ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.07.2020
Просмотров: 845
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Фак-т ПП, отделение ПП, 2Курс, 3семестр
преподаватели Чернокова Т.Е., Чечуева С.В.
Задания по самостоятельной работе
Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 3 семестр,
Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 4семестр
преподаватели Чернокова Т.Е., Чечуева С.В.
Задания по самостоятельной работе
-
Охарактеризовать формы общения в дошкольном возрасте (2, с. 77 - 98). Переписать таблицу: «Развитие общения дошкольника со взрослыми» (2, с. 79 -80), дополнить характеристикой общения с взрослым в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах.
-
По аналогии составить таблицу «Развитие форм общения с сверстниками».
Литература:
основная
-
Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Избранные психологические труды – М.,1997.
-
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.,1986.
-
Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 1995.
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 125 – 146.
дополнительная:
-
Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб.,2003. –с. 22 – 23.
Семинар № 9
Тема: проблема движущих сил психического развития в отечественной психологии
Вопросы для обсуждения:
1. Обучение как движущая сила психического развития в теории Л.С. Выготского. Критика зарубежных теорий обучения, развивающее обучение, понятие «зоны ближайшего развития».
2. Развитие идей Л.С. Выготского о развивающем обучении в отечественной психологии. Теории развивающего обучения Л.В. Занкова и В.В. Давыдова.
3. Деятельность как движущая сила психического развития. Понятие деятельности и ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев).
Задания:
-
Охарактеризовать подходы к проблеме соотношения обучения и развития (5).
-
Обосновать положение Л.С. Выготского о роли обучения в психическом развитии, понятия зоны ближайшего развития, развивающего обучения, типы обучения (4, с. 183 – 186; 6).
-
Выявить особенности развивающего обучения, отличия теорий развивающего обучения Л.В. Занкова и В.В. Давыдова (1, с.296 – 301; 2, с. 21 – 26).
-
Выписать понятие деятельность, ее структура, ведущая деятельность и характеристики ведущей деятельности (3, с. 20 – 27).
Литература:
основная
-
Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 – 1980гг. / Под ред.И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.
-
Занков Л.В. Обучение и развитие // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред.И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.
-
Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.,1996.
-
Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.
дополнительная
-
Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987 – с. 377 – 382.
-
Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
Семинар № 10
Тема: проблема периодизации психического развития в отечественной психологии
1. Критика подходов к проблеме периодизации психического развития в зарубежной психологии.
2. Понятие «возраста» и критерии периодизации в теории Л.С. Выготского. Понятие структура возраста, ее характеристики. Стабильные и критические возрасты.
3. Деятельность как критерий периодизации психического развития. Закон чередования ведущих типов деятельности Д.Б. Эльконина, типы кризисов, эпохи и стадии детства.
Задания:
-
Определить различия функциональной и генетической периодизаций (2, с. 331).
-
Выписать критерии периодизаций психического развития в зарубежной психологии и теории Л.С. Выготского (3).
-
Выписать понятия возраста, социальной ситуации развития, новообразований, особенностей кризисов (1, с.4 – 20).
-
Определить типы и виды ведущих деятельностей на разных стадиях онтогенеза (4, с. 169-176).
-
Выявить отличия культурно-исторического и зарубежных подходов к проблеме психического развития. Заполнить таблицу (3, с. 177 – 192).
Психологи |
Ход развития |
Условия |
Источники |
Форма развития |
Специфика развития |
Движущие силы развития |
|
|
|
|
|
|
|
Литература:
основная:
-
Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.,1996.
-
Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
-
Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.
-
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.,1994. с.169 –176
дополнительная
-
Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003. – с. 56 –57.
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 147 – 153.
Вопросы к зачету
Возрастная психология
Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 3 семестр,
Преп: Т.Е. Чернокова. С.В. Чечуева
-
Возрастная психология как наука. Понятие психического развития, возраста. Структура психологического возраста. Закономерности психического развития. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Связь с другими науками.
-
Разделы возрастной психологии. Их разработанность и значение. Исторический анализ понятий: детства, зрелости, старости. Парадоксы детства. Характеристика детства как социокультурного феномена.
-
Понятия: методология, метод, стратегия. Стратегии исследования в возрастной психологии (Д.Б. Эльконин).
-
Классификация методов возрастной психологии по Б.Г.Ананьеву. Характеристика групп методов.
-
Биогенетический подход в детской психологии (Ст. Холл, Э. Мейман, К.Бюлер, П.П. Блонский).
-
Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии (наследственности и среды) В. Штерна. Реализация факторного подхода в психологических теориях 20 в.
-
Концепции научения в бихевиоризме (Дж. Уотсон, Б. Скиннер). Виды научения.
-
Концепции научения в необихевиоризме (А.Бандура, Сирс, Миллер…).
-
Психоаналитические теории развития ребенка. Структурная концепция личности 3. Фрейда. Этапы психического развития.
-
Механизмы психического развития в концепции А. Адлера. Проблемы психического развития в неопсихоанализе (А.Фрейд, К. Хорни…). Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
-
Учение Ж. Пиаже о развитии интеллекта. Закономерности развития интеллекта. Качественное своеобразие детского мышления. Понятие эгоцентризма. Пути его преодоления.
-
Стадии интеллектуального развития Ж. Пиаже.
-
Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского. Предмет и метод исследования. Понятие высших психических функций, закон их развития. Учение о системном строении сознания. Линии развития сознания.
-
Понятие об условиях психического развития в зарубежной и отечественной психологии. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка. Общение как условие психического развития ребенка (Л.С. Выготский, М.И Лисина).
-
Развитие общения со взрослыми и сверстниками в онтогенезе (работы М.И Лисиной). Значение, характеристика форм общения.
-
Проблема обучения и развития в зарубежной и отечественной психологии. Концепция развивающего обучения Л.С. Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.
-
Развитие идей Л.С. Выготского о развивающем обучении в работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
-
Деятельность как движущая сила психического развития. Понятие деятельности и ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Закон чередования ведущих типов деятельности.
-
Проблема периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии. Критерии периодизаций, их достоинства и недостатки.
-
Особенности периодизации психического развития Л.С. Выготского - Д.Б. Эльконина: понятия «возраста», «социальной ситуации развития», «возрастных новообразований», стабильные и критические возраста. Д. Б. Эльконин: ведущая деятельность как критерий периодизации. Эпохи и стадии психического развития.
Самостоятельная работа студентов
График контроля самостоятельной работы
Возрастная психология
Фак-т ПП, отделение ПП, 2 курс, 4семестр
преподаватели Чернокова Т.Е., Чечуева С.В.
Объем самостоятельной работы:
общее количество часов в 4 семестре: 78 часов
из них на подготовку к семинарам и лабораторным работам: 30 ч.
на самостоятельное изучение вопросов: 48 ч.
№ |
Тема |
часов |
Форма контроля |
Срок исп-я |
5 |
Психология младенца |
4 |
Проверка конспектов |
март |
6 |
Психология ребенка раннего возраста |
2 |
Проверка конспектов |
март |
7 |
Психология ребенка дошкольного возраста |
4 |
Проверка конспектов |
март |
8 |
Младший школьный возраст |
6 |
Проверка конспектов. Собеседования |
апрель |
9 |
Подростковый возраст |
10 |
Проверка конспектов. Тест. Собеседования |
апрель |
10 |
Юношеский возраст |
6 |
Проверка конспектов. Тест. Собеседования |
апрель |
11 |
Психология зрелых возрастов |
4 |
Проверка конспектов |
май |
12 |
Психология старости |
4 |
Проверка конспектов |
май |
Задания по самостоятельной работе
№ |
Тема |
Задание |
лит-ра |
|
5 |
Психология младенца |
1. Выписать безусловные и ранние условные рефлексы, 2. Выписать условия формирования потребности в общении, особенности манипулятивной деятельности и условия ее формирования; 3. Составить таблицу: «Развитие сенсорных процессов в младенчестве» |
Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2003 Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 170 – 173 |
|
6 |
Психология ребенка раннего возраста |
1. Выписать особенности игровой, бытовой, изобразительной деятельности, в раннем возрасте; 2. Выписать особенности развития познавательных функций, речи, воли и произвольности в раннем возрасте |
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 188 – 193 |
|
7 |
Психология ребенка дошкольного возраста |
1. Выписать виды деятельности дошкольника, их особенности и значение для развития личности ребенка; 2. Выписать особенности развития психических функций в дошкольном возрасте |
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 210 – 220 |
|
8 |
Младший школьный возраст |
1. Выписать особенности игровой, трудовой, изобразительной деятельности в мл шк возрасте; 2. Выписать особенности развития психических функций в младшем школьном возрасте |
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. – с. 225 – 238 |
|
9, 10 |
Подростковый и юношеский возраст |
1. Изучить монографию И.С. Кона; 2. Охарактеризовать основные теории отрочества в психологии 3. Выписать особенности учебной деятельности в подростковом и юношеском возрасте и факторы, влияющие на их успеваемость; 4. Выписать особенности развития психических функций в подростковом и юношеском возрасте; 5. Выписать виды акцентуаций характера и девиантного поведения подростковом возрасте; |
Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2004. |
|
6. Найти в художественной литературе психологический портрет подростка с целью определения не приходящих, существенных характеристик возраста и исторически обусловленных особенностей; 7. Дать характеристику неформальных молодежных объединений |
|
|||
11 |
Психология зрелых возрастов |
1. Выписать факторы, влияющие на успешность освоения социальный ролей в молодости |
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М. , 1997. |
|
2. Выписать особенности развития психических функций в зрелости, охарактеризовать возможности обучения и творческих достижений в зрелых возрастах |
Гамезо М.В. и др. Возрастная психология. – М., 1999. - с. 27 -30 |
|||
3. Найти в художественной литературе примеры, иллюстрирующие проблемы зрелых возрастов |
|
|||
12 |
Психология старости |
1. Выписать индивидуальные варианты старения; 2. Выписать особенности развития психических функций в старости, охарактеризовать возможности трудовой деятельности и творческих достижений |
Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999. - с. 52-57, 67-72 |
|
3. Найти в художественной литературе примеры, иллюстрирующие проблемы геронтогенеза или типы старости |
|