Файл: Возрастная психология 2 ПП. Содержание курса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2020

Просмотров: 808

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания:

  1. Выписать предмет акмеологии, определение понятия, критерии, границы и периоды зрелости (2. с.283, 288, 290), самодерминации (1. с. 11).

  2. Выписать факторы, влияющие на взрослого человека (2. с.291).

  3. Выписать определения понятий «жизненный путь человека», «субъективная регуляция жизни» (1. с. 26 – 29).

  4. Составить схему: «Особенности и динамика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в зрелых возрастах» (2. с. 289; 5).

  5. Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что профессиональная деятельность является ведущей в зрелости.

  6. Дать характеристику периодов зрелости (3.с.125 – 133). Заполнить таблицу:

    Период

    Ведущие потребности

    Задачи возраста

    Проблемы возраста

    молодость




    зрелость




  7. Определить содержание, симптомы кризиса середины жизни, факторы, влияющие на его разрешение (1. с.103 – 109).

  8. Определить содержание, симптомы предпенсионного кризиса, факторы, влияющие на его разрешение (2. с.314 317).

Литература:

основная

  1. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002.

  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с.283 – 304.

дополнительная

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М. , 1997. с. 579 – 654.

  2. Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.

  3. Моргун В.Ф., Ткачёва М.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М., 1981. с. 55 62.

  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.,2001. – с. 363 – 436.


Семинар № 10

Тема: геронтопсихология

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности геронтогенеза. Стадии геронтогенеза.

  2. Социальная ситуация развития и ведущая деятельности в старости.

  3. Особенности развития личности в старости.

  4. Факторы долгожительства.

  5. Индивидуальные варианты старения.

Задания:

  1. Выписать предмет геронтопсихологии, определение понятия геронтогенез, стадии геронтогенеза, особенности и задачи развития в старости (2 с.309, 313 – 314, 319).

  2. Составить схему: «Особенности и динамика социальной ситуации развития и ведущей деятельности на разных этапах старости» (по Н.С. Пряжникову) (2. с.319 – 325).

  3. Выписать особенности развития личности в старости (2. с. 325 – 329).

  4. Выписать факторы долгожительства (4. с.65 – 66).

Задания для самостоятельной работы, контролируемые согласно графику:

  1. Описать типы старости по И.С. Кону. (4. с.58). Охарактеризовать типы приспособления к старости по Д.Б. Бромлей (4. с. 59 61). Заполнить таблицу:

Тип старения

Особенности самоощущения, отношения к стрости и приближению смерти

Особенности отношения к окружающим, способы жизнедеятельности




Литература:

основная

  1. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002. – с.

  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 304 – 335.


дополнительная

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997. с. 671 692.

  2. Гамезо М.В., Герасимов. В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999. с. 49 – 72.

  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.,2001. – с.436 – 359.

  4. Моргун В.Ф., Ткачева М.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.,1981. с.62 64.

  5. Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.,2003. – с. 127 – 131.


Примерный перечень вопросов к экзамену

Возрастная психология

Фак-т ПП, отделение ПП 2 курс, 4 семестр,

Преп: Т.Е. Чернокова, С.В. Чечуева



  1. Возрастная психология как наука. Понятие психического развития, возраста. Закономерности психического развития. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Связь с другими науками.

  2. Разделы возрастной психологии. Исторический анализ понятий: детства, зрелости, старости. Характеристика детства как социокультурного феномена.

  3. Понятия: методология, метод, стратегия. Стратегии исследования в возрастной психологии (Д.Б. Эльконин). Классификация методов возрастной психологии по Б.Г. Ананьеву. Характеристика групп методов.

  4. Биогенетический подход в детской психологии (Ст. Холл, Э. Мейман, П.П. Блонский, К. Бюлера). Теория конвергенции В. Штерна.

  5. Американская психология развития. Концепции научения в бихевиоризме и необихевиоризме (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура, Сирс).

  6. Психоаналитические теории развития ребенка. Концепции развития личности 3. Фрейда и А. Адлера.

  7. Проблемы психического развития в неопсихоанализе (А. Фрейд, К. Хорни…). Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

  8. Учение Ж. Пиаже о развитии интеллекта. Закономерности развития интеллекта. Качественные особенности детского мышления. Стадии интеллектуального развития.

  9. Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского. Предмет и метод исследования. Понятие высших психических функций, закон их развития. Условия и движущие силы психического развития.

  10. Общение как условие психического развития ребенка в концепции Л.С. Выготского. Развитие его идей в отечественной психологии. Развитие общения со взрослыми и сверстниками в онтогенезе (М.И.  Лисина).

  11. Проблема обучения и развития в зарубежной и отечественной психологии. Концепция развивающего обучения Л.С. Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.

  12. Развитие идей Л.С. Выготского о развивающем обучении в работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

  13. Деятельность как движущая сила психического развития. Понятие деятельности и ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Закон чередования ведущих типов деятельности.

  14. Проблема периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии. Критерии периодизаций, их достоинства и недостатки. Особенности периодизации психического развития Л.С. Выготского - Д. Б. Эльконина.

  15. Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности младенца.

  16. Характеристика кризиса новорождённости: особенности, безусловные и ранние условные рефлексы новорожденного. Формирование потребности в общении. Новообразование новорожденности.

  17. Характеристика первого полугодия жизни, «комплекс оживления», становление предпосылок манипулятивной деятельности, новообразование первого полугодия жизни.

  18. Второе полугодие жизни: изменение в социальной ситуации развития и общения со взрослыми, манипулятивная деятельность младенца. Развитие сенсорики, движений и речи в младенческом возрасте.

  19. Основные новообразования младенчества. Особенности автономной речи. Кризис первого года жизни.

  20. Характеристика социальной ситуации развития ребёнка раннего возраста. Особенности общения со взрослыми.

  21. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте: этапы становления, роль взрослого, значение для психического развития. Предпосылки сюжетно-ролевой игры и других видов деятельности в раннем возрасте.

  22. Особенности и развитие познавательной сферы и речи в раннем возрасте.

  23. Развитие личности в раннем возрасте: предпосылки воли и произвольности, развитие самосознания и основные личностные новообразования возраста.

  24. Кризис трёх лет. Причины. Симптоматика. Особенности взаимодействия с ребёнком в период кризиса трёх лет.

  25. Характеристика социальной ситуации развития дошкольника. Общение со взрослыми и со сверстниками в дошкольном возрасте. Значение. Динамика.

  26. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника, структура и динамика сюжетно-ролевой игры, значение игры для психического развития ребёнка. Другие виды деятельности дошкольника.

  27. Особенности и развитие познавательной сферы дошкольника.

  28. Развитие личности дошкольника: развитие самосознания, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер в дошкольном возрасте.

  29. Основные новообразования дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Кризис 7-ми лет. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

  30. Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности социальной ситуации развития и общения со взрослыми и сверстниками.

  31. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте: особенности, содержание, структура учебной деятельности, ее формирование.

  32. Проблема адаптации к школе. Дезадаптация: виды, причины, симптомы, пути преодоления. Трудности в овладении учебной деятельностью в младшем школьном возрасте, причины, пути преодоления.

  33. Особенности и развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте. Влияние учебной деятельности.

  34. Развитие личности в младшем школьном возрасте: развитие самосознания и эмоционально-волевой сферы. Влияние учебной деятельности.

  35. Новообразования младшего школьного возраста. Их значение для перехода к следующему возрастному этапу.

  36. Подростковый возраст как этап психического развития: физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту, «чувство взрослости»; социальная ситуация развития подростка; кризис 13-ти лет, симптомы.

  37. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность подростка: мотивы общения, их динамика на протяжении возраста; содержание общения; особенности межличностных отношений подростков; значение общения со сверстниками для развития личности подростка.

  38. Юношеский возраст как этап психического развития. Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Новообразования возраста.

  39. Особенности и динамика общения со взрослыми в подростковом и юношеском возрасте. Конфликты и их причины.

  40. Когнитивное развитие и учебная деятельность в подростковом и юношеском возрасте.

  41. Особенности эмоциональной сферы в период взросления. Норма и патология в подростковом и юношеском возрасте. Акцентуации характера.

  42. Девиантное поведение в период взросления: виды, причины, профилактика.

  43. Характеристика развития личности в зрелости. Критерии зрелости. Факторы, влияющие на взрослого человека. Общая характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Периоды зрелости.

  44. Особенности развития личности в молодости. Основные потребности, проблемы и задачи возраста. Кризис середины жизни.

  45. Зрелость как вершина жизненного пути. Основные проблемы и задачи возраста, изменение социальной ситуации и ведущей деятельности. Кризис предпенсионного возраста.

  46. Особенности развития познавательной сферы в зрелости и старости. Возможности творческих достижений.

  47. Особенности геронтогенеза. Стадии геронтогенеза. Факторы, влияющие на старение. Индивидуальные варианты старения.

  48. Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в старости. Особенности взаимоотношений с окружающими. Новообразования возраста.