Файл: Возрастная психология 2 ПП. Содержание курса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2020

Просмотров: 846

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Словарь

    1. Психическое развитие;

    2. Психологический возраст;

    3. Закономерности психического развития;

    4. Онтогенез, филогенез;

    5. Стратегии и методы возрастной психологии;

    6. Методологические принципы возрастной психологии;

    7. Высшие психические функции и закон их развития;

    8. Формы общения, критерии их выделения;

    9. Развивающее обучение;

    10. Зона ближайшего развития;

    11. Социальная ситуации развития;

    12. Возрастные новообразования;

    13. Деятельность;

    14. Ведущая деятельность;

    15. Литические и критические периоды;

    16. Возрастные периоды, разделы возрастной психологии.


План семинарских занятий

Возрастная психология

Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 3 семестр,

Преп: Т.Е. Чернокова., С.В. Чечуева

Семинар № 1-2

Тема: предмет и задачи возрастной психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии.

  2. Понятие психического развития. Закономерности психического развития (гетерохронность, неравномерность, сензитивность). Особенности психического развития в онтогенезе и филогенезе

  3. Возраст как базовая категория возрастной психологии. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Основные структурные компоненты и динамические особенности психологического возраста.

  4. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юноши, психология зрелости, геронтопсихология.

  5. История происхождения возрастных периодов в филогенезе. Детство как социокультурный феномен. Парадоксы детства.

  6. Связь возрастной психологии с другими науками.

  7. Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область знания.

а) Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии.

б) Развитие экспериментальной психологии (В. Вундт).

в) Требования педагогической практики (К.Д. Ушинский).

Задания:

  1. Выписать предмет и задачи возрастной психологии (1, с. 24 – 25; 3, с. 11 – 14; 5).

  2. Выписать понятия возраст (календарный, биологический, психологический), психическое развитие, филогенез, онтогенез (2).

  3. Перечислить возрастные периоды, определить их границы (2).

  4. Привести доказательства, что детство является социокультурным феноменом. Выписать парадоксы детства (1, с. 13 -22).

  5. Выписать и охарактеризовать предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область знания (1, с. 22 – 23; 4, с. 6 - 10).

Литература

основная:

  1. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М.,1995.

  2. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд. – М.,1990.

  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004.

дополнительная:

  1. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

  2. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002. – с. 5 – 10.


Семинар № 3

Тема: стратегии и методы возрастной психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятия: методология, метод, стратегия.

  2. Стратегии исследования в возрастной психологии (Д.Б. Эльконин). Цели, достоинства и ограничения.

  3. Классификация методов возрастной психологии по Б.Г. Ананьеву: организационные, эмпирические; методы обработки данных, интерпретационные методы.

  4. Основные этапы психологического исследования: подготовительный, собственно исследование, обработка данных, использование интерпретационных методов.

Задания:

  1. Выписать понятия метод, методология возрастной психологии (3).

  2. Выписать и охарактеризовать стратегии исследования в возрастной психологии(2, с. 28 – 32).

  3. Выписать методологические принципы возрастной психологии ( 3; 7, с. 25 – 28)

  4. Выписать группы методов возрастной психологии по Б.Г.Ананьеву, их назначение, виды, достоинства и недостатки (1, с.5; 4, с 41 – 50)


Литература

основная:

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.,1994. –

  2. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М.,1995. - с. 28 - 32.

  3. Психология. Словарь / Под ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. – 209 – 210.

дополнительная:

  1. Ананьев Б.Г. Психология человека. – СПб., 1997.

  2. Гамезо М.В. Герасимова В.С. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М,1999.

  3. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.,2001. - с. 6 - 10.

  4. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.


Семинар № 4

Тема: преодоление биогенетического подхода в возрастной психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Концепция рекапитуляции Ст. Холла. Развитие как развертывание наследственно заложенной программы. Биогенетический закон.

  2. Закон повторяемости форм развития в концепциях Э. Меймана, П.П. Блонского.

  3. Теория преформизма К.Бюлера.

  4. Социогенетический подход в возрастной психологии

  5. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии В. Штерна.

Задания:

  1. Выписать особенности понимания развития в биогенетическом подходе, определение биогенетический закон (1, с. 33 – 35; 2, с. 10 – 11,).

  2. Дать характеристику периодизаций Холла – Гетчинсона, Меймана, К Бюлера, В. Штерна (2, с. 59 – 64).

  3. Выписать особенности понимания развития в социогенетическом подходе (1, с. 38 – 40; 2, с. 14 -15).

  4. Выписать особенности понимания развития в теории конвергенции (1, с. 43 – 46; 2, с. 16)

Литература:

основная:

  1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.,1995.

дополнительная:

  1. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

  2. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд. – М.,1990.- с. 27-28, 39-40, 45-46, 73-74, 270.


Семинар № 5

Тема: американская психология развития

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности бихевиоризма как психологической школы (предмет и методы исследования).

  2. Специфика представлений о психическом развитии в бихевиоризме: развитие как научение.

  3. Классическое научение (Дж. Уотсон).

  4. Оперантное научение (Б. Скиннер).

  5. Понимание развития и научения необихевиоризме (А.Бандура, Сирс, Миллер…).

Задания:

  1. Определить предмет, задачи и методы американской психологии развития.

  2. Определить особенности понимания психического развития, механизмы, условия и движущие силы психического развития.

  3. Определить особенности классического, оперантного и социального видов научения. Представить в схемах.

Литература:

основная

  1. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995. – с. 103 – 132.

  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 84 –107

дополнительная

  1. Зиглер Д. Хьелл Л., Теории личности. – С-П., 1997. – с. 331 – 353, 373 – 394.

  2. Р. Кайл Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб. – 2002. –с. 25 – 26.


Семинар № 6

Тема: психоаналитические теории развития ребенка


Вопросы для обсуждения:

  1. Специфика понимания психического развития в психоанализе: представления о природе человека, детерминантах поведения, закономерностях, факторах и движущих силах развития.

  2. Структурная концепция личности 3. Фрейда. Этапы психосексуального развития.

  3. Отличительные особенности и механизмы психического развития в концепции А. Адлера.

  4. Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона.

  5. Проблема условий психического развития в неопсихоанализе (А.Фрейд, К. Хорни…)

Задания:

  1. Выписать основные положения теории З. Фрейда (предмет, метод исследования, структура личности, защитные механизмы).

  2. Выписать механизмы и условия психического развития с точки зрения А. Адлера.

  3. Выписать отличия основных положений классического психоанализа и неопсихоанализа.

  4. Определить особенности понимания психического развития, механизмы, условия и движущие силы психического развития в психоанализе и неопсихоанализе.

  5. Выписать основные понятия теории Э. Эриксона: эго-идентичность, групповая идентичность, эпигенетический принцип.

Задания для самостоятельной работы, контролируемые согласно графику:

  1. Составить таблицу «Стадии психосексуального развития в теории Фрейда»

    Название

    Возраст

    Основные проблемы

    Достижения

    Фиксации






  2. Составить таблицу «Стадии жизненного пути в теории Эриксона»


Название

Возраст

Основные проблемы

Достижения











Литература:

основная

  1. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995. – с. 65 – 72, 79 – 93, 101 - 102.

  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 57– 83

дополнительная

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С-П., 1997. – 105 – 134, 162 – 184, 214 – 236, 254 – 261.

  2. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1991. С. 203 – 215.


Семинар № 7

Тема: генетическая психология. Ж. Пиаже

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные понятия концепции Ж. Пиаже. Специфика представлений о психическом развитии. Представление о природе интеллекта и механизмах его развития. Клиническая беседа как метод исследования.

  2. Первая периодизация развития мышления Ж. Пиаже. Особенности детского мышления (эгоцентризм, синкретизм, антропоцентризм, нечувствительность к противоречию и т.д.). Эгоцентрическая речь. Преодоление эгоцентризма.

  3. Учение о стадиях интеллектуального развития.

Задания:

  1. Выписать понятия концепции Ж. Пиаже: интеллект, ассимиляция, аккомодация, логические операции, равновесие, обратимость, эгоцентризм, синкретизм, реализм, релятивизм, реципрокность).

  2. Определить особенности понимания психического развития, механизмы, условия и движущие силы психического развития.

  3. Выписать этапы развития мышления по первой периодизации Ж. Пиаже, особенности детской логики и речи, пути преодоления эгоцентризма.


Задания для самостоятельной работы, контролируемые согласно графику:

  1. Дать содержательную характеристику стадий интеллектуального развития. Заполнить таблицу.

    Стадия

    Возраст

    Характеристика

    Сенсомоторный интеллект



    Предоператорный интеллект



    Конкретные операции



    Формальные операции



  2. Провести сравнительный анализ психоаналитического, бихевиористского и генетического подходов к проблеме психического развития. Заполнить таблицу.

Школа

Предмет

Методы

Представления о психическом развитии

Достижения

Условия развития

Движ силы развития

Ход развития

Биогенетич теории







Психоанализ







Неосихоанализ







Бихевиоризм







Необихевиоризм







Теория Ж. Пиаже







Литература:

основная

  1. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995. – с.133 – 159, 170 - 176.

  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 108 – 123

дополнительная

  1. Кайл Р. Детская психологи. Тайны психики ребенка. – СПб., 2002. – с. 137 – 162.

  2. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. – СПб., 1997. с.219 – 281.

  3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1995 с. 174 – 225.


Семинар № 8

Тема: проблема условий психического развития в отечественной психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского: сознание и его развитие как предмет исследования, экспериментально-генетический метод.

2. Проблема развития сознания. Натуральная и культурная линии развития.

3. Учение о высших психических функциях, закон развития ВПФ. Условия психического развития.

4. Общение как условие психического развития ребенка в концепции Л.С. Выготского.

5. Развитие идей Л.С. Выготского о роли общения в отечественной психологии, работы М.И. Лисиной. Развитие общения со взрослыми в онтогенезе.

Задания:

  1. Выписать предмет, метод и основные положения теории Л.С. Выготского, понятие высших психических функций и закон их развития (3, с. 177 – 186).

  2. Охарактеризовать условия психического развития (1; 5). Из работы Л.И. Божович выписать закономерности влияния биологических предпосылок на психическое развитие ребенка (1, с. 58 - 62).

  3. Привести доказательства, что общение является условием психического развития (2, с.17-25).

  4. Охарактеризовать структуру коммуникативной деятельности (2, 13с.).

  5. Выписать критерии потребности в общении (2, 34 с.).

  6. Определить критерии и параметры выделения форм общения (2, с. 76).

Задания для самостоятельной работы, контролируемые согласно графику: