ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.07.2020
Просмотров: 835
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Фак-т ПП, отделение ПП, 2Курс, 3семестр
преподаватели Чернокова Т.Е., Чечуева С.В.
Задания по самостоятельной работе
Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 3 семестр,
Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 4семестр
преподаватели Чернокова Т.Е., Чечуева С.В.
Задания по самостоятельной работе
Возрастная психология
Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический очерк. Категория развития. Теории психического развития. Источники, движущие силы и условия психического развития. Механизмы развития личности. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис. Проблема периодизации психического развития. Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие сенситивности, возрастного кризиса. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Отклонения в психическом развитии. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации. Основные этапы психического развития человека. Психическое развитие в младенчестве. Психическое развитие в раннем детстве. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Психологическая характеристика готовности к школе. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Психологические особенности подростка. Психология ранней юности. Психология зрелого возраста. Психология старости. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития. Методы развивающей работы психолога.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возрастная психология является важнейшей дисциплиной в подготовке педагога-психолога. Она представляет собой теоретическую основу для последующего изучения специальной, педагогической и практической психологии, а также педагогических дисциплин.
Цель преподавания дисциплины: создание условий для освоения студентами знаний о закономерностях, условиях и движущих силах психического развития личности, а также о психологических особенностях человека на разных этапах онтогенеза. Такие знания являются условием контроля психического развития и создания оптимальных условий для обучения и воспитания человека, а также коррекции и психологической помощи в случае отклонений.
Задачи:
-
формирование у студентов понятийного аппарата в области возрастной психологии;
-
ознакомление студентов с основными подходами к проблемам развития личности в психологии и формирование у них знаний о закономерностях психического развития и психологических особенностях человека на разных этапах онтогенеза;
-
формирование умения решать проблемы, возникающие в процессе воспитания и обучения детей и подростков, на основе психологических знаний;
-
формирование гуманистического отношения к ребенку, создание установки на перенос полученных в курсе знаний в практическую работу.
Методологической основой курса являются фундаментальные работы отечественных психологов, прежде всего Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной. Вместе с тем большое внимание уделяется анализу наиболее значительных зарубежных концепций и исследований, проведенных в последние годы. Закономерности, условия и движущие силы психического развития в рамках данного курса рассматриваются на основе анализа различных психологических теорий: психоанализ, бихевиоризм, генетическая психология, теория культурно-исторического развития, теория деятельности. Такой анализ не только позволяет глубже изучить основные проблемы возрастной психологии, но и способствует формированию у студентов недогматического взгляда на проблемы психологии и развитию мышления.
Базовым понятием при изучении данной дисциплины является понятие «психологический возраст», которое отражает психологические особенности, характерные для большинства представителей данной культуры при сравнительно одинаковых социально экономических условиях. В предлагаемой программе каждый возрастной период характеризуется по критериям, выделенным Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования, кризисы. Особое внимание уделяется характеристике основных проблем и задач каждого возраста. Кроме того, рассматриваются особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер и самосознания на каждом возрастном этапе.
Основное содержание курса представлено в двух разделах: введение в проблемы возрастной психологии; особенности психического развития человека на разных возрастных этапах.
Формами организации обучения в рамках данного курса являются лекции, семинарские и лабораторные занятия, а также самостоятельная работа студентов. Контроль результатов освоения знаний осуществляется в форме зачета и экзамена.
Содержание курса разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2005 г.), и спланировано с учетом, предусмотренного учебным планом, бюджета времени.
Примерный тематический план
№ п/п |
Тема |
всего часов |
ЛК |
СМ |
ЛБ |
СР |
1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ |
||||||
1 |
Предмет и задачи возрастной психологии |
18 |
6 |
4 |
|
8 |
2 |
Стратегии и методы возрастной психологии |
28 |
2 |
2 |
10 |
14 |
3 |
Проблемы психического развития ребенка в зарубежной психологии |
44 |
16 |
8 |
|
20 |
4 |
Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии |
50 |
16 |
6 |
|
28 |
II. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА |
||||||
1 |
Психология младенца |
12 |
4 |
2 |
|
6 |
2 |
Психология ребенка раннего возраста |
14 |
4 |
2 |
2 |
6 |
3 |
Психология ребенка дошкольного возраста |
16 |
4 |
2 |
2 |
8 |
4 |
Психология ребенка младшего школьного возраста |
26 |
8 |
4 |
2 |
12 |
5 |
Психология подростка |
28 |
6 |
4 |
2 |
16 |
6 |
Психология юношества |
16 |
4 |
2 |
|
10 |
7 |
Психология зрелых возрастов |
16 |
6 |
2 |
2 |
6 |
8 |
Психология старости |
12 |
4 |
2 |
|
6 |
|
Итого: |
280 |
80 |
40 |
20 |
140 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии
Возрастная психология как отрасль психологии, занимающаяся изучением общих закономерностей психического развития человека от рождения до старости. Понятия «психическое развитие», «онтогенез», «филогенез», «эволюционные и инволюционные процессы». Закономерности психического развития: необратимость, надстраивание высшего над низшим, нелинейность, гетерохронность, сензитивность.
Понятие возраста. Житейское и научное понимание возраста. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Структура и динамика психологического возраста. Основные структурные компоненты психологического возраста: социальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность. Понятие о динамике развития, литические и критические периоды. Этапы психического развития и основные разделы возрастной психологии: детская психология, психология юношества, психология зрелости, геронтопсихология.
Исторический анализ понятий: детства, зрелости, старости. Характеристика детства как социокультурного феномена. Парадоксы детства (Д.Б. Эльконин). Условия возникновения детства и старости в филогенезе.
Детство как предмет научных исследований. Представления о психическом развитии в античной философии и учениях философов Нового Времени. Становление возрастной психологии в веке. Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область знания: эволюционная теория Ч. Дарвина, развитие экспериментальной психологии, требования педагогической практики. В. Прейер – «отец» детской психологии.
Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Основные проблемы возрастной психологии. Место возрастной психологии в системе психолого-педагогических дисциплин.
Тема 2. Стратегии и методы возрастной психологии
Понятия методологии, метода, стратегии исследования. Стратегии исследования в возрастной психологии (Д.Б. Эльконин). Цели, достоинства, недостатки. Классификация методов возрастной психологии по Б.Г. Ананьеву: организационные и эмпирические методы, методы обработки данных, интерпретационные методы. Основные этапы психологического исследования: подготовительный, собственно исследование, обработка данных, использование интерпретационных методов. Особенности использования эмпирических методов в зависимости от цели исследования и возраста испытуемых.
Тема 3. Проблемы психического развития ребенка
в зарубежной психологии
Представления об условиях и движущих силах психического развития ребенка в первых психологических теориях. Биогенетический подход в детской психологии. Концепция рекапитуляции Ст. Холла. Проблема связи исторического и индивидуального. Особенности периодизации психического развития. Закон повторяемости форм развития в концепциях Э. Меймана, П.П. Блонского. Теория К. Бюлера о трех ступенях детского развития. Социогенетические теории психического развития: культантропологические исследования М. Мид, Р. Бенедикт. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии В. Штерна.
Концепции психического развития в бихевиоризме. Представление о психическом развитии как научении. Роль среды в психическом развитии ребенка. Виды научения в бихевиоризме и необихевиоризме: классическое научение (Дж. Уотсон), оперантное научение (Б. Скиннер), социальное научение (А.Бандура, Р. Сирс). Возможности построения периодизации психического развития.
Психоаналитические теории развития ребенка. Структурная концепция личности 3. Фрейда. Специфика представлений о психическом развитии, роль биологических и социальных факторов, этапы развития личности. Механизмы психического развития в концепции А. Адлера. Закономерности и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона. Проблема условий психического развития в неопсихоанализе (А.Фрейд, К. Хорни…).
Учение Ж. Пиаже о развитии интеллекта. Понятие об интеллекте. Адаптивная функция интеллекта. Закономерности развития интеллекта: адаптация как движущая сила развития, процессы ассимиляции и аккомодации, механизмы развития интеллекта, процессы дифференциации и интеграции. Проблема качественного своеобразия детского мышления. Понятие об эгоцентризме, эгоцентрической речи. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии, соотношение развития и обучения. Стадии интеллектуального развития.
Тема 4. Проблемы психического развития ребенка
в отечественной психологии
Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского. Предмет детской психологии. Экспериментально-генетический метод. Понятие высших психических функций, закон их развития. Учение о системном и смысловом строении сознания. Законы психического развития. Положение о сензитивных периодах. Понятие об условиях и движущих силах психического развития.
Развитие идей Л.С. Выготского об общении как условии психического развития в отечественной психологии. Качественные преобразования в общении ребенка с взрослым на разных возрастных этапах (М.И. Лисина). Особенности общения ребенка с родителями и педагогами. Типы и модели взаимодействия взрослых с детьми, их влияние на психическое развитие детей. Значение и особенности общения со сверстниками на разных возрастных этапах.
Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка. Понятия деятельности, ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев).
Проблема соотношения обучения и развития в отечественной психологии. Положение о ведущей роли обучения в развитии ребенка в работах Л.С. Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение. Развитие идей Л.С. Выготского о развивающем обучении в современной отечественной психологии. Связь содержания обучения и психического развития. Принципы развивающего обучения Л.В. Занкова, В.В. Давыдова. Структура учебной деятельности.
Проблема периодизации психического развития в работах Л.С. Выготского: понятие «возраст», «социальная ситуация развития», «возрастные новообразования», стабильные и критические возрасты, особенности и значение кризисов в психическом развитии ребенка. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина: закон чередования ведущих типов деятельности, типы кризисов, эпохи и стадии детства.
II.ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
Тема 1. Психология младенца
Особенности кризиса новорожденности. Коренные изменения образа жизни при переходе от пренатального к постнатальному детству. Безусловные и ранние условные рефлексы. Улыбка как новообразование новорожденности.
Социальная ситуация развития ребенка в младенческом возрасте. Ее динамика. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность в младенческом возрасте: содержание, структура, значение. Формирование потребности в общении (М.И. Лисина). Особенности непосредственно-эмоционального общения в первом полугодии жизни. Характеристика «комплекса оживления». Возникновение акта хватания. Его значение для психического развития младенца.
Изменения в жизнедеятельности младенца во втором полугодии жизни ребенка. Ситуативно-деловое общение. Манипулятивная деятельность. Развитие сенсорных процессов в младенчестве, их связь с моторикой. Подготовительные стадии в развитии речи. Новообразования младенческого возраста: ходьба, речь, их влияние на дальнейшее развитие ребенка. Особенности автономной речи. Характеристика кризиса первого года жизни, специфика симптоматики.
Тема 2. Психология ребенка раннего возраста
Социальная ситуация развития ребенка и особенности общения с взрослым в раннем возрасте. Предметно-орудийная деятельность как ведущая в раннем возрасте: содержание, структура, значение. Качественное отличие орудий человека и вспомогательных средств животных. Закономерности и этапы освоения ребенком орудийной деятельности (Д.Б. Эльконин), роль взрослого. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры и других видов деятельности в раннем возрасте. Общая характеристика познавательного развития ребенка раннего возраста: особенности восприятия, памяти, мышления. Предпосылки воли и произвольности в раннем возрасте. Развитие самосознания в раннем возрасте: «система-Я» как центральное новообразование возраста (Л.И. Божович). Характеристика кризиса трех лет (симптомы, значение).
Тема 3. Психология ребенка дошкольного возраста
Социальная ситуация развития ребенка и особенности общения с взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Содержание, структура и динамика сюжетно-ролевой игры (Д.Б. Эльконин). Виды и значение игры для психического развития ребенка. Другие виды деятельности дошкольника: изобразительная деятельность, предпосылки трудовой и учебной деятельности, их роль в развитии личности ребенка. Развитие познавательных функций, самосознания, эмоций, воли и произвольности у дошкольника.