ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.07.2020
Просмотров: 838
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Фак-т ПП, отделение ПП, 2Курс, 3семестр
преподаватели Чернокова Т.Е., Чечуева С.В.
Задания по самостоятельной работе
Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 3 семестр,
Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 4семестр
преподаватели Чернокова Т.Е., Чечуева С.В.
Задания по самостоятельной работе
Основные психические новообразования дошкольного возраста: интеллектуализация поведения (Л. С. Выготский), «социальное-Я», этические оценки, соподчинение мотивов, произвольное поведение (Д. Б. Эльконин), внутренняя позиция (Л.И. Божович). Характеристика кризиса семи лет (симптомы, значение). Понятие психологической готовности ребенка к школе. Мотивационная, интеллектуальная, волевая и коммуникативная готовность ребенка к школе.
Тема 4. Психология ребенка младшего школьного возраста
Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Особенности и динамика общения с взрослыми и сверстниками. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Содержание, структура и общие закономерности формирования учебной деятельности. Влияние учебной деятельности на становление познавательных функций (восприятия, памяти, мышления, внимания) и личности младшего школьника. Трудности адаптации к школе и усвоения школьных программ, их причины. Новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, анализ, внутренний план действий (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Тема 5. Психология подростка
Проблема кризиса подросткового возраста в зарубежной и отечественной психологии. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, интеллектуального и социального развития, понятие акселерации и ретардации. Граници и периоды возраста. Изменение социальной ситуации развития и отношений с взрослыми в подростковом возрасте. «Чувство взрослости». Кризис 13 лет. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность подростка, его роль в формировании возрастных новообразований. Учебная деятельность подростков, факторы, влияющие на успеваемость подростков. Особенности аффективно-потребностной и интеллектуальной сфер в подростковом возрасте. Акцентуации характера и девиантное поведение в подростковом возрасте. Самосознание как новообразование подросткового возраста. Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту, кризис 17 лет.
Тема 6. Психология юношества
Юность как этап психологического развития. Граници и периоды юности (Д.Б. Эльконин, И.С. Кон). Особенности социальной ситуации развития в юношеском возрасте. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность данного этапа. Особенности взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: проблема противостояния «отцов и детей». Юношеская субкультура, неформальные молодежные объединения. Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов, юношеская сексуальность, ухаживание и любовь. Проблема будущего в юношеском возрасте. Самоопределение как новообразование возраста. Кризис 21 года.
Тема 7. Психология зрелых возрастов
Понятие и критерии зрелости. Факторы, влияющие на человека в зрелых возрастах. Понятие «жизненный путь» (Б.Г. Ананьев). Граници и периоды зрелости. Особенности социальной ситуации развития, ее динамика. Трудовая деятельность как ведущая деятельность данного периода.
Молодость как первый этап зрелости. Потребность в независимости как ведущая на данном этапе. Основные проблемы данного возраста: осознание себя как взрослого человека, вступление в брак, освоение новых социальных ролей (семейных, профессиональных).
Кризис середины жизни, его содержание и значение: осознание утраты молодости, начало снижения физических возможностей, сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема данного кризиса. Разрешение кризиса, смена основ образа жизни, личностная перестройка.
Средняя зрелость как «золотой возраст». Влияние спада физических возможностей на самоощущение человека. Потребности в самореализации и передаче опыта. Преобразование социальных ролей. Критика понимания зрелости как «психической окаменелости». «Личностная зрелость» как новообразование возраста.
Особенности и динамика психических функций, возможности обучения в зрелых возрастах.
Содержание и значение предпенсионного кризиса (50—55 лет): изменение социальной ситуации развития, возрастная перестройка организма.
Тема 8. Психология старости
Биологические и социальные критерии старости. Понятие геронтогенеза. Периодизация старения. Факторы старения. Критика «теории инволюции». Особенности социальной ситуации развития в старости. Потребности в передаче накопленного опыта, уважении, самоутверждении как продуктивные показатели возраста. Общение как ведущая деятельность данного периода. Проблема долголетия. Индивидуальные варианты старения. Влияние «истории жизненного пути» личности на процесс старения. Особенности психических функций и возможности трудовой деятельности в старости, ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. «Духовная зрелость» как новообразование возраста.
Самостоятельная работа студентов
№ |
Раздел |
Содержание |
Литература |
1 |
Введение в проблемы возрастной психологии |
|
1, 6, 17 |
|
18 |
||
|
8 |
||
|
1, 11 |
||
|
1, 19, 21 |
||
|
2 |
||
|
17, 18 |
||
2 |
Особенности психического развития человека на разных этапах онтогенеза |
|
6, 12, 20 |
|
6, 20 |
||
|
6, 20 |
||
|
6, 16 |
||
|
6, 13 |
||
|
6, 13 |
||
|
6 |
||
|
6 |
Литература
Основная:
-
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1995.
-
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 – 1980гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.
-
Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1994.
-
Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. – М., 1996.
-
Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002.
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). – М., 2004.
Дополнительная:
-
Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., 1997.
-
Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М., 1994.
-
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.
-
Гамезо М.В. Герасимова В.С. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.
-
Зиглер Д. Хьелл Л., Теории личности. – СПб., 1997.
-
Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб., 2002.
-
Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
-
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.
-
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
-
Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.
-
Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд. – М., 1990.
-
Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
-
Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003.
-
Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.
-
Моргун В.Ф. Ткачева М.Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. – М., 1981.
-
Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М., 2003.
-
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
-
Развитие личности ребенка / Под ред. А.Н. Фонарева. – М., 1987.
-
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М., 1994.
-
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
Программа составлена доцентом кафедры
психологии и психофизиологии СФ ПГУ, к.пс.н. Т.Е. Черноковой
Самостоятельная работа студентов
Возрастная психология
Фак-т ПП, отделение ПП, 2Курс, 3семестр
преподаватели Чернокова Т.Е., Чечуева С.В.
График контроля самостоятельной работы
Объем самостоятельной работы в 3 семестре – 70 ч.
из них на подготовку к семинарам и лабораторным работам: 30 ч.
на самостоятельное изучение вопросов: 40 ч.
№ темы |
Тема |
Кол-во часов |
Форма контроля |
Срок исп-я |
1 |
Предмет и задачи возрастной психологии |
2 |
Тест |
октябрь |
2 |
Стратегии и методы возрастной психологии |
4 |
Собеседования |
ноябрь |
3 |
Зарубежные теории психического развития ребенка |
14 |
Проверка конспектов. Собеседования |
ноябрь |
4 |
Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии |
20 |
Проверка конспектов |
декабрь |
Задания по самостоятельной работе
№ |
Тема |
Задание |
лит-ра |
|
1 |
Предмет и задачи возрастной психологии |
1. Выписать предметы смежных с возрастной психологией наук. Составить схему: «Связь возрастной психологии с другими науками»; 2. Выписать основные понятия в словарь |
Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд. – М.,1990. |
|
2 |
Стратегии и методы возрастной психологии |
|
Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001. – с. 25 – 28. |
|
|
Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М., 1994. - с. 7 – 27. |
|||
3 |
Зарубежные теории психического развития ребенка |
|
Обухова Л.Ф. Детская психологи. – М., 1995. - с. 65 - 73, 79 – 92, 38 -40, 103 -104, 108 – 126, 139 – 157, 171 -175. |
|
4 |
Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии |
1. Выписать этапы развития общения по М.И. Лисиной, функции и особенности общения с взрослыми и сверстниками; Проанализировать и дополнить таблицу «Развитие форм общения с взрослыми у детей». По аналогии составить таблицу «Развитие форм общения со сверстниками» |
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.,1986. - с. с. 79 -80. |
|
2. Выписать принципы развивающего обучения |
Занков Л.В. Обучение и развитие // Хрестоматия… / Под ред.И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981. с. - 21 - 26 |
|||
3. Выписать критерии и этапы формирования умственных действий по П.Я. Гальперину |
Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001. – с. 334 – 338. |