ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 2205
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ
5. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОМБИНАЦИЯ. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ
8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ, ТИПЫ
9. ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ТИПЫ
10.ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ СВОЙСТВ ТОВАРА И СТОИМОСТИ
11. ДЕНЬГИ КАК КАТЕГОРИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ. ТЕОРИИ ДЕНЕГ
13.ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА: СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ДЕНЕГ
14. РЫНОК: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ
15. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
П 17. БИРЖА И БАНК - ЗВЕНЬЯ РЫНКА: НАЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
18. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
20. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА И ЕГО КРИВАЯ. ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
21. ЦЕНА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ФУНКЦИИ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИИ ЦЕНЫ
22. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
23. ИЗДЕРЖКИ, ИХ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ. ТЕОРИИ ИЗДЕРЖЕК
24. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. РИСК В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
25. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
26. ФИРМА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИИ ФИРМЫ
27. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ НА РЫНКАХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
28. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ
29. КАПИТАЛ: РАЗЛИЧИЕ ТРАКТОВОК И ФУНКЦИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КАПИТАЛА
35. ЭК0Н0МИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, СТРУКТУРА (АПК, ВПК И ДР.)
36. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ
37. МАКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОРОТА НА УРОВНЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
38. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
39. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И МЕТОДЫ ЕГО ИСЧИСЛЕНИЯ
40. НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО: БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД, МЕТОД СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
41. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО ТИПЫ, ТЕМПЫ И МОДЕЛИ. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
43. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ГО ГРАФИК. РАВНОВЕСИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
45. ИНВЕСТИЦИИ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ИНВЕСТИЦИЙ
46. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЦИКЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА
48. ТРУД КАК РЕСУРС РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ТЕОРИИ ТРУДА
49. РЫНОК ТРУДА: ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. КРИВЫЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТРУДА
50. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА: ПРИЧИНЫ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
51. ДЕНЕЖНАЯ МАССА И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ В МОНЕТАРИСТСКОМ И КЕЙНСИАНСКОМ ПОДХОДАХ
52. КРЕДИТ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ
53. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
56. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
57. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА
58. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
59. МЕГАЭКОНОМИКА: ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
60. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЭВОЛЮЦИЯ
-
Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы.
-
Спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение продаж товаров. При единичной эластичности коэффициент равен единице.
Коэффициент эластичности в математическом смысле всегда имеет знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении. Но для простоты анализа Кеп рассматривается как положительная величина.
Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается следующей формулой:
К - Процент изменения величины спроса / Процент изменения величины дохода
Качественные товары имеют положительную эластичность, так как рост доходов и спрос на них изменяются в одном направлении. Некачественные товары имеют отрицательную эластичность, так как рост доходов снижает спрос на них.
20. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА И ЕГО КРИВАЯ. ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ЭТО КОЛИЧЕСТВО ТОВАРОВ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ ДЛЯ ПРОДАЖИ НА РЫНКЕ.
Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок и наоборот.
ПРЯМАЯ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ЦЕНОЙ И КОЛИЧЕСТВОМ ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОДУКТА НАЗЫВАЕТСЯ ЗАКОНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой предложения S, где S (supply) — предложение, Р (price) — цена, Q (quantity) — количество (рис. 3).
От о oi
Р
Л
Pi
Qa Q\ Q2 Q3 Q
Рис.3
В отличие от кривой спроса кривая предложения поднимается вправо вверх.
Графически изменение объема предложения выражается в движении «по кривой предложения» SS. «Объем предложения» меняется тогда, когда изменяется только цена товара.
Нужно различать движение по кривой предложения и движение самой кривой.
Кривая предложения сдвинется вправо от SS к S^, если при тех же затратах на рынке предлагается больше продукции. Уменьшение же предложения товара сместит кривую предложения влево от SS к S2S2.
Движение кривой предложения происходит тогда, когда изменяется само предложение под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении предложения».
Выводы:
-
Движение «по кривой предложения» и изменение «объема предложения» происходит под влиянием цены товара.
-
Движение «самой кривой предложения» и «изменение предложения» происходит под воздействием неценовых факторов.
Рассмотрим воздействие на предложение неценовых факторов.
-
Цены на ресурсы. Их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение, т. е, переместит кривую предложения вправо. Повышение цен на ресурсы окажет обратное воздействие.
-
Технология. Ее совершенствование снижает цены на ресурсы и оказывает влияние, рассмотренное в пункте 1.
-
Налоги и дотации. Повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Кривая перемещается влево.
-
Цены на другие товары. Они могут сместить кривую предложения в ту или иную сторону. Так, фирма может сократить производство баскетбольных мячей, если повышается цена на футбольные.
Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения (К&).
v - Относительное изменение Q (в %) е Относительное изменение Р (в %) *
Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения предложения.
Предложение считается абсолютно эластичным, когда малейшее уменьшение цены товара (F) вызывает сокращение предложения (Q) до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения.
По возможности фирмы отреагировать на конъюнктуру рынка выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Это значит, что в краткосрочном периоде предложение абсолютно неэластично.
В среднесрочный период фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.
В долгосрочный период фирма может перестроить производство путем замены старого оборудования новым. Эластичность предложения в этот период становится максимальной.
Познакомившись с особенностями спроса и предложения, мы убедились, что спрос растет, когда цена товара понижается, а предложение увеличивается с ростом цены.
Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков кривых (рис. 4), Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, а цену, при которой возникает рыночное равновесие, — равновесной ценой.
Л
Pi
Рис.4
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА - ЭТО ЦЕНА, ПРИ КОТОРОЙ СОВПАДАЮТ ЖЕЛАЕМЫЕ ПОКУПКИ И ЖЕЛАЕМЫЕ ПРОДАЖИ И ОТСУТСТВУЕТ ТЕНДЕНЦИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕН И КОЛИЧЕСТВА ТОВАРА.
Если цена будет выше равновесной, то произойдет превышение предложения над спросом и, как результат, — затоваривание.
Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное время. Под влиянием конкуренции в условиях свободных цен она устанавливается на уровне равновесной.
Конкурентные равновесные цены устанавливаются не только на готовую продукцию, но и на исходные факторы производства (труд, земля, капитал). Ценообразование каждого из них имеет присущие именно ему особенности. Поэтому цены на них раскрываются с помощью специфических понятий: для природных ресурсов — арендная плата (земельная рента); для трудовых ресурсов (рабочей силы) — заработная плата; для капитала цена приобретает форму годовой процентной ставки, выплачиваемой его владельцу. (Эти проблемы рассматриваются в вопросах 32—34.)
Равновесная цена Может изменяться под влиянием многих факторов, наиболее существенными из которых являются налогообложение и контроль над ценами, осуществляемые государством.
Последствия налогообложения отрицательно сказываются и на потребителях и на производителях, так как повышение налога приводит к росту цены — значит к сокращению потребительского спроса, и, как следствие этого, — к сокращению производства.
При этом точка рыночного равновесия перемещается на более высокий уровень.
Государственное вмешательство в рыночное ценообразование тоже нарушает равновесие спроса и предложения. Оно чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия на социально значимые товары.
Результатом, как правило, становится товарный дефицит, который отрицательно скажется на всем обществе из-за недопотребления. Принудительное установление цены на уровне ниже рыночной даст новую точку рыночного равновесия, расположенную на более низком уровне (рис. 5).
D
Л
Р\
D S
|
D\ |
|
|
?г |
|
|
/е |
|
|
|
|
Pi |
|
\h/ |
Ъ |
|
|
|
Gi Q2 Q
Рис. 5. Принудительное «понижательное» ценообразование:
Е — точка рыночного равновесия до принудительного снижения цены; Е] — точка нового рыночного равновесия; Е{ — Е2 — товарный дефицит после снижения цен
21. ЦЕНА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ФУНКЦИИ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИИ ЦЕНЫ
В вопросе 20 было выяснено: равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю, т. е. цена спроса равна цене предложения.
А ЧЕМ ЖЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЦЕНА?
В предыдущих вопросах упоминалось о том, что одни авторы определяли ее предельной полезностью, другие — издержками производства, третьи — соотношением спроса и предложения, четвертые — стоимостью.
В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ наибольшее распространение получила концепция цены А. Маршалла, который сделал попытку объединить первые три концепции в одну.
Он отрицал существование стоимости и считал, что имеется только меновая стоимость, т. е. цена.
В коротком периоде времени большое значение имеет влияние на нее полезности, а в длительном — издержек производства. Нижней границей цены являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить их.
Формирование рыночной цены А. Маршалл рассматривал в трех периодах времени и различал мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие.
В условиях мгновенного равновесия предложение товаров фиксировано, поэтому цена полностью зависит от спроса: чем выше спрос, тем выше цена и наоборот.
В условиях краткосрочного равновесия спрос может измениться в ту или иную сторону, и если фирма не прореагирует, то цена станет ниже издержек и фирма понесет убытки.
В долгосрочном периоде предложение приспосабливается к спросу и устанавливается постоянная цена.
Определение цены на основе спроса и предложения имеет противоречие, отмеченное К. Марксом.
Суть его в том, что если спрос определяет предложение, а предложение — спрос и действуют они в противоположных направлениях, то они взаимно уничтожаются и цена должна быть объяснена чем-то другим. Чем же?
СОГЛАСНО ТЕОРИИ К. МАРКСА, основой цены является стоимость. Величина стоимости товара определяется общественно необходимыми затратами рабочего времени на его производство.
ЦЕНА ЕСТЬ ДЕНЕЖНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТОИМОСТИ ТОВАРА.
В каждом отдельном акте купли-продажи цена под влиянием спроса и предложения может отклоняться от стоимости.
Если спрос и предложение равны, то в основе рыночной цены лежит общественная рыночная стоимость, определяемая средней стоимостью, или индивидуальной, с которой производится основная масса товаров для рынка.
Если спрос значительно превышает предложение товаров на рынке, то в основе рыночной стоимости лежит индивидуальная стоимость товара, произведенного в худших условиях производства.
Если предложение товаров значительно превышает спрос, то рыночную стоимость будет определять индивидуальная стоимость товара, произведенного в лучших условиях производства.
В продолжительном периоде сумма рыночных цен приближается к сумме рыночных стоимостей.
Поэтому в данном подходе между стоимостью и ценой противоречие не просматривается.
Таковы в кратком изложении две полярные точки зрения на формирование цены товара.
В рыночной экономике цена выполняет ТРИ ГЛАВНЫЕ ФУНКЦИИ:
-
ориентирующую, которая дает информацию для действий покупателей и продавцов;
-
стимулирующую, которая способствует наиболее экономичным способам производства и рационализации спроса;
-
распределительную, благодаря которой распределяются доходы между участниками рыночной экономики.
Выполнение этих функций предполагает свободное движение цен без инфляции и монополии, которые искажают подлинную динамику цен.
При всем многообразии системы цен ее можно свести к трем видам: государственные, договорные и мировые. Государственные цены могут устанавливаться на продукцию предприятий-монополистов, на базовые для экономики данной страны ресурсы, на социально значимые товары.
Система государственных цен состоит из двух элементов:
-
фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством;
-
регулируемые цены, учитывающие изменение на рынке соотношения спроса и предложения.
Договорные цены — это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывающие только спрос и предложение на данный товар. Удельный вес договорных цен определяет степень «рыночности» экономики данной страны.
Мировые цены применяются в международной торговле и рассчитываются на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.
Каждая страна имеет свой уровень цен. Уровень цен — это средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за готовые товары и услуги, произведенные в стране.
Уровень цен выражается индексом.
Индекс цен — это соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг данного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базисном периоде.