ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 23408
Скачиваний: 331
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение в муниципальное право
Глава 1. Муниципальное право — комплексная отрасль права
§ 1. Понятие и предмет муниципального права
§ 2. Правовое регулирование муниципальных отношений
§ 3. Муниципально-правовые нормы и институты
§ 4. Источники муниципального права
§ 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты
§ 6. Система муниципального права
§ 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
Глава 2. Научная дисциплина муниципального права
§ 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права
§ 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России
§ 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления
§ 1. Основные теории местного самоуправления
§ 2. Муниципальные системы зарубежных стран
§ 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
§ 4. Организация местной власти в советский период
§ 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия
Глава 4. Понятие местного самоуправления
§ 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
§ 3. Местное самоуправление — форма народовластия
Глава 5. Общие принципы местного самоуправления
§ 1. Понятие общих принципов местного самоуправления
§ 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
§ 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан
§ 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
§ 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
§ 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
§ 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления
§ 10. Гласность местного самоуправления
§ 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении
§ 12. Государственная гарантия местного самоуправления
Глава 6. Функции местного самоуправления
§ 1. Понятие функций местного самоуправления
§ 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
§ 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
§ 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
§ 6. Охрана общественного порядка
Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав
§ 1. Понятие системы местного самоуправления
§ 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
§ 5. Народная правотворческая инициатива
§ 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления
Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия
§ 1. Понятие и система органов местного самоуправления
§ 2. Представительные органы местного самоуправления
§ 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления
Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований
§ 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
§ 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
Раздел III. Основы местного самоуправления
Глава 11. Правовая основа местного самоуправления.
§ 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления.
§ 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований
Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления
§ 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
§ 2. Границы и состав территории муниципального образования
§ 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований
Глава 13. Организационные основы местного самоуправления
§ 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
§ 2. Определение организационной структуры местного самоуправления
Глава 14. Структура и организация работы органов местного самоуправления
§ 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления
§ 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления
§ 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
Глава 15. Муниципальная служба
§ 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы
§ 2. Понятие и виды муниципальных должностей
§ 3. Понятие и классификация муниципальных служащих
§ 4. Правовой статус муниципального служащего
§ 5. Прохождение муниципальной службы
§ 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
§ 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях
§ 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)
§ 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения
Глава 17. Финансово-экономические основы местного самоуправления
§ 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
§ 2. Муниципальная собственность
§ 3. Местный бюджет и другие местные финансы
Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
Глава 18. Предметы ведения местного самоуправления
§ 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
§ 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
Глава 19. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления
§ 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
§ 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
§ 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов
§ 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
§ 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
§ 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства
§ 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
Глава 25. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры
Глава 26. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения
Глава 27. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
Раздел V. Гарантии местного самоуправления
Глава 29. Понятие и система гарантий местного самоуправления
§ 1. Понятие гарантий местного самоуправления
§ 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
§ 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
§ 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
Глава 30. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
§ 1. Понятие ответственности в системе местного самоуправления
§ 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
§ 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
4) содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
5) общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания закрепленных законодательством прав потребителей в порядке и формах, согласованных с районной Управой;
6) работа с детьми и подростками, содействие в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;
7) защита интересов жителей как потребителей коммунально-бытовых услуг в соответствующих службах района, административного округа и города;
8) содействие жителям в решении жилищной проблемы, подготовка соответствующих ходатайств и проведение консультаций;
9) внесение предложений в районную Управу по вопросам, затрагивающим интересы жителей, в том числе:
использования земельных участков на территории общины под строительство, детские и оздоровительные площадки, скверы, стоянки автомобилей, гаражи, площадки для выгула собак и для других общественно полезных целей и др.
Органы территориальной общины в процессе своей деятельности взаимодействуют с органами власти района и города, в том числе и на основе договоров и соглашений.
Договор заключается на выполнение переданных комитету (совету) полномочий, на выполнение обусловленных работ и предоставление услуг. В нем указываются объемы и сроки выполнения работ и услуг, порядок финансирования, условия выделения имущества, обязательства сторон. Соглашение может быть заключено между районной Управой и комитетом (советом) по всему комплексу их взаимоотношений.
Районная Управа вправе осуществлять контроль за деятельностью комитетов (советов) в части переданных общине полномочий.
Предложения территориальной общины, принятые собранием (сходом), конференцией и переданные в районную Управу, в случае возникших разногласий рассматриваются районным Собранием.
Решения собраний (сходов), конференций общины, а также ее органов, принимаемые в рамках действующего законодательства и своих полномочий, для органов власти и граждан, проживающих на данной территории, носят рекомендательный характер. Решения собраний (сходов), конференций общины для ее органов носят обязательный характер.
Решения собраний (сходов), конференций общины или ее органов, не соответствующие законам РФ и г. Москвы, могут быть приостановлены, в том числе районной Управой, и отменены в судебном порядке.
В целях содействия эффективному территориальному общественному самоуправлению, координации деятельности территориальных общин и оказания им организационной и методической помощи территориальными общинами на добровольной основе могут создаваться городские, окружные, районные и другие ассоциации комитетов (советов) общественного самоуправления.
Ассоциации комитетов (советов) общественного самоуправления являются общественными объединениями и в своей деятельности руководствуются Федеральным законом «Об общественных объединениях» и уставом ассоциации.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 23 июня 1997 г. «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» жители города осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется на всей его территории в границах территорий городов, поселков, муниципальных округов Санкт-Петербурга. На территории Санкт-Петербурга создано 111 муниципальных образований. Структура органов местного самоуправления определяется населением муниципального образования самостоятельно и закрепляется в его уставе. Органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге не входят в систему органов государственной власти. При этом выборные общегородские органы местного самоуправления Санкт-Петербурга не создаются. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами Санкт-Петербурга не допускается. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Таким образом, организация местного самоуправления в Санкт-Петербурге строится в соответствии с общими принципами местного самоуправления, закрепляемыми Конституцией РФ и федеральными законами.
§ 5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации регулирование особенностей организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях (ст. 4).
Закрытым административно-территориальным образованием Закон РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании»1 признает имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования определяются законодательством о местном самоуправлении с учетом следующих особенностей (они также устанавливаются законом).
Предложение об этом вносится Правительством РФ. В представлении Правительства РФ должны содержаться согласованные с соответствующими субъектами РФ предложения об установлении административной подчиненности, об определении границ и об отводе земель создаваемого (упраздняемого) закрытого административно-территориального образования.
Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются с учетом особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, а также потребностей развития населенных пунктов. При этом границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами субъектов РФ, а также районов.
2. Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:
а) установления административной подчиненности, границ и земель, отводимых предприятиям и объектам закрытого административно-территориального образования;
б) определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении данных образований;
в) обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включая специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.
Решения по данным вопросам принимается Правительством РФ.
3. Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых упомянутым Законом от 14 июля 1992 г.
4. В соответствии с указанным Законом в доходы бюджета закрытого административно-территориального образования зачисляются все налоги и другие поступления с его территории.
Дефицит бюджета данного образования покрывается субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. Эти статьи федерального бюджета являются защищенными статьями.
Закон предусматривает, что строительство в закрытом административно-территориальном образовании за счет ассигнований из федерального бюджета предприятий и объектов, их реконструкция с сохранением оборонной направленности производства влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления.
При финансировании государственного оборонного заказа предприятия и объекты, выполняющие такой заказ, производят отчисления в бюджет закрытого административно-территориального образования для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в размере 1% от объема финансирования, включаемые в стоимость государственного оборонного заказа.
5. Земли закрытого административно-территориального образования находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности. В федеральной собственности находятся земли, занимаемые предприятиями (объектами), по роду деятельности которых и были созданы административно-территориальные образования. Эти земли передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям (объектам).
Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного закрытого административно-территориального образования принимаются Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. Управление этими землями осуществляется Правительством РФ.
В закрытом административно-территориальном образовании в соответствии с законодательством Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель.
Органы государственной власти субъектов РФ обязаны принимать меры по предоставлению земельных участков в ведение органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами данного образования.
6. В соответствии с Законом от 14 июля 1992 г. к участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, и совершению сделок с ним допускаются граждане Рос-
сийской Федерации, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории. Участие иных граждан и юридических лиц допускается по решению органов местного самоуправления данного образования, согласованному с соответствующими органами государственной власти.
Создание на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями допускается по решению органов местного самоуправления, согласованному с Правительством РФ.
7. Органы местного самоуправления данного образования, помимо определяемых законодательством о местном самоуправлении, в соответствии с Законом от 14 июля 1992 г. выполняют следующие функции:
а) координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе;
в) контролируют санитарно-эпидемиологическое, радиационное и экологическое состояние территории закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;
г) вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима административно-территориального образования;
д) участвуют в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;
е) по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;
ж) выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории, и др.
Глава 17. Финансово-экономические основы местного самоуправления
§ 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
Эффективность местного самоуправления определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления.
Как институт муниципального права финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.
Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.
Финансово-экономические основы местного самоуправления составляют: а) муниципальная собственность; б) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления; в) имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок для развития местного самоуправления.