Файл: Экономическая теория.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 2137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ

3. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОСТЫЕ МОМЕНТЫ ПРОЦЕССА ТРУДА, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ И ЕГО ДВИЖЕНИЕ

4. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ. ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ И БЕЗГРАНИЧНОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ

5. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОМБИНАЦИЯ. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ

7. СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ЗАКОНЫ. МЕТОДЫ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ, ТИПЫ

9. ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ТИПЫ

10.ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ СВОЙСТВ ТОВАРА И СТОИМОСТИ

11. ДЕНЬГИ КАК КАТЕГОРИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ. ТЕОРИИ ДЕНЕГ

12.ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

13.ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА: СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ДЕНЕГ

14. РЫНОК: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ

15. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

П 17. БИРЖА И БАНК - ЗВЕНЬЯ РЫНКА: НАЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

18. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

19. МИКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. СПРОС НА ТОВАР И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ: ЗАКОН СПРОСА, КРИВАЯ СПРОСА, ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

20. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА И ЕГО КРИВАЯ. ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

21. ЦЕНА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ФУНКЦИИ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИИ ЦЕНЫ

22. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

23. ИЗДЕРЖКИ, ИХ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ. ТЕОРИИ ИЗДЕРЖЕК

24. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. РИСК В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

25. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

26. ФИРМА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИИ ФИРМЫ

27. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ НА РЫНКАХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

28. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ

29. КАПИТАЛ: РАЗЛИЧИЕ ТРАКТОВОК И ФУНКЦИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КАПИТАЛА

35. ЭК0Н0МИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, СТРУКТУРА (АПК, ВПК И ДР.)

36. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ

37. МАКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОРОТА НА УРОВНЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

38. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

39. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И МЕТОДЫ ЕГО ИСЧИСЛЕНИЯ

40. НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО: БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД, МЕТОД СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

41. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО ТИПЫ, ТЕМПЫ И МОДЕЛИ. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

43. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ГО ГРАФИК. РАВНОВЕСИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

44. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЯ. ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ И СБЕРЕЖЕНИЮ

45. ИНВЕСТИЦИИ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ИНВЕСТИЦИЙ

46. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЦИКЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА

48. ТРУД КАК РЕСУРС РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ТЕОРИИ ТРУДА

49. РЫНОК ТРУДА: ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. КРИВЫЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТРУДА

РЫНОК ТРУДА - ЭТО СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, НОРМ И ИНСТИТУТОВ, ОБЕСПЕ­ЧИВАЮЩИХ ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДА.

50. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА: ПРИЧИНЫ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

51. ДЕНЕЖНАЯ МАССА И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ В МОНЕТАРИСТСКОМ И КЕЙНСИАНСКОМ ПОДХОДАХ

52. КРЕДИТ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ

53. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Ценные бумаги, поступающие на биржу, проходят процедуру листинга, которая предполагает их отбор и допущение к торгам. Ценные бумаги, не внесенные в листинг, продаются на «уличном» рынке. 55. ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ

56. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

57. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА

58. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

59. МЕГАЭКОНОМИКА: ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

60. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЭВОЛЮЦИЯ

Ценные бумаги, поступающие на биржу, проходят процедуру листинга, которая предполагает их отбор и допущение к торгам. Ценные бумаги, не внесенные в листинг, продаются на «уличном» рынке.


55. ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ

В вопросе 12 было выяснено, что инфляция предполагает обесце­нение бумажных денег и рост товарных цен.

Однако в современном обществе связи, которые проявляются в инфляции, усложняются: практически прервалась зависимость бумажных денег от золота, нарушились традиционные законы денежного обращения и формируются новые, инфляция приоб рела интернациональный характер. Одна из причин этого состоит в том, что многие государства в увеличении выпуска денег увидели единственный способ стимулировать инвестиции и оздоровить экономику. Поэтому высокие темпы инфляции связаны прежде всего с постоянным увеличением выпуска бумажных денег государством в размерах, значительно превышающих потребности внутреннего обращения.

В результате: деньги обесцениваются, цены растут и, как след ствие этого, нарушается равновесие всех хозяйственных пропор­ций. С учетом вышесказанного можно заключить, что

СОВРЕМЕННАЯ ИНФЛЯЦИЯ - ЭТО ДИСБАЛАНС СПРО­СА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ ДРУГИХ ПРОПОРЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРОЯВЛЯЮЩИЙСЯ В РОСТЕ ЦЕН.

Различают открытую и подавленную инфляцию. Первая про­является в росте цен, вторая — в исчезновении товаров.

В УСЛОВИЯХ ПОДАВЛЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ, которая име­ла место в СССР, цены контролируются государством, поэтому при росте спроса на какой-либо товар цена не повышается (как это бывает в условиях рынка) и оказывается ниже равновесной. Возникает дефицит. В поиске нужного товара покупатели пере­плачивают торговцам, в результате деньги концентрируются в торговле, обходя сферу производства. Как следствие — у произ­водителей нет стимулов для увеличения выпуска товара. В итоге усиливается дисбаланс между спросом и предложением.

ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ ОТКРЫТОЙ ИНФЛЯЦИИ при­меняют несколько критериев:

  1. темп роста цен (индекс цен);

  1. степень расхождения роста цен по различным товарным группам;

  1. ожидаемость и предсказуемость инфляции.

С позиции первого критерия различают ПОЛЗУЧУЮ (уме­ренную) инфляцию, когда цены изменяются медленно, обычно до 10% в год; ГАЛОПИРУЮЩУЮ, когда рост цен измеряется сотнями процентов в год; ГИПЕРИНФЛЯЦИЮ, когда рост цен составляет более 1000% в год и возникает полное расстройство денежного обращения.

С позиции второго критерия выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную. При СБАЛАНСИ­РОВАННОЙ инфляции цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными, а при НЕСБАЛАНСИРО­ВАННОЙ — цены различных товарных групп по отношению друг к другу постоянно меняются.

С позиции третьего критерия выделяют ОЖИДАЕМУЮ и НЕ-ОЖИДАЕМУЮ инфляцию. Фактор ожидаемости сказывается на последствиях инфляции. Если фирмы и население знают, что в следующем году цены вырастут в 5 раз, то в условиях идеального рынка они в следующем году в 5 раз повысят цены на свои това­ры, и никто от ожидаемой инфляции не пострадает. А в случае неожидаемой инфляции рост цен даже на 10% сильно ухудшит экономическую ситуацию.


Различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения.

ПРИ ИНФЛЯЦИИ СПРОСА равновесие спроса и предложе­ния нарушается со стороны спроса. Такая ситуация возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появля­ется избыток совокупного спроса, который толкает цены вверх.

ИНФЛЯЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ называется также инфляцией издержек, так как она означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства. Они, в свою очередь, растут вследствие роста заработной платы и роста цен на сырье и энергию.

Принято считать, что источниками роста издержек и дисба­ланса экономики являются три фактора:

  1. Государство. Оно увеличивает издержки через эмиссию ценных бумаг, путем оплаты услуг фирм по завышенным ценам и через кредитно-финансовый механизм.

  2. Профсоюзы. Они требуют повышения заработной платы, что увеличивает издержки, за ними растут цены, затем — новое повышение окладов и т. д. В результате раскручивается «инфля­ционная спираль».

  3. Крупнейшие фирмы. Они имеют возможность устанавливать монопольно высокие цены и этим способствовать инфляционным процессам. В мировой экономической литературе эти три фактора называют главными причинами инфляции.

ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ НЕОДНОЗНАЧНЫ.

Кейнс доказывал и практика подтвердила, что умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.

Чрезмерный выпуск денег порождает негативные последствия, которые проявляются в следующем:

  • ухудшается положение людей с фиксированным заработком, у которых ограничивается потребление и сокращаются сГн* режения;

  • происходит скрытая государственная конфискация денп у населения;

  • падает уровень предпринимательской деятельности, и кнii и i н >\ покидает сферу производства, устремляясь в сферу оОрнпичшн или за границу. В экономической политике, направленной против инфляции, различают ДВА ПОДХОДА: один предусматривает приспособле­ние к инфляции, другой — ликвидацию ее антиинфляционными мерами.

К числу адаптационных мер (приспособление) относятся: ин­дексация доходов и контроль за уровнем цен. На частном уровне индексация доходов осуществляется через заключение коллектив­ного договора профсоюза с предпринимателем. Политика индекса­ции доходов в государственном секторе имеет целью не ухудшить положение государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных в сравнении с занятыми в частном секторе.

Второй метод (ликвидационный) — это стратегия активного снижения инфляции посредством экономического спада и роста безработицы. Издержки этого пути как экономические, так и со­циальные очень велики. Но результаты более эффективны, чем в адаптационной политике.


На практике большинство стран выбирает «компромиссный» путь борьбы с инфляцией, В основе этой теории лежит идея о том, что динамика безработицы и инфляции взаимообратны. Значит, правительство должно выбрать: либо безработица, либо инфляция. Одну из первых попыток установить связь между номинальной заработной платой и безработицей сделал Филлипс (1958). Он пришел к выводу, что снижение уровня безработицы сопровож­дается ростом цен и заработной платы (рис. 25), на что указывает кривая AD (КРИВАЯ ФИЛЛИПСА).

Но практика показала, что этот вывод характерен только для короткого периода. В длительном периоде (5—10 лет) даже низ­кий уровень занятости не спасает от роста инфляции, которую провоцируют профсоюзы и фирмы, повышая заработную плату и цены.

Статистика свидетельствует, что для снижения инфляции па 1% безработица в течение года должна быть на 2% выше своего естественного уровня. С идеей платить безработицей за снижение инфляции не все экономисты согласны. Пока эта проблема не имеет единого решения.

ИНФЛЯЦИЯ, СОПРОВОЖДАЕМАЯ СТАГНАЦИЕЙ ПРО­ИЗВОДСТВА, ВЫСОКИМ УРОВНЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ И ОДНОВРЕМЕННЫМ ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ ЦЕН, НАЗЫВАЕТСЯ СТАГФЛЯЦИЕЙ.

СТАГФЛЯЦИЯ

С ТАГНАЦИЯ

(прекращение экономического роста)

ИНФЛЯЦИЯ







56. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

ФИНАНСЫ - ЭТО СЛОЖИВШАЯСЯ В ОБЩЕСТВЕ СИС ТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПО ФОРМ И РОВАНИЮ, РАСПРЕДЕЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОНДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ.

Совокупность отношений по поводу использования фондом денежных средств через соответствующие учреждения составляет финансовую систему.

Политика, проводимая финансовой системой, называется финансовой политикой.

Финансы выполняют ряд ФУНКЦИЙ:

  1. Аккумулирующая состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства.

  2. Регулирующая — в стимулировании деятельности хозяй­ственных субъектов.

  3. Распределительная — в формировании денежных средств и их использовании через бюджет, социальное страхование и т. д.

  4. 4. Контрольная — в обеспечении правильности взимания на­логов и их использования по назначению.

Субъектами (носителями) финансовых отношений являют­ся: государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане. Отношения, возникающие между ними по поводу использования денежных фондов, сводятся к следующим группам:

  1. Между государством и предприятиями. Охватывают систему платежей в госбюджет и различные фонды государственных ор­ганизаций. На их основе формируется централизованный доход государства.

  2. Между фирмами. Строятся на основе договоров, в которых содержатся взаимные платежные обязательства.

  3. Между фирмами и банками по поводу получения и исполь­зования кредита.

  4. Между фирмой в целом и ее структурными подразделениями.

  5. Между государством и общественными организациями.

  6. Между государством и населением по поводу получения населением различного рода трансфертных выплат: пенсий, по­собий, стипендий и т. д. К ним относятся также выпуск займов, организация лотерей и т. п.

В ФИНАНСАХ РАЗЛИЧАЮТ ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ:

  1. Финансы населения.

  2. Финансы объединений, фирм и межотраслевых комплексов, т. е. децентрализованные финансы.

  3. Общегосударственные, т. е. централизованные финансы.

ФИНАНСЫ НАСЕЛЕНИЯ состоят из доходной части, образо­ванной первичными доходами семей, и из расходной части, кото­рая представлена всеми расходами и сбережениями населения.

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ (финансы хозяйст­венных субъектов) находятся в распоряжении фирм, объединений и организаций.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ (государственные) финансы — это главная часть всей финансовой системы. Они включают в себя государственное социальное страхование, государственное иму­щественное и личное страхование, государственный кредит, го­сударственный бюджет.

Государственный бюджет является ведущим звеном государ­ственных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.


БЮДЖЕТ — это смета (баланс) доходов и расходов. Доходные статьи бюджета:

налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные на­
логи, доходы от внешнеэкономической деятельности, рентные
платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства
ссудного фонда и др.

Расходные статьи бюджета:

финансирование экономики, социально- кул ьтурные програ м -
мы, НИОК- и НТ-программы, оборона, управление, целевые
программы, кредиты и помощь другим государствам.

В организации финансовой системы существует два принципа: ПЕРВЫЙ НАЗЫВАЕТСЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ ЦЕНТРАЛИЗ­МОМ и присущ административно-командной системе (в прошлом СССР и странам Восточной Европы). Он обязывал нижестоящие финансовые учреждения выполнять директивные указания цент­ральных финансовых органов.

ВТОРОЙ ПРИНЦИП НАЗЫВАЕТСЯ ФИСКАЛЬНЫМ ФЕ­ДЕРАЛИЗМОМ. Он утвердился в странах с развитой рыночной экономикой и предполагает, что местные бюджеты не входят сво­ими доходами и расходами в государственный бюджет. Местные органы власти из своего бюджета финансируют охрану обществен­ного порядка, школы, больницы и т. д.

Различают два состояния госбюджета.

НОРМАЛЬНОЕ, если расходная часть госбюджета равна до­ходной.

ДЕФИЦИТНОЕ, если расходы превышают доходы.

Причины дефицита госбюджета:

  1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экоио мики и уменьшения прироста национального дохода.

  2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

  3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политики
Меры по снижению бюджетного дефицита:

  1. Переход от финансирования к кредитованию.

  2. Постепенная ликвидация дотаций убыточным прсдпри ятиям.

  3. Снижение расходов на управление государством.

  4. Изменение системы налогообложения.

  5. Повышение роли местных бюджетов.

Существует ТРИ ТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБА ПОКРЫ­ТИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесто­чение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т. е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфля­цию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако по­литика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

В экономической теории имеется несколько подходов к ре­шению проблемы бюджетного дефицита.

ПЕРВАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИРО­ВАТЬСЯ ЕЖЕГОДНО. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. На­пример, экономика испытывает длительную безработицу, зна­чит, доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вто­рых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, ис­пользовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повы­шенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать соче­тание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.