ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.07.2020
Просмотров: 846
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Фак-т ПП, отделение ПП, 2Курс, 3семестр
преподаватели Чернокова Т.Е., Чечуева С.В.
Задания по самостоятельной работе
Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 3 семестр,
Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 4семестр
преподаватели Чернокова Т.Е., Чечуева С.В.
Задания по самостоятельной работе
Словарь
-
Психическое развитие;
-
Психологический возраст;
-
Закономерности психического развития;
-
Онтогенез, филогенез;
-
Стратегии и методы возрастной психологии;
-
Методологические принципы возрастной психологии;
-
Высшие психические функции и закон их развития;
-
Формы общения, критерии их выделения;
-
Развивающее обучение;
-
Зона ближайшего развития;
-
Социальная ситуации развития;
-
Возрастные новообразования;
-
Деятельность;
-
Ведущая деятельность;
-
Литические и критические периоды;
-
Возрастные периоды, разделы возрастной психологии.
План семинарских занятий
Возрастная психология
Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 3 семестр,
Преп: Т.Е. Чернокова., С.В. Чечуева
Семинар № 1-2
Тема: предмет и задачи возрастной психологии
Вопросы для обсуждения:
-
Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии.
-
Понятие психического развития. Закономерности психического развития (гетерохронность, неравномерность, сензитивность). Особенности психического развития в онтогенезе и филогенезе
-
Возраст как базовая категория возрастной психологии. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Основные структурные компоненты и динамические особенности психологического возраста.
-
Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юноши, психология зрелости, геронтопсихология.
-
История происхождения возрастных периодов в филогенезе. Детство как социокультурный феномен. Парадоксы детства.
-
Связь возрастной психологии с другими науками.
-
Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область знания.
а) Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии.
б) Развитие экспериментальной психологии (В. Вундт).
в) Требования педагогической практики (К.Д. Ушинский).
Задания:
-
Выписать предмет и задачи возрастной психологии (1, с. 24 – 25; 3, с. 11 – 14; 5).
-
Выписать понятия возраст (календарный, биологический, психологический), психическое развитие, филогенез, онтогенез (2).
-
Перечислить возрастные периоды, определить их границы (2).
-
Привести доказательства, что детство является социокультурным феноменом. Выписать парадоксы детства (1, с. 13 -22).
-
Выписать и охарактеризовать предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область знания (1, с. 22 – 23; 4, с. 6 - 10).
Литература
основная:
-
Обухова Л.Ф. Детская психология. - М.,1995.
-
Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд. – М.,1990.
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004.
дополнительная:
-
Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
-
Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002. – с. 5 – 10.
Семинар № 3
Тема: стратегии и методы возрастной психологии
Вопросы для обсуждения:
-
Понятия: методология, метод, стратегия.
-
Стратегии исследования в возрастной психологии (Д.Б. Эльконин). Цели, достоинства и ограничения.
-
Классификация методов возрастной психологии по Б.Г. Ананьеву: организационные, эмпирические; методы обработки данных, интерпретационные методы.
-
Основные этапы психологического исследования: подготовительный, собственно исследование, обработка данных, использование интерпретационных методов.
Задания:
-
Выписать понятия метод, методология возрастной психологии (3).
-
Выписать и охарактеризовать стратегии исследования в возрастной психологии(2, с. 28 – 32).
-
Выписать методологические принципы возрастной психологии ( 3; 7, с. 25 – 28)
-
Выписать группы методов возрастной психологии по Б.Г.Ананьеву, их назначение, виды, достоинства и недостатки (1, с.5; 4, с 41 – 50)
Литература
основная:
-
Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.,1994. –
-
Обухова Л.Ф. Детская психология. - М.,1995. - с. 28 - 32.
-
Психология. Словарь / Под ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. – 209 – 210.
дополнительная:
-
Ананьев Б.Г. Психология человека. – СПб., 1997.
-
Гамезо М.В. Герасимова В.С. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М,1999.
-
Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.,2001. - с. 6 - 10.
-
Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
Семинар № 4
Тема: преодоление биогенетического подхода в возрастной психологии
Вопросы для обсуждения:
-
Концепция рекапитуляции Ст. Холла. Развитие как развертывание наследственно заложенной программы. Биогенетический закон.
-
Закон повторяемости форм развития в концепциях Э. Меймана, П.П. Блонского.
-
Теория преформизма К.Бюлера.
-
Социогенетический подход в возрастной психологии
-
Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии В. Штерна.
Задания:
-
Выписать особенности понимания развития в биогенетическом подходе, определение биогенетический закон (1, с. 33 – 35; 2, с. 10 – 11,).
-
Дать характеристику периодизаций Холла – Гетчинсона, Меймана, К Бюлера, В. Штерна (2, с. 59 – 64).
-
Выписать особенности понимания развития в социогенетическом подходе (1, с. 38 – 40; 2, с. 14 -15).
-
Выписать особенности понимания развития в теории конвергенции (1, с. 43 – 46; 2, с. 16)
Литература:
основная:
-
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.,1995.
дополнительная:
-
Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
-
Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд. – М.,1990.- с. 27-28, 39-40, 45-46, 73-74, 270.
Семинар № 5
Тема: американская психология развития
Вопросы для обсуждения:
-
Особенности бихевиоризма как психологической школы (предмет и методы исследования).
-
Специфика представлений о психическом развитии в бихевиоризме: развитие как научение.
-
Классическое научение (Дж. Уотсон).
-
Оперантное научение (Б. Скиннер).
-
Понимание развития и научения необихевиоризме (А.Бандура, Сирс, Миллер…).
Задания:
-
Определить предмет, задачи и методы американской психологии развития.
-
Определить особенности понимания психического развития, механизмы, условия и движущие силы психического развития.
-
Определить особенности классического, оперантного и социального видов научения. Представить в схемах.
Литература:
основная
-
Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995. – с. 103 – 132.
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 84 –107
дополнительная
-
Зиглер Д. Хьелл Л., Теории личности. – С-П., 1997. – с. 331 – 353, 373 – 394.
-
Р. Кайл Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб. – 2002. –с. 25 – 26.
Семинар № 6
Тема: психоаналитические теории развития ребенка
Вопросы для обсуждения:
-
Специфика понимания психического развития в психоанализе: представления о природе человека, детерминантах поведения, закономерностях, факторах и движущих силах развития.
-
Структурная концепция личности 3. Фрейда. Этапы психосексуального развития.
-
Отличительные особенности и механизмы психического развития в концепции А. Адлера.
-
Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона.
-
Проблема условий психического развития в неопсихоанализе (А.Фрейд, К. Хорни…)
Задания:
-
Выписать основные положения теории З. Фрейда (предмет, метод исследования, структура личности, защитные механизмы).
-
Выписать механизмы и условия психического развития с точки зрения А. Адлера.
-
Выписать отличия основных положений классического психоанализа и неопсихоанализа.
-
Определить особенности понимания психического развития, механизмы, условия и движущие силы психического развития в психоанализе и неопсихоанализе.
-
Выписать основные понятия теории Э. Эриксона: эго-идентичность, групповая идентичность, эпигенетический принцип.
Задания для самостоятельной работы, контролируемые согласно графику:
-
Составить таблицу «Стадии психосексуального развития в теории Фрейда»
Название
Возраст
Основные проблемы
Достижения
Фиксации
-
Составить таблицу «Стадии жизненного пути в теории Эриксона»
|
Название |
Возраст |
Основные проблемы |
Достижения |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Литература:
основная
-
Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995. – с. 65 – 72, 79 – 93, 101 - 102.
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 57– 83
дополнительная
-
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С-П., 1997. – 105 – 134, 162 – 184, 214 – 236, 254 – 261.
-
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1991. С. 203 – 215.
Семинар № 7
Тема: генетическая психология. Ж. Пиаже
Вопросы для обсуждения:
-
Основные понятия концепции Ж. Пиаже. Специфика представлений о психическом развитии. Представление о природе интеллекта и механизмах его развития. Клиническая беседа как метод исследования.
-
Первая периодизация развития мышления Ж. Пиаже. Особенности детского мышления (эгоцентризм, синкретизм, антропоцентризм, нечувствительность к противоречию и т.д.). Эгоцентрическая речь. Преодоление эгоцентризма.
-
Учение о стадиях интеллектуального развития.
Задания:
-
Выписать понятия концепции Ж. Пиаже: интеллект, ассимиляция, аккомодация, логические операции, равновесие, обратимость, эгоцентризм, синкретизм, реализм, релятивизм, реципрокность).
-
Определить особенности понимания психического развития, механизмы, условия и движущие силы психического развития.
-
Выписать этапы развития мышления по первой периодизации Ж. Пиаже, особенности детской логики и речи, пути преодоления эгоцентризма.
Задания для самостоятельной работы, контролируемые согласно графику:
-
Дать содержательную характеристику стадий интеллектуального развития. Заполнить таблицу.
Стадия
Возраст
Характеристика
Сенсомоторный интеллект
Предоператорный интеллект
Конкретные операции
Формальные операции
-
Провести сравнительный анализ психоаналитического, бихевиористского и генетического подходов к проблеме психического развития. Заполнить таблицу.
Школа |
Предмет |
Методы |
Представления о психическом развитии |
Достижения |
||
Условия развития |
Движ силы развития |
Ход развития |
||||
Биогенетич теории |
|
|
|
|
|
|
Психоанализ |
|
|
|
|
|
|
Неосихоанализ |
|
|
|
|
|
|
Бихевиоризм |
|
|
|
|
|
|
Необихевиоризм |
|
|
|
|
|
|
Теория Ж. Пиаже |
|
|
|
|
|
|
Литература:
основная
-
Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995. – с.133 – 159, 170 - 176.
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 108 – 123
дополнительная
-
Кайл Р. Детская психологи. Тайны психики ребенка. – СПб., 2002. – с. 137 – 162.
-
Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. – СПб., 1997. с.219 – 281.
-
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1995 с. 174 – 225.
Семинар № 8
Тема: проблема условий психического развития в отечественной психологии
Вопросы для обсуждения:
1. Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского: сознание и его развитие как предмет исследования, экспериментально-генетический метод.
2. Проблема развития сознания. Натуральная и культурная линии развития.
3. Учение о высших психических функциях, закон развития ВПФ. Условия психического развития.
4. Общение как условие психического развития ребенка в концепции Л.С. Выготского.
5. Развитие идей Л.С. Выготского о роли общения в отечественной психологии, работы М.И. Лисиной. Развитие общения со взрослыми в онтогенезе.
Задания:
-
Выписать предмет, метод и основные положения теории Л.С. Выготского, понятие высших психических функций и закон их развития (3, с. 177 – 186).
-
Охарактеризовать условия психического развития (1; 5). Из работы Л.И. Божович выписать закономерности влияния биологических предпосылок на психическое развитие ребенка (1, с. 58 - 62).
-
Привести доказательства, что общение является условием психического развития (2, с.17-25).
-
Охарактеризовать структуру коммуникативной деятельности (2, 13с.).
-
Выписать критерии потребности в общении (2, 34 с.).
-
Определить критерии и параметры выделения форм общения (2, с. 76).
Задания для самостоятельной работы, контролируемые согласно графику: