ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 23407
Скачиваний: 331
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение в муниципальное право
Глава 1. Муниципальное право — комплексная отрасль права
§ 1. Понятие и предмет муниципального права
§ 2. Правовое регулирование муниципальных отношений
§ 3. Муниципально-правовые нормы и институты
§ 4. Источники муниципального права
§ 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты
§ 6. Система муниципального права
§ 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
Глава 2. Научная дисциплина муниципального права
§ 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права
§ 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России
§ 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления
§ 1. Основные теории местного самоуправления
§ 2. Муниципальные системы зарубежных стран
§ 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
§ 4. Организация местной власти в советский период
§ 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия
Глава 4. Понятие местного самоуправления
§ 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
§ 3. Местное самоуправление — форма народовластия
Глава 5. Общие принципы местного самоуправления
§ 1. Понятие общих принципов местного самоуправления
§ 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
§ 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан
§ 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
§ 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
§ 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
§ 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления
§ 10. Гласность местного самоуправления
§ 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении
§ 12. Государственная гарантия местного самоуправления
Глава 6. Функции местного самоуправления
§ 1. Понятие функций местного самоуправления
§ 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
§ 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
§ 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
§ 6. Охрана общественного порядка
Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав
§ 1. Понятие системы местного самоуправления
§ 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
§ 5. Народная правотворческая инициатива
§ 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления
Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия
§ 1. Понятие и система органов местного самоуправления
§ 2. Представительные органы местного самоуправления
§ 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления
Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований
§ 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
§ 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
Раздел III. Основы местного самоуправления
Глава 11. Правовая основа местного самоуправления.
§ 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления.
§ 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований
Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления
§ 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
§ 2. Границы и состав территории муниципального образования
§ 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований
Глава 13. Организационные основы местного самоуправления
§ 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
§ 2. Определение организационной структуры местного самоуправления
Глава 14. Структура и организация работы органов местного самоуправления
§ 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления
§ 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления
§ 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
Глава 15. Муниципальная служба
§ 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы
§ 2. Понятие и виды муниципальных должностей
§ 3. Понятие и классификация муниципальных служащих
§ 4. Правовой статус муниципального служащего
§ 5. Прохождение муниципальной службы
§ 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
§ 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях
§ 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)
§ 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения
Глава 17. Финансово-экономические основы местного самоуправления
§ 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
§ 2. Муниципальная собственность
§ 3. Местный бюджет и другие местные финансы
Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
Глава 18. Предметы ведения местного самоуправления
§ 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
§ 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
Глава 19. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления
§ 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
§ 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
§ 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов
§ 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
§ 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства
§ 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
Глава 25. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры
Глава 26. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения
Глава 27. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
Раздел V. Гарантии местного самоуправления
Глава 29. Понятие и система гарантий местного самоуправления
§ 1. Понятие гарантий местного самоуправления
§ 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
§ 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
§ 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
Глава 30. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
§ 1. Понятие ответственности в системе местного самоуправления
§ 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
§ 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
Кроме того, работникам предприятий связи, работающим и проживающим в сельской местности, органами местного самоуправления предоставляются жилые помещения, топливо, земельные и иные угодья и другие социальные льготы, установленные для работников сельскохозяйственных предприятий в данной местности.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий оказывают содействие предприятиям, учреждениям и организациям, в ведении которых находятся линии и сооружения связи, линии и сооружения радиофикации, в предупреждении повреждений этих линий и сооружений, а также в обеспечении обязательного выполнения всеми юридическими и физическими лицами требований Правил охраны линий и сооружений связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г.2 При предоставлении земель, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, под сельскохозяйственные угодья, огородные и садовые участки и в других сельскохозяйственных целях органами местного самоуправления при наличии согласия предприятий, в ведении которых находятся сооружения связи и радиофикации, в выдаваемых документах о правах на земельные участки в обязательном порядке делается отметка о наличии на участках зон с особыми условиями использования.
С органами местного самоуправления предварительно согласовываются условия производства работ по ремонту и восстановлению кабельных линий связи и линий радиофикации, требующих снятия дорожных покрытий и разрытия грунта в пределах городов и других населенных пунктов. Если при повреждении кабельной линии отсутствует возможность организации обходной линии связи, работы по снятию дорожных покрытий и разрытию грунта могут производиться без предварительного согласования, но с обязательным вызовом на место производства работ представителя органа местного самоуправления.
Тарифы на услуги, предоставляемые организациями почтовой связи, устанавливаются согласно закону на договорной основе. Однако тарифы на универсальные услуги почтовой связи (услуги по приему, обработке, перевозке и доставке письменной корреспонденции, почтовых и телеграфных переводов денежных средств) регулируются законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1998 г. «О совершенствовании государственного регулирования цен (тарифов) на услуги связи»11 утвержден перечень услуг связи, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (внутренние почтовые отправления, внутренняя телеграмма и др.).
Правительство РФ утверждает также Правила оказания услуг почтовой связи2, Правила оказания услуг телефонной связи3, Правила оказания услуг проводного вещания (радиофикации), Правила предоставления услуг телеграфной связи4 и другие нормативные правовые акты в области связи, которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги связи, включая и муниципальные предприятия связи.
Режим работы объектов почтовой связи, находящихся в муниципальной собственности, по обслуживанию пользователей услуг почтовой связи устанавливается органами местного самоуправления.
Продолжительность работы объектов федеральной почтовой связи, согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, согласовывается с органами местного самоуправления и осуществляется в режиме, удобном для пользователей услуг.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы на услуги связи определенным категориям граждан за счет средств местного бюджета. По согласованию с органами местного самоуправления хозяйствующие субъекты могут предоставлять льготы на установку квартирных телефонных аппаратов лицам, не имеющим права на внеочередную установку телефона, при условии сохранения приоритета лиц, пользующихся такими льготами в соответствии с законодательством.
Органы местного самоуправления вправе вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения о развитии сети почтовой связи на территории муниципального образования.
Обеспечению деятельности органов местного самоуправления и организации их эффективного взаимодействия с органами государственной власти, предприятиями, организациями и учреждениями служит информационная система, т.е. организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Правовые основы формирования и функционирования информационных систем муниципальных образований составляет Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации».
В качестве одного из основных направлений государственной поддержки местного самоуправления Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления выделяет информационную поддержку и информационное обеспечение деятельности местного самоуправления. Программа предусматривает создание информационно-аналитической поддержки на базе использования современных информационных технологий. Для этого предлагается:
• создание новых и развитие действующих локальных информационных сетей органов местного самоуправления и региональных аналитических центров и их сопряжение с федеральной информационно-телекоммуникационной системой;
• оказание финансовой поддержки органам местного самоуправления прежде всего для разработки концепции информационной сети, приобретения и изготовления программных средств и необходимой техники;
• разработка системы государственных и муниципальных стандартов информации;
• подготовка кадров и организационно-структурное оформление информационной системы.
Важное значение для формировании муниципальных информационных систем имеет учет, сбор и обработка информации на предприятиях и в организациях, расположенных на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления взаимодействуют в этой сфере с органами государственной статистики, которые ведут учет показателей финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций.
Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» наряду с органами государственной власти, общественными объединениями, гражданами обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом. Вместе с тем органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам своей деятельности (речь идет об отдельных документах и отдельных массивах документов, а также документах в информационных системах — библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суд.
Органы местного самоуправления организуют и содержат муниципальные архивы, осуществляют в пределах своей компетенции массовое информационное обеспечение пользователей информации по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Это является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Закон запрещает относить к информации с ограниченным доступом нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов местного самоуправления, а также права, свободы, обязанности граждан и порядок их реализации. Открытыми и доступными должны быть документы, содержащие информацию о деятельности органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения (за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне), а также документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, согласно Федеральному закону от 29 декабря 1994 г. «Об обязательном экземпляре документов»1, вправе определять с учетом своих потребностей виды документов, входящих в состав обязательного местного экземпляра. Обязательный бесплатный местный экземпляр — это экземпляры различных видов изготовленных на территории города, района документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленном Законом. Одной из целей формирования системы обязательного документа является, в частности, формирование комплекта местных документов и краеведческих фондов.
Глава 24. Полномочия местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства
Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит к ведению муниципальных образований в области жилищного и коммунального хозяйства следующие вопросы местного значения:
а) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
б) создание условий для жилищного строительства;
в) организация, содержание и развитие муниципальных энер-го-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
г) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.
Таким образом, деятельность органов местного самоуправления в жилищной и коммунальной сферах направлена прежде всего на обеспечение в рамках своих полномочий социальных гарантий жилищных прав граждан. Роль органов местного самоуправления, как и роль государства в целом, в обеспечений этих гарантий в последние годы существенным образом изменилась. Это связано с тем, что наряду с государственной и муниципальной собственностью существует частный жилищный фонд. Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Значительная часть квартир государственного и муниципального жилищного фонда была приватизирована. Появились частные организации, занимающиеся проектированием и строительством жилья. Граждане могут реализовать свое конституционное право на жилище путем приобретения жилья в собственность, кооперативного или индивидуального жилищного строительства, а также из государственного или муниципального жилищного фонда. Начал функционировать рынок жилья.
Коренные изменения произошли в структуре источников финансирования жилищного строительства. Доля бюджетных средств во вводе жилья, достигавшая до начала экономической реформы 80%, сократилась в настоящее время примерно до 26%. Основным источником финансирования жилищного строительства стали внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан и юридических лиц, принимающих участие в финансировании строительства жилья. Повысился удельный вес малоэтажного строительства. Проводится демонополизация жилищно-коммунального хозяйства. В городских поселениях создаются товарищества собственников жилья.
Вместе с тем острота жилищной проблемы не снизилась. На ее решение нацелена реализация Государственной программы «Жилище». Основные направления нового этапа ее реализации были одобрены Указом Президента РФ от 29 марта 1996 г.1 В качестве одной из главных задач нового этапа решения жилищной проблемы названо расширение прав органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан и в проведении жилищной реформы.
Органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать соответствующие региональные программы, руководствуясь Основными направлениями нового этапа реализации программы «Жилище».
Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства составляют законы РФ от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики»2 и от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями)1, Федеральный закон от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья», другие федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные правовые акты, касающиеся жилищной сферы, коммунальных услуг.
Формирование муниципального жилищного фонда, который находится в ведении органов местного самоуправления, осуществляется на основе постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В муниципальную собственность передавался жилищный и нежилой фонд, находившийся в управлении органов местного самоуправления, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5—7% -ных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Муниципальный жилищный фонд составляют жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы), дома социального использования, служебные и иные жилые помещения.
Кроме того, в ведение муниципальных образований перешли объекты жилищно-коммунального хозяйства: жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты социальной инфраструктуры; объекты инженерной инфраструктуры городов, предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт данных объектов, и др.
Значительная часть объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в начале 90-х гг. находилась на балансе крупных государственных предприятий. В связи с процессом приватизации государственных предприятий встал вопрос о дальнейшем использовании этих объектов. Согласно Указу Президента РФ от 10 января 1993 г. «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и др.) с обязательным сохранением их профиля. Исключение составляют: • здания, сооружения, жилые помещения, в том числе встроенно-пристроенные, используемые предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания для нужд организаций и учреждений социальной защиты населения, детских домов, домов ребенка, домов престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;