ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.07.2020
Просмотров: 837
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Фак-т ПП, отделение ПП, 2Курс, 3семестр
преподаватели Чернокова Т.Е., Чечуева С.В.
Задания по самостоятельной работе
Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 3 семестр,
Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 4семестр
преподаватели Чернокова Т.Е., Чечуева С.В.
Задания по самостоятельной работе
План семинарских занятий
Возрастная психология
Факультет ПП, отделение ПП 2 курс, 4 семестр,
Преп: Т.Е. Чернокова, С.В. Чечуева
Семинар № 1
Тема: психология младенческого возраста
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика социальной ситуации развития младенца.
2. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность младенца.
3. Характеристика кризиса новорождённости. Формирование потребности в общении. Улыбка как новообразование новорожденности.
4. Микропериоды младенческого возраста:
5. Основные новообразования младенчества. Кризис первого года жизни.
Задания:
-
Составить схему: «Социальная ситуация развития младенца» (2. – с. 200).
-
Определить содержание и опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что непосредственно-эмоциональное общение является ведущей деятельностью младенца:
-соответствует месту ребенка в системе общественных отношений и его потребностям;
-в ней формируются предпосылки будущей ведущей деятельности;
-в ней развиваются частные психические процессы;
-в ней формируются основные личностные новообразования (2. – с. 201 – 206).
3. Заполнить таблицу: «Развитие общения ребенка а со взрослыми». (4. – с. 79 – 80; 109 – 114).
№ |
Название формы общения. |
Дата проявления в онтогенезе. |
Место общения в системе жизни-де-ят. ребенка |
Содержание потребности в общении |
Ведущ.мотив обще- ния. |
Основные сред- ва общения |
Значение для психического развития. |
-
Выписать особенности периода новорожденности (3. – с.156 – 157).
-
Выписать условия формирования у младенца потребности в общении (1. – с. 99 – 100).
-
Охарактеризовать улыбку как новообразования новорожденности, отличия психологической и гастрической улыбки (1. – с. 101 – 103).
-
Выписать структурные компоненты «комплекса оживления» и привести доказательств, что комплекс оживления - форма активности (1. – с.105 – 108).
-
Выписать условия становления предпосылок манипулятивной деятельности (1. – с. 124 – 127)
-
Выписать особенности манипулятивной деятельности младенца (1. – 130 – 131; 2, 207 – 209).
-
Выписать новообразования младенчества и симптомы кризиса первого года жизни (3. – с.177 – 179).
Литература:
основная
-
Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2003.
-
Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004.
дополнительная
-
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.,1986.
Семинар № 2
Тема: психология раннего возраста
Вопросы для обсуждения:
-
Характеристика социальной ситуации развития ребёнка раннего возраста. Особенности общения со взрослыми.
-
Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте.
а) значение для психического развития,
б) этапы развития предметной деятельности,
в) закономерности овладения предметно-орудийной деятельностью (Д.Б. Эльконин).
3. Развитие личности в раннем возрасте и основные личностные новообразования возраста.
4. Кризис трёх лет. Симптоматика.
Задания:
-
Составить схему: «Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста» (3. – с. 213).
-
Дополнить таблицу: «Развитие общения ребенка со взрослыми» (сем 1).
-
Определить содержание и опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте.
-
Описать особенности неспецифических, специфических, функциональных и предметно-орудийных действий (2. – с. 149 – 156) и закономерности овладения предметно-орудийной деятельностью по Д.Б. Эльконину (4. – с.183 – 185; 6).
-
Охарактеризовать особенности развития самосознания и личностные новообразования раннего возраста (1. – с. 81 – 86).
-
Выписать симптомы кризиса 3-х лет (4. – с. 197 – 199 или 3. – с. 222 – 223).
Литература:
основная
-
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе (1) // Избранные психологические труды. – М., 1995..
-
Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2003.
-
Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004.
дополнительная
-
Развитие личности ребёнка / Под. ред. А.Н. Фонарёва. – М. 1986. – с. 59. – 71.
-
Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий // Избранные психологические труды. – М. 1989.
Семинар № 3
Тема: психология дошкольного возраста
Вопросы для обсуждения:
-
Характеристика социальной ситуации развития дошкольника. Общение со взрослыми и со сверстниками в дошкольном возрасте. Значение. Динамика.
-
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника.
а) значение игры для психического развития ребёнка,
б) содержание, структура и динамика сюжетно-ролевой игры.
-
Развитие личности дошкольника.
-
Основные новообразования дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Кризис 7 - ми лет: симптоматика и особенности поведения ребенка в период кризиса.
-
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Задания:
-
Составить схему: «Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста» (2. – 231 – 232).
-
Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что игра является ведущей деятельностью дошкольника (4. – с. 207 – 209; 7. – с.136 – 156).
-
Дополнить таблицу: «Развитие общения ребенка а со взрослыми» (3. – с. 297 – 300).
-
Выписать особенности общения со сверстниками (3. – с.301 – 303)
-
Заполнить таблицу: «Развитие общения ребенка со сверстниками» (см сем 1) (3. – с.303 – 307; 5. – с. 6 – 25 ).
-
Выписать содержание и структуру сюжетно-ролевой игры (4. – с.202 – 206).
-
Заполнить таблицу: «Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» (6. – с. 116 – 120; 3. – с. 119 – 126).
Компоненты игры
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-7 лет
Замысел игры, постановка игровых целей и задач
Содержание игр
Сюжет игры
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре
Игровые действия, игровые предметы
Правила игры
-
Охарактеризовать особенности развития самосознания, личностные новообразования дошкольного возраста и условия их развития (1. – с. 90 – 98).
-
Выписать основные новообразования дошкольного возраста (2. – с. 253 – 254; 3. – с. 343 – 346).
-
Выписать симптомы кризиса 7-ми лет (4. – с. 220 – 221).
-
Выписать определение понятия и охарактеризовать компоненты психологической готовности к школе (3. – с. 347 – 351).
Литература:
основная
-
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе (2) // Избранные психологические труды. – М., 1995.
-
Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.
-
Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2003.
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004.
дополнительная
-
Рузская А.Г. Развитие общения ребёнка со взрослыми и со сверстниками // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г.А. – М., 1997.
-
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
-
Эльконин Д.Б. Комплексная характеристика развития игры. Игра и психическое развитие // Избранные психол. труды. – М., 1995.
Семинар № 4 - 5
Тема: психология младшего школьного возраста
Вопросы для обсуждения:
-
Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности социальной ситуации развития. Особенности общения со взрослыми и сверстниками.
-
Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте:
а) особенности и учебной деятельности, ее содержание;
б) структура учебной деятельности;
в) формирование учебной деятельности.
4. Трудности освоения обучающих программ и адаптации в младшем школьном возрасте, причины, пути преодоления.
5. Новообразования младшего школьного возраста.
Задания:
-
Составить схему: «Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста» (2. – с. 260 – 262).
-
Продолжить таблицы: «Развитие общения ребенка со взрослыми» и «Развитие общения ребенка со сверстниками» (4. – с. 274 – 275).
-
Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте (2. – с.262; 3. – с. 228, 235 – 238).
-
Выписать особенности и закономерности освоения учебной деятельности (2. – с. 262 – 263).
-
Выписать и охарактеризовать содержание и структурные компоненты учебной деятельности (потребности, мотивы, задачи, действия). В.В. Давыдов (1. – с. 77 – 80).
-
Выписать виды, причины, симптомы, пути преодоления трудностей в обучении и адаптации к школе (6. – с. 79 – 88, 229 – 232).
-
Выписать новообразования младшего школьного возраста (2. – с. 73 – 274).
Литература:
основная
-
Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М. , 1996..
-
Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004.
дополнительная
-
Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М. , 2001. – с. 251 – 280.
-
Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М. , 1990. –
-
с. 12 – 28.
-
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. , 1995.
Семинар № 6
Тема: психология подросткового и юношеского возрастов
Вопросы для обсуждения:
1. Подростковый возраст как этап психического развития. Особенности социальной ситуации развития.
2. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельности подростка: а) мотивы интимно-личностного общения, их динамика на протяжении возраста; б) содержание общения; в) влияние интимно-личностного общения на формирование новообразований возраста.
3. Самосознание как центральное новообразование подросткового возраста. Причины нарушений.
4. Юношеский возраст как этап психического развития. Характеристика социальной ситуации развития.
5. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в юношеском возрасте: содержание и структура.
6. Самоопределение как центральное новообразование юношеского возраста.
Задания:
-
Выписать границы и периоды взросления (2. – с.66 – 67).
-
Выписать физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту, определения понятий «акселерация» и «ретардация» (2. – с. 54 – 59).
-
Дать характеристику «чувство взрослости» (4. – с.256).
-
Составить схему: «Социальная ситуация развития в подростковом возрасте», определить особенности социального статуса подростка (3. – c.289 – 291; 4. – с. 242 – 245).
-
Продолжить таблицы: «Развитие общения ребенка со взрослыми» и «Развитие общения ребенка со сверстниками» (4. – с.252, 278 – 280).
-
Определить содержание и, опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым, доказать, что интимно-личностное общение является ведущей деятельностью в подростковом возрасте (3. – с. 291 – 292).
-
Выписать причины переориентации подростков со взрослого на сверстника (2. – с. 128 – 129).
-
Выписать мотивы общения со сверстниками в младшем, старшем подростковом и юношеском возрастах, дать психологическое обоснование такой динамики (7. – с. 154 – 155).
-
Выписать определение понятий самосознание, самоопределение, самоуважение. Определить особенности развития самосознания в подростковом возрасте. Выделить пути влияния интимно-личностного общения на формирование самосознания подростка. (1. – с. 107, 111; 2. – с. 84 – 104; 7. – с. 163 – 166).
-
Составить схему: «Социальная ситуация развития в юношеском возрасте», определить особенности социального статуса юноши. (4. – с. 264 – 265).
-
Определить содержание и, опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым, доказать, что учебно-профессиональная деятельность является ведущей в подростковом и юношеском возрастах (4. – с. 267).
-
Охарактеризовать центральное новообразование юношеского возраста и условия его развития (4. – с. 268 – 270).
-
Охарактеризовать кризис 21 года. (5. – с. 168).
Литература:
основная
-
Божович Л. И. Избранные психологические труды. – М., 1995.
-
Кон И.С. Психология ранней юности. – М. ,1989.
-
Обухова Л.Ф. Детская психология. – М. , 1995.- с. 275 – 294.
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 242 – 280.
дополнительная
-
Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М., 2003.
-
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001. – с. 280 – 331, 342 - 363.
-
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1995.
Семинар № 7 – 8
Тема: основные проблемы взросления
Вопросы для обсуждения:
-
Проблемы взаимоотношений со взрослыми в подростковом и юношеском возрасте. Конфликты и их причины. Проблема «отцов и детей».
-
Особенности эмоциональной сферы в период взросления. Норма и патология в подростковом возрасте. Акцентуации характера.
-
Девиантное поведение в период взросления.
-
Учебная деятельность в период взросления. Причины снижения успеваемости.
-
Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов в подростковом и юношеском возрасте.
-
Проблема «будущего» в подростковом и юношеском возрасте.
-
Юношеская субкультура.
Задания:
-
Выписать причины и поводы для конфликтов со взрослыми в подростковом и юношеском возрасте (2. – с. 145 – 146). Определить суть проблемы «отцов и детей» и возможности избегания конфликтов (1. – с. 106 – 114).
-
Определить факторы, влияющие на самощущение и эмоциональное состояние подростка (1. – с.78 – 79, 244).
-
Выписать критерии отличия нормы и патологии (2. – с. 236). Выписать «группы риска» (2. – с. 258 – 260).
-
Выписать и охарактеризовать виды нарушений психического развития в период взросления. (1. – с.246 – 248; 2. – с. 291 – 300).
-
Выписать и охарактеризовать акцентуации характера (1. – с. 248).
-
Выписать определения понятий «девиантное поведение», «антисоциальное поведение», «делинквентное поведение», «криминальное поведение» (1. – с.237).
-
Заполнить таблицу: «Характеристика девиантного поведения подростков»(1. – с. 238 – 243, 249, 252).
№
Вид девиантного поведения
особенности в подростковом возрасте
причины
пути профилактики
-
Определить особенности отношения к учителям (1. – с.122 – 123).Охарактеризовать динамику мотивации учебной деятельности в подростковом и юношеском возрастах. Выделить причины и пути преодоления снижения успеваемости (5. – с. 159 – 162)
-
Выделить основные линии и условия психосексуального развития в подростковом и юношеском возраста (2. – с.126 – 127).
-
Охарактеризовать особенности подростковой и юношеской сексуальности (1. – с.219 – 224, 229 – 230; 2. – с.128 – 130).
-
Охарактеризовать динамику отношения к будущему в подростковом и юношеском возрастах, дать психологическое обоснование (1. – с.190 – 192; 3. – с.273 – 275; 5. – с.179 – 181).
-
Выписать особенности юношеской субкультуры и причины образования формальных и неформальных молодежных объединений (1. – с. 141 – 143, 149, 159), параметры различения юношеских групп (1. – с.139 – 140).
-
Подготовить сообщения «Виды современных неформальных молодежных объединений» по группам (периодика).
Литература:
основная
-
Кон И.С. Психология ранней юности. – М. ,1989.
-
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М. , 1994.
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004.
дополнительная
-
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001. – с. 280 – 331, 342 – 363.
-
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1995. – с. 145 – 189.
Семинар № 9
Тема: психология зрелых возрастов
Вопросы для обсуждения:
-
Критерии зрелости. Границы и периоды зрелости. Факторы, влияющие на взрослого человека. Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
-
Характеристика ранней зрелости. Основные проблемы и задачи возраста (освоение социальных ролей в семье и на производстве).
-
Кризис середины жизни.
-
Поздняя зрелость как вершина жизненного пути. Влияние физиологических и психологических факторов на изменение социальной ситуации и ведущей деятельности. Основные проблемы и задачи возраста
-
Предпенсионный кризис.