Файл: Кутафин_Муниципальное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 16882

Скачиваний: 220

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Принятые сокращения

Раздел 1. Введение в муниципальное право

Глава 1. Муниципальное право — комплексная отрасль права

§ 1. Понятие и предмет муниципального права

§ 2. Правовое регулирование муниципальных отношений

§ 3. Муниципально-правовые нормы и институты

§ 4. Источники муниципального права

§ 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты

§ 6. Система муниципального права

§ 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации

Глава 2. Научная дисциплина муниципального права

§ 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права

§ 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России

§ 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук

Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления

§ 1. Основные теории местного самоуправления

§ 2. Муниципальные системы зарубежных стран

§ 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России

§ 4. Организация местной власти в советский период

§ 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе

Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия

Глава 4. Понятие местного самоуправления

§ 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя

§ 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

§ 3. Местное самоуправление — форма народовластия

Глава 5. Общие принципы местного самоуправления

§ 1. Понятие общих принципов местного самоуправления

§ 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения

§ 3. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

§ 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан

§ 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям

§ 6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

§ 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

§ 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

§ 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления

§ 10. Гласность местного самоуправления

§ 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении

§ 12. Государственная гарантия местного самоуправления

Глава 6. Функции местного самоуправления

§ 1. Понятие функций местного самоуправления

§ 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения

§ 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления

§ 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования

§ 5. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований

§ 6. Охрана общественного порядка

§ 7. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством

Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав

§ 1. Понятие системы местного самоуправления

§ 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления

Глава 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

§ 1. Местный референдум

§ 2. Муниципальные выборы

§ 3. Формы взаимоотношений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и населения. Институт отзыва в системе местного самоуправления

§ 4. Собрания (сходы) граждан

§ 5. Народная правотворческая инициатива

§ 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления

§ 7. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия

§ 1. Понятие и система органов местного самоуправления

§ 2. Представительные органы местного самоуправления

§ 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления

Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований

§ 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований

§ 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований

Раздел III. Основы местного самоуправления

Глава 11. Правовая основа местного самоуправления.

§ 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления.

§ 2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении

§ 3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов, Российской Федерации о местном самоуправлении

§ 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований

Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления

§ 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления

§ 2. Границы и состав территории муниципального образования

§ 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований

Глава 13. Организационные основы местного самоуправления

§ 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления

§ 2. Определение организационной структуры местного самоуправления

Глава 14. Структура и организация работы органов местного самоуправления

§ 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления

§ 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления

§ 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления

Глава 15. Муниципальная служба

§ 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы

§ 2. Понятие и виды муниципальных должностей

§ 3. Понятие и классификация муниципальных служащих

§ 4. Правовой статус муниципального служащего

§ 5. Прохождение муниципальной службы

Глава 16. Особенности организации местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях

§ 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях

§ 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях

§ 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)

§ 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения

§ 5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Глава 17. Финансово-экономические основы местного самоуправления

§ 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления

§ 2. Муниципальная собственность

§ 3. Местный бюджет и другие местные финансы

Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления

Глава 18. Предметы ведения местного самоуправления

§ 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления

§ 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления

Глава 19. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления

§ 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации

§ 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления

§ 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и иных органов местного самоуправления

Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования

§ 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс

Глава 21. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории муниципального образования

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.

§ 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности

Глава 22. Полномочия местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды

Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации

Глава 24. Полномочия местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения

Глава 25. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры

Глава 26. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения

Глава 27. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения

Глава 28. Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, гражданской обороны, воинского учета и призыва граждан на военную службу

Раздел V. Гарантии местного самоуправления

Глава 29. Понятие и система гарантий местного самоуправления

§ 1. Понятие гарантий местного самоуправления

§ 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления

§ 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления

§ 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления

Раздел VI. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Контроль их деятельности

Глава 30. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

§ 1. Понятие ответственности в системе местного самоуправления

§ 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением

§ 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

§ 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством

Учредитель устанавливает порядок приема в образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Прием граждан в муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования производится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

Органы местного самоуправления, в области образования располагают рядом исключительных полномочий. В их число входит планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования, которая основана на таких принципах, как гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Органам местного самоуправления принадлежит исключительное право на формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработку и принятие местных нормативов финансирования системы образования, которые должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних для данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения. Схема финансирования муниципальных образовательных учреждений определяется Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.


Органы местного самоуправления располагают исключительным правом на обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора образовательно-то учреждения; регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования; создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений1.

Федеральным законом от 16 мая 1995 г. «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратория на их приватизацию» введен мораторий на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов, включая объекты их производственной и социальной инфраструктуры, в целях сохранения системы государственного образования и обеспечения государственных гарантий на получение гражданами доступного и бесплатного образования.

Органам местного самоуправления принадлежит право создания и ликвидации местных (муниципальных) органов управления образованием, деятельность которых направлена на обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования на уровне государственных нормативов.

В соответствии с действующими нормативами они принимают меры к обеспечению обучающихся стипендиями, местами в общежитиях и в интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи.

Органы местного самоуправления создают самоуправляемые школьные округа, определяют их структуру и полномочия, назначают и увольняют по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием. Они назначают руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления.

В исключительном ведении органов местного самоуправления находится строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями, использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования. Они устанавливают дополнительные налоги и льготы, стимулирующие развитие образования.

Наряду с исключительными полномочиями органы местного самоуправления обладают в области образования также рядом других полномочий. Они несут ответственность за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования и обязаны осуществлять ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требования условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.


Органы местного самоуправления выдают лицензии на право ведения образовательной деятельности в случае наделения их соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации. Такие лицензии выдаются на основании заключения экспертной комиссии, в состав которой входят представители соответствующего органа местного самоуправления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием. Орган местного самоуправления, выдавший лицензию, обеспечивает контроль за соблюдением образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий.

По поручению государственной аттестационной службы органы местного самоуправления проводят аттестацию образовательных учреждений. Только с их согласия может быть осуществлена передача в их ведение государственных образовательных учреждений.

Муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям (если последние в них нуждаются) в решении вопросов содержания и развития их материально-технической базы.

Органы местного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскую деятельность образовательных учреждений, если она осуществляется в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу. Они также регистрируют индивидуальную трудовую педагогическую деятельность. При этом заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора.

Важную роль в закладывании основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте играет дошкольное образование. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из образовательного учреждения начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Образовательное учреждение в трехдневной срок обязано проинформировать органы местного самоуправления об исключении обучающегося. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

Органы местного самоуправления вправе в пределах своих полномочий принимать правовые акты, устанавливающие порядок и условия отчуждения собственником закрепленной за образовательным учреждением муниципальной собственности.


Муниципальные органы управления образованием в соответствии с Типовым положением об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г., зачисляют детей в оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, в соответствии с заключением клинико-экспертной комиссии абмулаторно-поликлинического учреждения или комиссии противотуберкулезного диспансера по месту жительства ребенка1.

Органы местного самоуправления принимают меры по созданию кадетских школ (школ-интернатов), имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще2. Они оказывают поддержку общественным объединениям, ведущим работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. В Указе Президента РФ от 16 мая 1996 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» органам местного самоуправления рекомендовано:

предусматривать при формировании соответствующих бюджетов выделение ежегодно средств для финансирования части затрат на осуществление деятельности военно-патриотических молодежных и детских объединений и поисковых формирований, организацию оборонно-спортивных лагерей молодежи;

предоставлять этим военно-патриотическим объединениям и формированиям право пользоваться помещениями школ, внешкольных учреждений, клубов, дворцов и домов культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях, а также содействовать выделению иных помещений для указанных объединений и формирований с предоставлением льгот по взиманию арендной платы.

Согласно Указу Президента РФ от 18 марта 1996 г. «Об утверждении Положения о премиях Президента РФ в области образования и Порядка представления работ на соискание премий Президента РФ в области образования» органы местного самоуправления вправе выдвигать работы на соискание премий в области образования.

Разграничение компетенции в области образования между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, регулируется в порядке, установленном законодательством субъекта Федерации. Разграничение компетенции в области образования между органами местного самоуправления регулируется в порядке, установленном уставом (положением) органов местного самоуправления.

Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления (п. 19, 22, 23, 25, 26 ст. 6 ) к числу вопросов местного значения, находящихся в ведении муниципальных образований, относит организацию и содержание муниципальных архивов; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; создание условий для организации зрелищных мероприятий.


Полномочия местного самоуправления в области культуры устанавливаются Основами законодательства о культуре от 9 октября 1992 г.1, а также рядом других федеральных законов, законов субъектов Федерации и иных нормативных правовых актов. Они регулируют культурную деятельностью органов местного самоуправления в следующих областях:

• выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

• художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

• художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

• самодеятельное (любительское) художественное творчество;

• музейное дело и коллекционирование;

• книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

• телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

• эстетическое воспитание, художественное образование, пе-. дагогическая деятельность в этой области;

• научные исследования культуры;

• международные культурные обмены;

• производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

• иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются .и осваиваются культурные ценности.

Согласно действующему законодательству в круг полномочий органов местного самоуправления в области культуры входит прежде всего осуществление государственной политики в области культуры на своей территории, являющейся совокупностью принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры. Политика государства в области культуры и пути ее реализации получают воплощение в федеральных государственных программах сохранения и развития культуры, разрабатываемых Правительством РФ.

Органы местного самоуправления формируют местные бюдже-лы и фонды развития культуры, а также принимают местные нормативы финансирования культуры. Согласно Основам законодательства РФ о культуре размеры ежегодных ассигнований на культуру в местных бюджетах не должны составлять менее 6% средств бюджета. Бюджетные ассигнования на финансирование культуры выделяются при формировании бюджетов отдельной строкой (фонд развития культуры). В эти фонды направляются также средства, полученные от предприятий, организаций и граждан, доходы от проведения лотерей, аукционов, выставок и других общественных мероприятий, продажи ценных бумаг и другие поступления, не противоречащие федеральному законодательству. Поступления средств из внебюджетных источников не являются основанием для сокращения бюджетных отчислений в фонды развития культуры. Средства фондов развития культуры расходуются на цели, предусмотренные положениями об этих фондах.