ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 2004

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Н.А. Джумиго

Джумиго Н.А. Реинжиниринг бизнес-процессов: проблемы и решения: Монография. Барнаул: Изд-во Алт. у-та, 2005, с. 181

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ

И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕИНЖИНИРИНГА

БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

1.1. Предпосылки и условия формирования реинжиниринга бизнес-процессов как инструмента использования преимуществ технологий

1.2. Основные понятия и определения реинжиниринга бизнес-процессов

Различия между усовершенствованием и реинжинирингом бизнеса

1.3. Условия успешного реинжиниринга за рубежом и в России

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

К числу основных процессов в отделении полупроводников компании «ТИ» относятся следующие: выработка стратегии, разработка продукта, планирование и поддержка клиентов, развитие производственных возможностей, связи с клиентами и исполнение заказов. Каждый их этих процессов преобразует «входные ресурсы» в «выпуск».

Рис. 4.2. Система целей предприятий-учредителей ЗАО «Строительный концерн – Алтайпромстрой»

Рис. 4.4. Конкретные цели и задачи предприятий-учредителей ЗАО «Строительный Концерн – Алтайпромстрой»

Рис. 4.6. Конкретные цели и задачи предприятий-учредителей ЗАО «Строительный Концерн – Алтайпромстрой»

Рис. 4.7. Конкретные цели и задачи предприятий-учредителей ЗАО «Строительный Концерн – Алтайпромстрой»

продолжение приложения 5

продолжение приложения 6

Научное издание

То, чего удалось достичь IBM Credit,– 90-процентного сокращения времени прохождения сделки и роста производительности в 100 раз – полностью соответствует данному определению реинжиниринга.

В 90-е годы компании Германии оказались перед необходимостью проведения широкомасштабной модернизации и реинжиниринга, аналогичных тем, которые с середины 80-х годов осуществляют крупнейшие компании США.

Крупнейшие компании Германии, такие как «Сименс», «Маннесман», «Феба», «Хёст», «Пройссаг», «Фольксваген», «БМВ», «РВЕ» и другие осуществляли перестройку своей деятельности по следующим направлениям[40]:

  • повышение глобальной конкурентоспособности, концентрация бизнеса в перспективных отраслях, где компания, ее продукты и услуги имеют шанс быть в числе лидеров;

  • обеспечение производства и сбыта путем организации сети производственных подразделений на важнейших мировых рынках;

  • переход к плоским организационным структурам;

  • изменение подходов к мотивации высшего менеджмента;

  • ускорение инновационного процесса и увеличение расходов на НИОКР.

Во многих странах Европы (особенно в Великобритании и Швеции) к реинжинирингу обратились 60-70% крупных компаний, а также ряд некоммерческих организаций [40, с. 94-97].

Наибольший интерес РБП вызвал в Бразилии, Корее, странах Латинской Америки и Восточной Азии [72, с. 39].

К масштабной реформации реинжинирингового типа уже приступили некоторые крупные российские коммерческие структуры (Коммерсантъ-Daily, 1995, 6 июня) и есть основания ожидать, что их примеру последуют другие отечественные финансовые, производственные, торговые и иные компании, для большинства которых проблема постановки регулярного внутреннего менеджмента, отвечающего современным требованиям, сегодня весьма остра. Показательно использование авторами пионерской серии статей в журнале «Эксперт» [46, с. 33-41] о российском менеджменте идей и терминологии концепции реинжиниринга.

Увы, практика проведения радикальных преобразований в России не внушает оптимизма, более половины проектов заканчивается провалом. Последствия неудачных попыток реинжиниринга – впустую потраченные деньги и время, упущенные возможности и разрушенная структура организации.

Основными причинами непоправимых сбоев при проведении радикальных изменений – плохая предварительная проработка проекта:

  • В качестве объектов преобразований выбираются те бизнес-процессы, которые в принципе не могут дать ощутимого экономического эффекта после их реинжиниринга.

  • Назначается такой «хозяин процесса», который не в состоянии последовательно и жестко выдерживать план-график работ.

  • Рабочая команда недостаточно мотивирована конечным результатом работы.

  • Не согласованы реальные требования клиентов и возможности поставщиков процесса.

  • Ошибочно спроектирована технология нового бизнес процесса.

  • Выделены недостаточные ресурсы для проведения изменений или, что еще хуже, бюджет урезан на полпути.

  • Нововведения просто непонятны рядовым сотрудникам.

  • Эффект реинжиниринга неправильно измеряется или недостаточно ярко презентуется руководству и персоналу компании.

  • Компания оказывается не в состоянии самостоятельно разработать необходимые методики и инструментальные средства на должном уровне.


Чаще всего, компании, затеявшие у себя революцию, привлекают для поддержки изменений консалтинговые компании, которые уже имеют опыт проведения подобных проектов и могут реально помочь избежать грубых ошибок.

Типичные функции, которые отводятся консультантам:

  • методическая поддержка;

  • координация работ с использованием предыдущего опыта;

  • организация и проведение семинаров с высшим руководством;

  • тренинг и становление команд, способных самостоятельно решать проблемы;

  • объективная оценка ситуации;

  • «третья сторона» в контактах, как с внешними клиентами, так и внутри компании.

Многие компании имеют прекрасные замыслы преобразований, но побеждают те из них, кто умеет воплощать идеи на практике и не боится трудностей. Организация, руководители которой действительно понимают и принимают процессный подход, имеет очень высокую вероятность успеха.

Применительно к специфике российской экономики рекомендуется начинать с пробного проекта в той сфере деятельности, в которой он может принести должный успех. Руководство фирмы сможет оценить при этом возможные результаты применения методологии на других сферах деятельности организации. Реализация проектов реорганизации процесса бизнеса приводит к существенным изменениям в его методах в организации. Поэтому первостепенное значение приобретает управление процессом изменений. Здесь недопустимы излишняя поспешность, недостаточное финансирование или неспособность учесть внутреннее сопротивление переменам.

Основными составляющими процесса управления изменениями являются оценка готовности к ним организации и разработки плана их внедрения. Должны быть четко определены роли сотрудников, участвующих в процессе изменений. Инициаторы преобразований обязаны иметь полномочия для принятия решений об изменениях и претворять их в жизнь. Весьма важна и роль людей, которые не имеют формальной власти в организации, но могут использовать свое влияние в коллективе для инициирования процесса изменений. Консультанты предлагают для России следующую методику использования потенциала реинжиниринга:

  1. Определение направления развития бизнеса. На этом отрезке организация уточняет цели и принципы своей деятельности, решает ряд важных вопросов, например, определение ключевых рынков, групп покупателей и их основные потребности. При этом можно ориентироваться на результаты работы конкурентов или опыт других компаний.

  2. Определение масштаба и конечных целей проекта для чего используются средства анализа и моделирования, например, диаграммы потоков данных и методики сравнения текущих результатов деятельности с планируемыми на период завершения проекта.

  3. Планирование процесса, осуществляемое специалистами, которые работают над проектированием отдельных процессов. При этом ставятся такие цели, как сокращение длительности производственного цикла, оптимизация функций контроля и т.д. Определяется система оценки процесса и контроля за его эффективностью.

  4. Определение структуры организации и кадровой политики. Необходимо конкретизировать инфраструктуру для обеспечения эффективного функционирования новых процессов. Нужно проанализировать и определить организационные и кадровые последствия предлагаемого решения. Важно установить, какие принципы корпоративной культуры следует заложить в основу новой организационной модели. Это поможет определить различные структурные единицы, рабочие взаимоотношения, распределение полномочий, позволит спрогнозировать количество и виды должностей, необходимый уровень квалификации сотрудников и потребность в их обучении. Полезно также создать модель кадрового планирования.

  5. Технологическая поддержка, когда формулируются требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам новых технологий и оценивается их воздействие на работу организации. На основании этого производится выбор технологий, эффективных для данной организации.

  6. Определение физической инфраструктуры, когда выявляются характеристики помещения, оборудования (состав, расположение, назначение, функциональные особенности и др.), согласуются планы и проекты помещений и необходимых систем жизнеобеспечения (энергетическая система, системы водоснабжения, вентиляции и т.д.).

  7. Осуществление внутренней политики предприятия и оценка влияния действующего законодательства. Определяются сферы, где для реализации выбранных решений необходимы изменения во внутренней политике. Как правило, необходимость в таких изменениях выявляется на более ранних этапах проекта и нужно как можно раньше решить, возможно ли изменение политики или же следует строить новые процессы на основе уже существующих.

  8. Мобилизация ресурсов для осуществления проекта, когда обеспечивается планирование новых процессов для получения максимально быстрой и эффективной отдачи. Составляется окончательный бюджет затрат (в том числе капитальных и затрат на реализацию), оцениваются преимущества и риски, связанные с каждым бизнес-решением. Внедряется стратегия управления процессом изменений для обеспечения успешной реализации проекта. План работы призван фиксировать цели, сроки, проблемы, ресурсы и ответственных по каждому направлению. Необходимо использовать автоматизированные средства планирования для оптимизации плана работ и контроля за ходом их выполнения.

  9. Внедрение. В процессе реинжиниринга появляется возможность достижения быстрого успеха при минимальном привлечении ресурсов. Важно ее ускоренными темпами реализовать. Для проверки действенности выработанных подходов и рекомендаций к разработке новых бизнес-процессов, как уже убедила практика, обычно требуется осуществление пробных (пилотных) проектов, призванных продемонстрировать их жизнеспособность и эффективность. Тем не менее, основу внедрения составляют действия, описанные в плане внедрения.


Осуществление подобных проектов требует немалых усилий. Необходимо создать команду специалистов, в которую должны входить: один из руководителей организации, группы по проектированию каждого процесса, подвергающегося реинжинирингу, группы внедрения, которые могут пересекаться с группами проектирования, а также наблюдательный комитет, необходимый для координации проекта и состоящий из авторитетных представителей организации и внешних консультантов.

В российских условиях стратегическая задача предприятия – посредством осуществления комплексной программы реинжиниринга, включающей качественное совершенствование основных бизнес-процессов с одновременным внедрением новых информационных технологий, добиться модернизации и существенного повышения эффективности бизнеса.

В современной России законотворческая активность настолько велика, что за месяц принимается до 1000 документов, которые суммарно вносят еще несколько тысяч изменений. Чтобы не оказаться в плену устаревшей информации, не совершить дорогостоящих ошибок, каждое предприятие обязано иметь надежный инструмент для решения правовых вопросов. Эти вопросы возникают каждый раз, когда предстоит заключить очередной договор с партнером или разработать новый вид услуг. В больших организациях эти процессы обязательно контролируются специальными подразделениями – юридическими службами. В ходе подготовки контрактов часто участвуют специалисты и других подразделений, которые также должны быть в курсе последних изменений законодательства. Рациональным решением этой задачи с точки зрения реорганизации данного бизнес-процесса представляется использование централизованной правовой информационной службы, к которой имеют доступ все заинтересованные структурные подразделения. Таким инструментом для многих тысяч специалистов в России и за рубежом стала справочная правовая система Консультант, которая активно используется в ряде российских банков.

Эффективное включение российских компаний в мировую управленческую революцию, суть которой изложена в данной монографии, потребует от руководителей осознание того, что реинжиниринг – это не единовременный проект. Реинжиниринг должен стать их «стилем жизни». Нынешнее поколение отечественных менеджеров вынуждено, к сожалению, учиться подобным вещам, как правило, на собственном опыте, подрастающее же поколение «капитанов российского бизнеса» имеет шанс быть воспитанными в традициях нового управленческого мировоззрения, подчеркивающего приоритетную роль организационных резервов эффективности.


ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ


2.1. Понятие и сущность бизнес-процессов


Хотя люди, вовлеченные в процесс производства, мыслили в терминах производственных процессов в течении многих десятилетий, теория бизнес-процессов впервые появилась меньше двадцати лет назад.

Выделение бизнес-процессов, их анализ и последующее совершенствование – колоссальный резерв для повышения конкурентоспособности компании и эффективности ее работы. Среди основных преимуществ такого подхода можно выделить простоту проведения оптимизации как самих процессов, с точки зрения их организации, синхронизации, взаимосогласованности, так и ресурсов, потребляемых процессами, особенно это касается человеческих ресурсов. Кроме того, становится очевидность управления, нацеленного на конечный результат, который оценивается потребителем – клиентом процесса.

Идея структуризации процессов получила интенсивное развитие за последние несколько десятков лет. Повсеместно массовое использование описания процессов инициировало создание международных стандартов по их описанию.

В частности, описание процессов можно найти в стандартах качества ISO – 9000, принимаемых более чем в ста странах мира, в том числе и в России.

Существует множество определений или интерпретаций базовой категории РБП – понятие «бизнес-процессов»» (БП).

М. Робсон и Ф. Уллах дают следующее определение: «Бизнес-процесс – это поток работы, переходящий от одного человека к другому, а для больших процессов, вероятно, от одного отдела к другому. Процессы можно описать на разных уровнях, но они всегда имеют начало, определенное количество шагов посередине и четко очерченный конец» [87, с. 27].

Далее авторы отмечают, что процессы – это потоки работы, и у них есть свои границы, другими словами, начало и конец. Для любого отдельно взятого процесса эти границы установлены различными типами входов и выходов (рис. 2.1) [87, с. 28-29].






Внутренний

Внешний












Рис. 2.1. Входы и выходы процесса.

М. Хаммер и Д. Чампи дают следующее определение: «Мы определяем бизнес-процесс как совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя» [106, с. 65].

На схеме 2.1. представлена слегка упрощенная схема укрупненных процессов, отражающая полупроводниковый бизнес компании «Тексас Инструментс» (ТИ) [106, с. 174-175].

Схема 2.1.

Схема процессов полупроводникового бизнеса компании

«ТЕКСАС ИНСТРУМЕНТС»












К числу основных процессов в отделении полупроводников компании «ТИ» относятся следующие: выработка стратегии, разработка продукта, планирование и поддержка клиентов, развитие производственных возможностей, связи с клиентами и исполнение заказов. Каждый их этих процессов преобразует «входные ресурсы» в «выпуск».


Как отмечает Т. Давенпорт: «Процесс это специфическая упорядоченная совокупность работ, заданий (activities) во времени и в пространстве, с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов» [118, с. 8].

Международные стандарты семейства ISO 9000 основываются на понимании того, что процесс представляет собой набор взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, который трансформирует то, что на входе, в результат на выходе (схема 2.2) [57, с.9].

Каждый процесс имеет вход. Выход является результатом процесса. Процесс сам по себе является (или должен быть) преобразующим, добавляющим ценность.

ISO 9001:2000 требует от организаций управления всеми процессами, так как это помогает обеспечить мягкий переход на стыках процессов и помогает отдельным сотрудникам понять как их работа отражается на работе других сотрудников.

Схема 2.2.

Представление процесса в стандарте ISO 9001:2000












А. Шеер отмечает, что бизнес-процесс описывается при помощи подлежащих выполнению функций, с указанием их последовательности. Главная роль здесь отводится не субъектам ответственности, как это было на статичной диаграмме взаимодействия, а динамичной последовательности функций. Функциональные потоки представляют собой последовательности выполнения функций для создания выхода, и таким образом, они могут характеризовать бизнес-процесс (рис. 2.2) [108, с. 9-12].

В работах А. Шеера представлены систематизированные знания по теоретическим основам бизнес-процессов и бизнес-информатики. Дается базовая модель бизнес-процесса, описываются субъекты процесса и все виды потоков, проистекающих в рамках бизнес-процессов.

Эта базовая модель имеет определяющее значение при дальнейшем изложении двух концепций – Архитектуры Интегрированных Информационных Систем (АРИС) и Архитектуры Бизнес-Инжиниринга (АБИ).

Концепция АРИС – это методология информационных систем, концепция АБИ – представляет собой четко сформированную методологию проведения всего цикла работ по реформированию (совершенствованию) бизнеса: от формирования стратегических целей компаний до подробнейшей спецификации проекта информационной системы [108; 109].

Е Ойхман и Э. Попов дают следующее определение: «Бизнес-процесс – это множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного или более входов, и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту. Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту товар и услугу, т.е. продукцию, удовлетворяющую его по стоимости, долговечности, сервису и качеству. Термин клиент следует понимать в широком смысле. Это может быть действительно просто клиент, а может быть и другой процесс, протекающий во внешнем окружении компании, например, у партнеров или субподрядчиков» [72, с. 16].

Авторы книги «Семь нот менеджмента» отмечают, что бизнес-процессы характеризуют в деталях порядок исполнения функций компаний. К бизнес-процессам привязывают большое число различных характеристик – сроки, логические переменные, затраты, стоимость, эффективность и др.