способы жизнедеятельности |
|
|
|
Литература:
основная
-
Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002. – с.
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 304 – 335.
дополнительная
-
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997. – с. 671 – 692.
-
Гамезо М.В., Герасимов. В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999. – с. 49 – 72.
-
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.,2001. – с.436 – 359.
-
Моргун В.Ф., Ткачева М.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М.,1981. – с.62 – 64.
-
Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.,2003. – с. 127 – 131.
Примерный перечень вопросов к экзамену
Возрастная психология
Фак-т ПП, отделение ПП 2 курс, 4 семестр,
Преп: Т.Е. Чернокова, С.В. Чечуева
-
Возрастная психология как наука. Понятие психического развития, возраста. Закономерности психического развития. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Связь с другими науками.
-
Разделы возрастной психологии. Исторический анализ понятий: детства, зрелости, старости. Характеристика детства как социокультурного феномена.
-
Понятия: методология, метод, стратегия. Стратегии исследования в возрастной психологии (Д.Б. Эльконин). Классификация методов возрастной психологии по Б.Г. Ананьеву. Характеристика групп методов.
-
Биогенетический подход в детской психологии (Ст. Холл, Э. Мейман, П.П. Блонский, К. Бюлера). Теория конвергенции В. Штерна.
-
Американская психология развития. Концепции научения в бихевиоризме и необихевиоризме (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура, Сирс).
-
Психоаналитические теории развития ребенка. Концепции развития личности 3. Фрейда и А. Адлера.
-
Проблемы психического развития в неопсихоанализе (А. Фрейд, К. Хорни…). Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
-
Учение Ж. Пиаже о развитии интеллекта. Закономерности развития интеллекта. Качественные особенности детского мышления. Стадии интеллектуального развития.
-
Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского. Предмет и метод исследования. Понятие высших психических функций, закон их развития. Условия и движущие силы психического развития.
-
Общение как условие психического развития ребенка в концепции Л.С. Выготского. Развитие его идей в отечественной психологии. Развитие общения со взрослыми и сверстниками в онтогенезе (М.И. Лисина).
-
Проблема обучения и развития в зарубежной и отечественной психологии. Концепция развивающего обучения Л.С. Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.
-
Развитие идей Л.С. Выготского о развивающем обучении в работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
-
Деятельность как движущая сила психического развития. Понятие деятельности и ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Закон чередования ведущих типов деятельности.
-
Проблема периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии. Критерии периодизаций, их достоинства и недостатки. Особенности периодизации психического развития Л.С. Выготского - Д. Б. Эльконина.
-
Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности младенца.
-
Характеристика кризиса новорождённости: особенности, безусловные и ранние условные рефлексы новорожденного. Формирование потребности в общении. Новообразование новорожденности.
-
Характеристика первого полугодия жизни, «комплекс оживления», становление предпосылок манипулятивной деятельности, новообразование первого полугодия жизни.
-
Второе полугодие жизни: изменение в социальной ситуации развития и общения со взрослыми, манипулятивная деятельность младенца. Развитие сенсорики, движений и речи в младенческом возрасте.
-
Основные новообразования младенчества. Особенности автономной речи. Кризис первого года жизни.
-
Характеристика социальной ситуации развития ребёнка раннего возраста. Особенности общения со взрослыми.
-
Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте: этапы становления, роль взрослого, значение для психического развития. Предпосылки сюжетно-ролевой игры и других видов деятельности в раннем возрасте.
-
Особенности и развитие познавательной сферы и речи в раннем возрасте.
-
Развитие личности в раннем возрасте: предпосылки воли и произвольности, развитие самосознания и основные личностные новообразования возраста.
-
Кризис трёх лет. Причины. Симптоматика. Особенности взаимодействия с ребёнком в период кризиса трёх лет.
-
Характеристика социальной ситуации развития дошкольника. Общение со взрослыми и со сверстниками в дошкольном возрасте. Значение. Динамика.
-
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника, структура и динамика сюжетно-ролевой игры, значение игры для психического развития ребёнка. Другие виды деятельности дошкольника.
-
Особенности и развитие познавательной сферы дошкольника.
-
Развитие личности дошкольника: развитие самосознания, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер в дошкольном возрасте.
-
Основные новообразования дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Кризис 7-ми лет. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
-
Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности социальной ситуации развития и общения со взрослыми и сверстниками.
-
Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте: особенности, содержание, структура учебной деятельности, ее формирование.
-
Проблема адаптации к школе. Дезадаптация: виды, причины, симптомы, пути преодоления. Трудности в овладении учебной деятельностью в младшем школьном возрасте, причины, пути преодоления.
-
Особенности и развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте. Влияние учебной деятельности.
-
Развитие личности в младшем школьном возрасте: развитие самосознания и эмоционально-волевой сферы. Влияние учебной деятельности.
-
Новообразования младшего школьного возраста. Их значение для перехода к следующему возрастному этапу.
-
Подростковый возраст как этап психического развития: физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту, «чувство взрослости»; социальная ситуация развития подростка; кризис 13-ти лет, симптомы.
-
Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность подростка: мотивы общения, их динамика на протяжении возраста; содержание общения; особенности межличностных отношений подростков; значение общения со сверстниками для развития личности подростка.
-
Юношеский возраст как этап психического развития. Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Новообразования возраста.
-
Особенности и динамика общения со взрослыми в подростковом и юношеском возрасте. Конфликты и их причины.
-
Когнитивное развитие и учебная деятельность в подростковом и юношеском возрасте.
-
Особенности эмоциональной сферы в период взросления. Норма и патология в подростковом и юношеском возрасте. Акцентуации характера.
-
Девиантное поведение в период взросления: виды, причины, профилактика.
-
Характеристика развития личности в зрелости. Критерии зрелости. Факторы, влияющие на взрослого человека. Общая характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Периоды зрелости.
-
Особенности развития личности в молодости. Основные потребности, проблемы и задачи возраста. Кризис середины жизни.
-
Зрелость как вершина жизненного пути. Основные проблемы и задачи возраста, изменение социальной ситуации и ведущей деятельности. Кризис предпенсионного возраста.
-
Особенности развития познавательной сферы в зрелости и старости. Возможности творческих достижений.
-
Особенности геронтогенеза. Стадии геронтогенеза. Факторы, влияющие на старение. Индивидуальные варианты старения.
-
Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в старости. Особенности взаимоотношений с окружающими. Новообразования возраста.